Служение Отечеству как признак профессионализма государственного чиновника

Комментарий редакции

0
264
Время на чтение 4 минуты
Декан социологического факультета МГУ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Российской академии социальных наук Владимир Добреньков привел в пример для светских чиновников Русскую Православную Церковь.

Комментируя недавнее решение Президента России разработать критерии оценки эффективности деятельности государственных чиновников, В. Добреньков отметил, что подчинение всей своей деятельности высшей идее - в случае Русской Православной Церкви это идея служения Богу - единственное условие, при котором возможно преодолеть такие негативные явления в чиновничьей среде, как коррупция и злоупотребления.

"Как показывает история, лишь нравственное осмысление деятельности является инструментом, позволяющим достигать реальный результат на поле брани, в учебной аудитории, в министерском кабинете", - подчеркнул В. Добреньков. Он также высказал уверенность в том, что "если сфокусироваться лишь на формальных критериях оценки деятельности государственных служащих, цель введения стандарта может быть не достигнута. Например, можно предположить, что в означенный документ будут закладываться антикоррупционные механизмы. И если их определять лишь как систему контролирующего характера, неизбежны сложности: дело в том, что любая система мер, в данном случае мер антикоррупционных, вызывает создание со временем системы антимер, позволяющих коррупционным стратам мимикрировать под новые - более жесткие - обстоятельства, и этот процесс бесконечен".

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России. И именно в силу отсутствия такого отношения в новейшей истории нашего государства стали возможными те многочисленные политические и криминальные скандалы, свидетелями которых были мы в течение последних пятнадцати-двадцати лет.

"Взятка всегда больше зарплаты", - гласит печальная народная мудрость. То есть без нематериальной, над-материальной мотивации человеку, облеченному властью, трудно бороться с соблазном злоупотреблений. Ту же самую мысль эксперт-социолог выражает другими словами: "...Продвижению в решении вопроса коррупции послужит введение в систему критериев качества работы чиновников морального фактора, наделяющего истинным пафосом миссию государственного служения и выдвигающего в качестве ключевого контролирующего инструмента совесть человека".

"Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей, - говорится в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". - Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми". Вот эти религиозно-нравственные средства и рекомендует поставить во главу угла известный социолог.

Однако возникают закономерные вопросы: сумеет ли государство, практически утерявшее былые традиции в деле воспитания элиты, должным образом "вписать" схему функционирования российского чиновничества в какую-либо религиозно-нравственную систему координат? Каким образом будет культивироваться "пафос государственного служения" - притом, что в светской школьной педагогике (не секрет, что основы воспитания закладываются именно в школе, наряду с семьей) до сих пор идет нешуточная борьба против введения в общеобразовательные курсы предмета, который как раз и прививает детям и подросткам религиозно-нравственные ценности - "Духовно-нравственной культуры"? А единственным мерилом успеха в наше время считается не чистая совесть перед Богом и людьми, а материальный достаток и обладание властью?

Если при декларировании необходимости наличия морально-нравственной категории в оценках деятельности чиновничества государственная власть попытается вывести формулу какой-то усредненной нравственности - в отрыве от религиозных традиций нашего общества - ее ждет перспектива возвращения к опыту советского времени, когда "моральный кодекс строителя коммунизма", скопированный по форме с евангельских заповедей, по сути являлся тонкой подделкой, воздействовавшей на сознание адептов разрушительно.

Да и сама идея служения Отечеству - высокая и благородная - без религиозного осмысления утеряет всю свою основательность и будет обречена на неизбежное опошление и девальвацию. В конце концов, постсоветские годы с их развенчиванием всех мыслимых идеалов сделали свое дело: нынешний молодой человек (а именно молодому поколению предстоит завтра продемонстрировать свое соответствие или несоответствие высоким требованиям, которые предъявляет к государственному служащему наше время) привык руководствоваться в своей жизни почти исключительно материальными или, шире, материалистическими доводами. Не стоит обманываться: общий уровень религиозного самосознания в нашем обществе пока оставляет желать лучшего. И такие понятия как патриотизм, жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества - все они пока еще не стали нравственными категориями, на которые ориентировалось бы все наше общество целиком.

Но примеры служения идеалам все-таки есть. Справедливости ради отметим, что не только Церковь может явить сейчас примеры жертвенного служения. Таких примеров много среди военных, врачей, учителей, социальных работников - среди тех людей, чей труд не так заметен, но не менее важен, чем труд государственных служащих. И все же патриотические традиции нуждаются в приумножении и, возможно, в пропаганде на государственном уровне. Хотелось бы верить, что Президент В.В. Путин, говоря о новых критериях оценки эффективности деятельности государственных чиновников, это понимает и имеет в виду именно эту сторону проблемы.

У Церкви такое понимание точно есть; в "Основах социальной концепции" она обращается к своим чадам: "Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание". Какими путями будет развиваться народное самосознание и станут ли евангельские заповеди ориентирами для отечественных чиновников - вопрос будущего. Но это - принципиальный вопрос, который определит лицо нашего государства.

Хотелось бы, чтобы это лицо несло на себе отблеск высших идеалов - идеалов любви, добра, святости.

http://www.patriarchia.ru/db/text/377264.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Моисеев
Все статьи Михаил Юрьевич Моисеев
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08