Как серебро становится крестом

Новости Москвы 
0
191
Время на чтение 5 минут
Сколько человек работает над созданием нательного креста? В некоторых случаях - около двадцати. Секреты своей работы корреспонденту "НС" Алисе ОРЛОВОЙ раскрыли православные ювелиры мастерской "Софийская набережная"

Что лучше: золото или олово?

В нашей семье хранится нательный крест, который мой дедушка носил в сталинском лагере зашитым в шов телогрейки. Одна из сотрудниц храма царевича Димитрия (Москва) носит наследственный крест позапрошлого века, чудом уцелевший в период гонений. Кто-то из семьи, поддавшись общему атеистическому настрою, сжег в печке церковную утварь, а этот крест целым и невредимым нашли в золе. А вот такое признание я нашла на одном из сайтов: "В детстве мне бабушка изредка показывала мой крестильный крестик из червонного золота. И у меня всегда к нему было благоговение. Вера в Бога, во Христа представлялась чем-то золотым и таинственным. Это чувство до сих пор со мной".

Православный крест не ювелирное изделие, а святыня, поэтому важно, как и кем он делается. При храме Софии Премудрости Божией по благословению Святейшего Патриарха с 2002 года работает мастерская "Софийская набережная". Обычно нательные кресты просто штампуют, а там их отливают. Работа над крестом или образком начинается с эскиза. Художник, глядя в микроскоп, вырезает на кусочке серебра - будущем крестике или иконке - образ Спасителя или святого. Наталья САЖИНА, художник мастерской "Софийская набережная", поясняет: "Задача художника - с помощью резьбы передать горний мир. Я часто удивляюсь: смотрю в микроскоп на какую-то деталь и понимаю - сама я никогда так не сумею. Моя работа - это скорее служение, чем самовыражение. Свою личность я выражать не хочу. Не тесно ли мне в рамках канона? Канон - это не рамки, это отправная точка, фундамент. На нем мы и пытаемся строить дальше".

Эскиз художника дорабатывает мастер-модельер. Вручную вырезает надпись, орнамент, рамку образка, прорабатывает мелкие детали.

Готовую модель помещают между пластинами мягкой, как пластилин, сырой резины. После тепловой обработки затвердевшую резину аккуратно разрезают, заготовку вынимают, а в полученную форму заливают ювелирный воск. Восковые модели соединяют в виде елочки. Ветки елочки станут каналами для заливки металла, это позволит отлить много заготовок одновременно. Елочку помещают в литейную форму и заливают гипсом. После того как гипс застынет, воск удаляют, а гипсовую форму закаляют. Вот теперь можно залить в гипсовую форму расплавленное серебро. "Елочку" (теперь она стала серебряной) вынимают из формы и срезают с ее "веток" кресты или составные части сложных изделий.

Дальше будущий крестик или образок попадает к монтировщикам, они соединяют детали и устраняют мелкие дефекты. Смонтированные изделия взвешиваются на особо точных весах и отправляются в Государственную пробирную палату, где проверяется качество сплава и ставится проба. Затем крестик или иконка полируются. Отдел технического контроля проверяет качество. Иногда на финальном этапе изделие золотят или чернят (покрывают оксидом серебра). Чернение, подчеркивая отдельные детали, как бы прорисовывает лик заново, это похоже на рисунок карандашом. Работа эта настолько тонкая, что начальник производства, увидев готовое изделие, может сказать, кто именно из специалистов его окончательно обрабатывал. Весь процесс занимает от двух до шести месяцев, в изготовлении одного креста принимают участие около 20 человек.

В "Софийской набережной" стараются брать на работу православных людей, но не всегда необходимый специалист бывает воцерковленным. И все-таки на общей молитве, которая проходит в мастерской дважды в день, постепенно молящихся становится все больше.

Но зачем христианину дорогой крест, не лучше ли носить просто оловянный? Этот вопрос мы адресовали Надежде ЗУБАНОВОЙ, научному сотруднику отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея: "Материал, из которого создан крест, не имеет значения, важны вера и то чувство, с которым человек его носит. Просто драгоценные металлы практически вечные. По крайней мере, более долговечные, чем дерево или олово. Крест из золота или серебра может передаваться из поколения в поколение, становясь семейной ре ликвией. Должен ли быть крест красив? Крест должен быть каноничен. В таком кресте нет ничего лишнего или эстетского, каждый узор, символ наполнены смыслом, который раскрывается для человека по мере углубления его веры. Крест - символ Жизни, Спаситель умер за нас, смертию смерть поправ. Поэтому уже самые первые славянские надписи на крестах - это славословие Кресту".

Какой крест правильный?

"На рубеже IV-V веков Римская империя сделалась христианской, прекратились гонения, крест перестал быть для основного населения символом страдания и стал символом воскресения, - рассказывает протоиерей Михаил ВОРОБЬЕВ, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска. - Древнейшие русские кресты (X-XI века) найдены на территории Киева и Херсонеса. Они были четвероконечными с равными концами и не имели никаких изображений, кроме простого геометрического орнамента. Позднее формы нательных крестов становятся более многообразными. На лицевой стороне появляется изображение распятого Христа, в медальонах на поперечной перекладине - изображение Божией Матери и апостола Иоанна Богослова".
Приходилось встречать мнение, что изображение Распятия на нательных крестах не канонично. Поясняет протоиерей Александр САЛТЫКОВ, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: "Изображения Распятия на кресте появились только около VI века. Но я считаю, что сейчас носить кресты с изображением Распятия вполне допустимо. Сейчас нужно чаще напоминать людям, во что они верят, потому что они, к сожалению, не всегда об этом помнят. Напоминать о том, какие страдания принял за нас Спаситель, приходится даже на исповеди".

Допустимо ли носить крест поверх одежды?

Протоиерей Александр Салтыков: "Нет. Священник носит крест поверх одежды, чтобы было видно, что он священник. А мирянину зачем?"

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита - "крест всякой формы есть истинный крест". Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов. В церковном изобразительном искусстве встречается лепестковый крест, похожий на две перпендикулярно соединенные восьмерки. Один из самых распространенных сегодня крестов - это крест-распятие. Православная традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Череп у подножия креста - голова Адама - символизирует победу над смертью.

Иеромонах ДОРОФЕЙ (Баранов), клирик саратовского храма "Утоли моя печали", отвечая на вопрос, какие сейчас встречаются нарушения канона в продаваемых нательных крестиках, сказал: "В основном на крестах с Распятием - ошибки в изображении Голгофы: Спаситель без нимба; нет головы Адама, т. е. черепа с костями под Распятием. Но в ювелирных изделиях, выпускаемых церковными фирмами, такие ошибки встречаются редко".

В России распространены также шестиконечный "патриарший" крест (с верхней перекладиной), четырехконечный - "латинский" (римский) крест, шестиконечный "русский" (с нижней перекладиной). У восьмиконечного креста над средней, самой длинной, перекладиной находится прямая короткая перекладина, которая символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Понтия Пилата на трех языках: "Сей есть Царь Иудейский" (Лк. 23, 38), "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19, 19), а под средней перекладиной - короткая косая перекладина (подножие, на которое опирались ноги Спасителя). Равносторонний крест (корсунский) - крест такой формы князь Владимир вывез из Корсуни (Херсонес). Встречается четырехконечный крест с вариациями: к такому типу крестов относится каплевидный крест, на концах которого круглые завершения, а также крест-трилистник, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков.

Какой из этих крестов лучше? Исчерпывающе ответил святитель Димитрий Ростовский: "Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=14&article=679
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алиса Орлова
Все статьи Алиса Орлова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06