Новая встреча знакомых людей
- Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, об истории храма во имя Cвятых Царственных Страстотерпцев.- Университетскому храму первого сентября исполнится три года - он открылся в 2004 году. Тем самым была возобновлена, как сейчас говорят, традиция - но это больше чем традиция - российских университетов, при которых существовали православные храмы.
При саратовском Николаевском императорском университете до революции тоже был храм - часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Ее строительство было закончено в 1915 году. Настоятелем являлся протоиерей Алексий Преображенский, магистр богословия, профессор, один из самых образованных священников в Саратове той эпохи. По университетскому уставу того времени он был вторым человеком после ректора. После 1918 года часовня была закрыта: самыми первыми закрывали тогда храмы при образовательных учреждениях - по декрету об отделении Церкви от государства и школы. По имеющимся у меня сведениям отец Алексий в 1922 году умер от голода. Получается, что я - второй университетский священник, хотя и через огромный временной промежуток. И конечно, я не профессор и не обладаю такими правами в университете, какие были у него.
Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев открылся в приспособленном помещении. Нам отдали два класса в шестом корпусе университета, это в общей сложности около ста квадратных метров. Между ними сломали перегородку, сделали надлежащий ремонт. Внутри храм получился очень уютным - это отмечают все, кто к нам приходит. Говорят о теплой, почти семейной атмосфере...
- Наверное, это еще зависит от прихожан церкви...
- Конечно. Можно сказать, что за почти три года существования нашего храма в нем сложилась настоящая община, которая, может быть, и не во всех больших храмах сегодня есть. И в том, что храм маленький, корпоративный - скажем так, есть свое достоинство.
Костяк общины составляют преподаватели механико-математического, филологического, философского факультетов, сотрудники разных университетских структур. В дружный коллектив их объединяет то, что они все вместе трудятся и вместе молятся Богу Единому. Тут слово "коллектив" я употребляю не в советском его понимании, потому что коллектив советской эпохи непонятно на чем был основан и за счет чего держался - в нашем случае людей объединяет вера, храм, совместная работа. После воскресной службы прихожане остаются в храме, устраивают чаепитие, общаются, и я вижу, что наша община сплачивается по-настоящему. Все люди - грешные, между нами постоянно возникают какие-то противоречия, трения, а в общении в храме все эти противоречия чудесным образом преодолеваются, отношения нормализуются. Думаю, что если бы не было храма, то многие истории из нашей жизни оканчивались бы совсем по-другому.
Среди прихожан нашего храма есть и студенты. Конечно же, много молодых людей заходит перед экзаменами - поставить свечки, но есть и те, кто всей душой прикипел к храму. Некоторые в Церковь пришли, впервые переступив порог именно университетской церкви. Эти ребята - гордость и радость всей нашей общины. Очень важно, я считаю, что именно здесь они по-новому встречаются со своими преподавателями. Происходит еще одно чудо: студенты начинают понимать, что их преподаватели - это не просто люди, которые читают лекции и о которых можно и даже нужно забыть после сессии, но и настоящие учителя, наставники. Для наших прихожан-студентов преподаватель, который вместе с ними молится за богослужением в одном храме, это не только человек, дающий определенный набор знаний, но человек, придающий смысл этим знаниям, образовывающий студента, со своей стороны раскрывающий в нем образ Божий. Такие взаимоотношения - взаимоотношения учителя и ученика, а не только преподавателя и студента,- возможны, думаю, только при наличии общей веры, в одном храме.
Есть у нас и пенсионеры, хотя их очень мало. Это женщины, которые в свое время тоже работали в СГУ. Мы их очень любим.
Вообще, наш храм - один из самых "молодых" в Саратове. На Божественную литургию по воскресеньям приходит обычно около 45-50 человек, из них где-то 15 - дети. Средний возраст прихожан - от 30 до 45 лет.
- Получается, что в храме происходит и встреча с Богом, и новая встреча со знакомыми людьми?
- По-другому и быть не может. Преподобный Авва Дорофей представлял сообщество христиан в виде круга, в центре которого - Бог. И чем ближе люди в этом кругу стоят к Богу, тем ближе они друг к другу.
- Это и можно назвать общиной?
- Безусловно.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о молодых прихожанах храма Святых Царственных Страстотерпцев. Ясно, что в Церковь их привело искание смысла жизни. Но вот какими путями?
- Знаете, мне кажется, что молодых людей в храмах - не только в нашем, а вообще - могло бы быть больше, если бы они с детства, в школе и в семье, получили бы знания о религии вообще и о Православии в частности. Сегодня же дети растут под влиянием телевидения и ночных клубов, всего того, что принято понимать под молодежным образом жизни, и, конечно же, эта информация к Церкви не располагает. Поэтому для молодого человека сделать сознательный выбор в ее пользу - это очень серьезный шаг. Нужно либо пережить в своей душе серьезное разочарование, но в 18-19 лет это редко происходит, потому что это возраст стремления к радости, возраст, когда люди не замечают темных пятен на солнце удовольствий.
Второй путь, который приводит молодого человека в Церковь,- это путь знания. Вот, например, в СГУ на философском факультете есть кафедра религиоведения. Как религиоведу узнать изучаемую религию во всей ее полноте? Только в храме. Да и быть человеком с высшим образованием и не разбираться в вопросах религии - недопустимо. И многие студенты, которые хотят понять, что такое Православие, приходят и задают вопросы. Берут книги в храмовой библиотеке, приходят в лекторий. Читают, возвращаются с новыми вопросами. Я знаю, что если человек пытается разобраться, думает, сомневается, ищет, то он неминуемо придет к выводу, что в Бога невозможно не верить. А если в Бога верить необходимо, то и жить надо по Его заповедям.
Третий путь - это путь авторитета. Вот, например, прихожанин нашего храма Сергей Иванович Небалуев, доцент кафедры компьютерной алгебры и советник ректора, один из членов инициативной группы, по ходатайству которой храм при университете и был открыт,- мастер спорта по русской борьбе. У него очень много учеников, которые видят и понимают, что Сергей Иванович - верующий человек, его вера не пропадает в спортзале, отражается во всех поступках, которые он совершает. И ребята тянутся за ним. Вместе приходят на службы, пытаются подражать своему учителю и шаг за шагом обретают свой путь.
- Я знаю, что у Вас в храме и еще одно чудо произошло - семья образовалась...
- Да, в прошлом году, в июле, я обвенчал супружескую пару: молодого доцента мехмата Александра Водолазова и выпускницу того же факультета Валентину Шавырину.
Что здесь примечательного? Александр и Валентина нашли друг друга именно благодаря храму при СГУ, ведь пять лет они ходили одними и теми же коридорами IX корпуса, могли множество раз встретиться, но узнали друг о друге только в стенах нашего храма. Саша ходит сюда со дня его основания. Валя пришла позже, но они в первую же неделю познакомились с Сашей. Это случилось в день именин Валентины - 23 февраля. Такое обыкновенное чудо.
- Это было единственное венчание?
- Нет, венчаний в храме было уже три. Венчаются постоянные прихожане, те, для которых наш храм уже стал родным домом.
О свободе и любви
- Отец Кирилл, помню по своим сверстникам, что в минуты душевного кризиса, разочарования в окружающей действительности в храм идти не хочется, хочется идти путем отрицания общества, его установлений. Что ведет человека по этому пути?- По пути отрицания общечеловеческих (читай - христианских) ценностей идут не только молодые люди в состоянии кризиса. Вспомним о революционерах, о современных террористах...
А ведет по этому пути сатана, больше некому. Сатана очень умен, он постоянно соблазняет человека, сбивает с верного направления. То, что называется в православной терминологии соблазном,- это выдача желаемого за действительное. Соблазн - это подделка, фальшивое золото, которое манит человека. Это некая наживка, которую человек проглатывает и оказывается на крючке. Что такое отрицание общества? Это свобода, свобода и еще раз свобода. Действительно, свобода важна для человека, все Священное Писание проникнуто призывами к свободе. И сатана тоже дает свободу, но - ложную, которая приводит к тотальной несвободе. Чем дальше человек находится под воздействием иллюзии, тем дольше длится его плен. Механизм соблазна прекрасно описан в книге Клайва Льюиса "Письма Баламута" (кстати, всем советую почитать). Это повествование в письмах: старый черт Баламут учит своего молодого племянника, Гнусика, как лучше уловить людей в свои сети. Гнусик занимается как раз созданием конструкций ложной любви, свободы, которые оборачиваются прямой противоположностью, если человек в Гнусиковы сети попал. Вырваться оттуда очень сложно, для того нужна сильная воля и стремление к совершенству, истине. А совершенствование возможно только в Боге.
- Настоящую свободу можно обрести лишь в Церкви. Что такое эта свобода, полная и безграничная?
- Объяснить это невозможно - можно только почувствовать...
У нас сегодня о свободе очень много говорят, каждый ее требует. Но к настоящей свободе мало кто готов. Настоящая свобода - это тяжкий труд и колоссальная ответственность, на которую способны единицы. Людям гораздо проще находиться в рамках того, что в Священном Писании называется законом. Апостол Павел в своих посланиях говорит как раз о законе и свободе, называя ее благодатью. И это неслучайно, в Евангелии нет ни одного бессмысленного слова. В законе все понятно, и даже многие церковные люди предпочитают жить по закону, больше ценя обряд. И сколь далек от них дух Христовой свободы... Достижение ее - это и есть достижение благодати, святости. А это дело не одного года, это цель всей жизни.
- Что такое любовь?
- Да, это вопрос для отдельного и долгого разговора...
Отвечу вам словами апостола Иоанна Богослова: "Бог есть любовь". Это очень четкое определение сущности Бога как Любви. То чувство, которое трепещет в сердце каждого человека, если оно не совсем очерствело, является отблесками любви Божественной. Другое дело, что эти отблески видны сквозь очень мутное стекло...
Русский язык, конечно, велик и могуч, но по отношению к любви бедноват. "Люблю" можно сказать и о муже, и о, например, кошке. А вот в греческом языке понятие "любовь" передается четырьмя лексемами. В Священном Писании употребляются два из них.
Агапан - когда Господь говорит: "любите врагов своих". Никто не будет спорить о том, что любовь к новорожденному ребенку и к злейшему врагу - не одно и то же, правильно? И полюбить своего врага - это значит дорасти до понимания того, что твой враг - такой же человек, как и ты, полюбить разумом. Понять, что враг имеет грехи, но и ты не безгрешен. И судить его может только Бог. Еще один глагол, который употребляется в Библии,- филин, означающий внутреннее единение душ. Несовершенство перевода этих глаголов на русский язык особенно ярко видно, когда в Евангелии описывается встреча Христа с апостолом Петром уже после Его Воскресения (см.: Ин. 21, 15-17). Христос трижды спрашивает у Петра: "Любишь ли ты Меня, Петр?". Петр все три раза отвечает: "Люблю тебя, Господи", а потом почему-то плачет. О чем плачет Петр? Дело в том, что первые два раза Господь употребляет в вопросе глагол "агапан", то есть: "Любишь ли ты Меня всем разумением своим?", и апостол без сомнения отвечает утвердительно. А в третий раз Христос употребляет глагол "филин", то есть "Любишь ли ты Меня всем сердцем своим? Одно ли оно у нас с тобой?". И Петр плачет, потому что понимает, как он недостоин ответить "Да" на третий вопрос...
А что касается того, что понимают под любовью молодые люди... Тяжело об этом говорить, на самом деле... Как я и говорил, на молодых людей сильное влияние оказывает телевизор. Возьмите хотя бы реалити-шоу "Дом-2", где якобы строят "любовь"... Что это за любовь, кто и как ее строят? Или вот такой пример: недавно переключал каналы телевизора и случайно попал на передачу, где парень должен был выбирать между четырьмя девушками, которые пускались во все тяжкие, чтобы завоевать его расположение. Зачем, кому нужны эти передачи? А ведь они рисуют поведенческие модели, диктуют, как нужно поступать в этой ситуации, как - в той. Смотрят на это 14-летние подростки и учатся жить, мотают на ус: как нужно себя вести, чтобы мальчик или девочка обратили внимание. Потом подобное теле-"воспитание" выливается в страшные трагедии в личной жизни. Статистика по Саратовской области: на 100 браков - 89 разводов. А ведь на женитьбу тоже не каждый решается...
Вообще, брак, семья - это работа, труд, школа любви. На самом деле, любовь - это не прирожденное чувство, от природы нам дается только то, что на греческом языке называется эросом - волнение души человека. Другой любви - умению отдавать себя другому человеку, ничего не требуя взамен,- нужно учить мальчиков и девочек.
Беседовала Наталья Волкова
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4136&Itemid=4