О подвигах и чудесах

Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что

0
223
Время на чтение 3 минуты
Русскую художественную традицию в наше время приходится собирать по крупицам. Международная выставка 'Свет миру' подтверждает, что православное искусство живо до сих пор.

После взрывов церквей и "освидетельствования" святых мощей, после расстрелов икон, начиная с кремлевского Николая-чудотворца, и превращения монастырей в трудовые артели трудно представить себе Россию колыбелью бережно пестуемой религиозной традиции.

Немалое затруднение еще и в том, что людей, способных эту традицию сохранять и развивать, сейчас - считаные единицы. Православный китч - явление столь распространенное в наши дни, что о нем и говорить скучно. Лампады, похожие на чашки из мещанских сервизов, и иконы в сусальном стиле "вырви глаз" для нас, увы, давно не новость.

Поэтому с удивлением и радостью можно остановиться на тех явлениях, которые имеют непосредственное отношение к православному искусству. Международная выставка "Свет миру", прошедшая в Манеже с 30 января по 3 февраля, - хороший тому пример.

Иконописные мастерские России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Греции и Канады представили множество красивейших своих работ. Строгая связь с "преданьями старины глубокой" и вместе с тем свое тонкое, современному творцу присущее видение просматривается в иконах, выставленных такими мастерами, как, например, Алексей Мезенцев из Торонто (Канада).

Если к иконе можно в какой-то мере применить определение "со вкусом выполненная", то это вполне применимо и ко всей экспозиции в целом. В разделе современной иконописи можно было полюбоваться работами российских мастеров: мозаичиста Александра Корноухова, иконописцев Владимира Фирсова, Александра Чашкина, Александра Лавданского.

Особое место занимают здесь и иконы ярославской школы (к примеру, иконописной мастерской "Покров" из Рыбинска). Невольно останавливаешься перед яркими, изукрашенными цветами праздничными образами, такими, как, например "Неувядаемый цвет". Лик Богоматери обрамлен пестрыми узорами, где переплетаются лепестки и листья.

Отблеск этих цветов говорит и в другом месте выставки: разделе старинных икон - музейных раритетов и экспонатов из частных коллекций. Здесь иконы XV, XVII, XVIII веков. Цветущие орнаментом доски, черно-алые бутоны, нимбы в цветах. Это неожиданное, великолепное и царственное русское искусство. Пламенеет Святая Троица XVIII века из древней Костромы, ярко-красным горит "Огненное Вознесение пророка Илии", и тонким каштаново-розоватым орнаментом сияет нимб Богоматери Владимирско-Волоколамской иконы конца XVII века.

Совсем рядом черно-белые фотографии со Святой горы Афон. Бородатые монахи сосредоточенно и умиротворенно работают: "Кожевенная мастерская", "Литейный цех", "Свечная мастерская". Паломничество на Афон членов Российского Императорского дома. Фотографии обязаны своим появлением здесь едва ли не чуду: греческий фотохудожник Костас Асимис нашел стеклянные негативы второй половины XIX века и после долгой, кропотливой работы представил современникам внутреннюю жизнь монастыря давно прошедших времен.

Мастер сетует, что невозможно и представить, какими изначально были эти изображения, что за работа была проделана, чтобы явить миру эти живые, кажется, лишь недавно отснятые фотографии. "Это только так кажется, что это современные снимки: вот этого здания уже давно нет, оно снесено..."

Кстати, крестным ходом с новонаписанной в Греции иконой "Собор Русских афонских святых" выставка была открыта, так что Афону здесь было уделено особое почетное место.

Идешь дальше и встречаешься с совершенно неожиданными вещами, приводящими на память какую-нибудь ярмарку прошлых времен: лаковыми шкатулками из Мстеры и Палеха, чудными афонскими маслами и благовониями под совершенно рождественской вывеской "Дары волхвов".

После раздела пестрых детских рисунков из изостудий воскресных школ попадаешь совсем в иное пространство: блестят стеклянными дверцами большие свечные фонари разнообразных форм. Оказывается, такие изготавливают в Греции - укрепляют на могилах. Для России это изобретение едва ли подходит: уж больно они красивы, чтобы рискнуть оставить их без присмотра...

Поодаль располагаются шитые серебряными нитками иконки, льняные полотенца Трехгорной мануфактуры, фотографии белеющих колокольнями и стенами монастырей на берегах озер... Это раздел "Возрождение храмов и монастырей России". Что-то и здесь есть от старинной ярмарки: банки с монастырским медом, конечно же, восковые свечи, образки... На выставке, между прочим, можно было посетить мастер-класс по иконописи и фресковой живописи, поглядеть, как работают мастерицы, вышивающие золотой нитью и жемчугом, поучиться плетению на коклюшках, поглядеть на красочные иллюстрации священных книг... Так что "преданий старины глубокой" здесь было предостаточно.

Из этого "сельского" измерения, как из легкого транса, выводила зрителя современная сакральная скульптура. Это жанр особый, на любителя. Здесь были представлены самые разнообразные сюжеты: образы Николая II и сюжеты из Нового Завета, небольшие сцены из церковной жизни вроде крещения благостных младенцев величавыми пастырями (скульптура "Крещение" Елены Безбородовой)...

Так что здесь было на что посмотреть. И поразиться, и вздохнуть, и порадоваться, и сделать выводы на будущее. А может, даже и на настоящее - коли уж речь идет о традиции и передаче живого религиозного знания, которое, на удивление всем, существует и поныне. Как говорит Максим Клименко, пресс-секретарь выставки: "В жизни есть место подвигу. И чуду".

http://religion.ng.ru/style/2007-02-07/8_wonders.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Муравьева
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Дарвин или Моисей?
Богословие и наука в поисках истины
12.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Где взять красок для истины
Единственным бесспорным, чуть не апостольским авторитетом для Николая Ге был Лев Толстой
03.11.2005
Все статьи Надежда Муравьева
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06