Дарвин или Моисей?

Богословие и наука в поисках истины

0
212
Время на чтение 4 минуты
В современном мире бытует мнение, что к так называемым предельным вопросам, а именно к проблеме начала и конца вселенной, наука и богословие относятся диаметрально противоположным образом. Представляется, что классическое научное видение главных вопросов бытия не приемлет идею Создателя всего сущего, исповедуя идеал естественной причинности.

Размышляя о связи между научным подходом к предельным вопросам бытия и богословскими концепциями на эту тему, следует обозначить некую "нейтральную территорию". На ней не происходит насильственного внедрения идей одной мировоззренческой системы в другую: богословие не посягает на автономию науки, а та, в свою очередь, не пытается объяснить мироустройство, a priori отвергая участие в нем Творца.

Эта "нейтральная территория", столь необходимая в наше время философам, богословам и ученым, так же может быть названа возможностью диалога. Именно ее и предоставил Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ) своим гостям на международной конференции "Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология", прошедшей с 8 по 12 ноября под Звенигородом при поддержке John Templeton Foundation.

Собравшихся интересовало прежде всего поле мирного диалога (если принять во внимание подчас довольно напряженную обстановку споров богословско-научного характера в современном мире). Как отметил в своем вступительном слове ректор ББИ Алексей Бодров, в данном случае важно "взаимодействие разных дискурсов", живое общение людей, нацеленных на поиск истины. Поэтому кроме обязательных докладов в программу конференции были включены круглые столы и так называемые панельные дискуссии, где собеседники могли непредвзято и свободно высказываться по интересующим их вопросам.

Среди насущных для теологии и науки тем, затронутых собравшимися, можно назвать такие значительные, как эволюция вселенной и биологическая эволюция в свете богословского подхода, характер соотнесения богословских концепций творения и эсхатологии с современной космологией и множество других. Не обошли вниманием и насущный вопрос, неминуемо попадающий в поле зрения ученого-христианина: как соотносятся богословские концепции грехопадения, Спасения и Последнего Суда с антропологической наукой в ее современном виде.

Известный богослов Иннокентий Павлов, рассматривавший в своем докладе идею первородного греха в проекции научно-технического и социального прогресса, не преминул заметить, что "независимо от того, является ли космология предметом нашего (то есть собравшихся) научного интереса или же областью философского и богословского осмысления, сама постановка ее тематики, в которой четко обозначены идеи творения и эсхатологии, безусловно, выдает в нас христиан". Меж тем, по словам докладчика, "нынешняя цивилизация, ставшая в виду своей информационной универсальности цивилизацией глобальной, как бы нам этого ни хотелось, не может уже рассматриваться как цивилизация христианская".

Участники конференции, среди которых были римско-католический архиепископ Люблина философ и богослов Юзеф Жичиньский, вице-президент Форума по науке и религии Джон Хэдли Брук (Великобритания), бывший директор Ватиканской Обсерватории иезуит Джордж Койн, сотрудник Института космоса и гравитации при Университете Портсмута (Великобритания) Алексей Нестерук (доклад "От непознаваемости вселенной к телеологии разума"), российский философ, профессор Владимир Порус, ученый-генетик Галина Муравник и многие другие, строили диалог, имея дело с этим своеобразным парадоксом. Осмысливали они его по-разному, всегда неожиданно и подчас крайне любопытно.

Так, Галина Муравник в своем докладе "Биологическая эволюция: интеллектуальный соблазн или пространство божественного откровения" утверждает, что идеи эволюции - это механизм развертывания божественного замысла: воплощение Логоса в материальном мире. Докладчица подчеркнула, что необходимость выбора, обозначаемого как "Дарвин или Моисей", снимается, если принять во внимание последние открытия в области молекулярной генетики и эволюционной эмбриологии.

Ближе к концу конференции прозвучал ряд небезынтересных докладов, связанных скорее с осмыслением российской культурной парадигмы, поскольку не последнее место в ряду обсуждаемых вопросов заняли проблемы этического и морального свойства. Вячеслав Океанский, заведующий кафедрой культурологии Шуйского государственного педагогического университета, выступил с докладом об "Образах звезд и мироздания в русской метафизической лирике XVIII-XX вв.". В нем развивалась идея о том, что "научные вселенные" XX века (такие, как вселенная Эйнштейна, Хокинга и т. д.) находили свое отражение и даже предвосхищались в русской поэзии.

Однако не обошлось без жарких споров: известный ученый, доктор философских наук Виктор Бычков сообщил собравшимся, что, по его мнению, с мировой культурой на данном этапе дело обстоит весьма сомнительным образом, проще говоря, ее нет. Возражая ему, Алексей Нестерук заявил, что "культура, как и вселенная, находится в постоянном становлении и, значит, говорить о конце времен еще рано". Это заявление вызвало оживленное обсуждение за круглым столом. Так в очередной раз удалось реализовать принцип взаимодействия разных дискурсов.

Рассуждение о предельных вопросах бытия в свете науки и богословия - задача сложная и подчас неблагодарная. На этом пути ученый и теолог встречает немало искушений и неожиданных ловушек. И все же на "нейтральной территории" возможно сопряжение двух областей - и теологической, и научной. Как выразился один из участников конференции богослов Нильс Хенрик Грегерсен (Дания): "Христианская идея о Триедином Боге представляет уникальные возможности для развития онтологии, родственной концепции физической материи как объединенного поля массы, энергии и информации".

Возможно, мысль богословская и мысль научная движутся параллельно? Это покажут новые "поля свободного диалога" богословов и ученых.

http://religion.ng.ru/style/2006-12-06/8_darvin.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Муравьева
О подвигах и чудесах
Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что
09.02.2007
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Где взять красок для истины
Единственным бесспорным, чуть не апостольским авторитетом для Николая Ге был Лев Толстой
03.11.2005
Все статьи Надежда Муравьева
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35