Где взять красок для истины

Единственным бесспорным, чуть не апостольским авторитетом для Николая Ге был Лев Толстой

0
224
Время на чтение 4 минуты
"Когда для меня открылся смысл жизни, то я ужаснулся, посмотрев, где я был, и каждую минуту, каждое мгновение все больше и больше растет тот свет, та ясность, без которой я уже не могу жить, и в этом такое счастье, что без этого я не мог бы быть таким спокойным, разумным, - я бы и себя мучил, но, что хуже всего, я мучил бы других..."

Так писал дочери Льва Толстого Татьяне человек, в чем-то очень похожий (по складу ума, по внутреннему мучению) на ее знаменитого отца. Впрочем, и сам писавший был к тому времени весьма известен. Это был Николай Николаевич Ге, один из главных художников-передвижников, когда-то за талантливость посланный Академией за границу, в Италию, постигать живописные миры на казенный счет. Приход его к Толстому и толстовству, о которых он и пишет в своем письме, был не просто неслучаен - он вытекал из всей предыдущей жизни религиозного художника-нестяжателя.

Его произведения не находили у публики (и в особенности у цензуры) живого отклика. Картины снимались с выставок, бедность преследовала, пришлось уехать на отдаленный малороссийский хутор и совсем "затвориться от мира". Там, по свидетельству Татьяны Толстой, он "тосковал без дела и без цели", пока не встретился со статьями и размышлениями "яснополянского исполина". Настало время "выбираться из темноты". Можно сказать, что уже не один раз река его жизни круто меняла свое течение, и впору было только поразиться мужеству и отваге немолодого уже художника - ведь он сам строил свою жизнь, без оглядки на ходульные авторитеты. Единственным бесспорным, чуть не апостольским (даже едва ли не божественным) авторитетом после душевного переворота стал для него Лев Толстой. Недаром Ге замечал, что отныне оба они "живут одной верой и одним умом".

"Надеюсь, милый друг, что доплыву до того места, где Вы стоите. Не брошу, не отстану и верю, что Бог мне поможет". В этом послании 1884 г. так и видится образ Толстого, стоящего на бурливых волнах и ожидающего маловерного своего ученика. Трудно, конечно, сказать, где, по мнению художника, "стоял" Лев Николаевич - на берегу ли, на водах ли, но картинка тем не менее складывается очень евангельская.

Помимо главного - духовного единодушия - с Толстым роднило Ге столь многое, что и передать трудно. Оба были вегетарианцами, оба признавали настойчивую необходимость физического труда (Ге, например, у себя на хуторе занимался садом, разводил пчел и научился как-то особенно класть печи), оба с нежностью и уважением относились к "простому народу". "Кто выдумал, что мужики и бабы, вообще простой люд, - грубы и невежественны? Я не встречал такой тонкости и деликатности никогда и нигде..." - замечал художник в одном из своих писем Толстому. Закончив картину, он непременно созывал своих соседей-крестьян и с почтением выслушивал их суждения, причем отнюдь не с позиции "суди, дружок, не выше сапога".

Нравственная проповедь Ге после того, как жизнь его обрела новый смысл, кроме близких к Толстому людей почти не находила сторонников. Как-то он умудрился своими рассуждениями даже напугать художника Коровина, записавшего после ухода гостя: "У меня был Ге, говорил о любви и прочем. Да, правда, любовь - это многое, но о деньгах он как-то отвернулся... Во мне нет корысти. Я бы действительно хотел петь красками песню поэзии, но я не могу - у меня нет насущного. А если я буду оригинален, то и не пойду по ступенькам признания, и поэтому принужден быть голодным".

Так что "о любви и прочем" легче всего было разговаривать с Толстым. С ним он беседовал и о том, что постоянно занимало его ум - о личности и учении Христа. Уже первая его картина, "Тайная вечеря", свидетельствует о живом увлечении этой темой, но все же истинный "Страстной цикл" обязан своему появлению знакомству с "великим писателем земли русской". По словам художника, прежде он любил и понимал Христа только сердцем, а теперь стал понимать Его и умом.

Он всегда носил с собой Евангелие и часто бывало так, что умиротворяя яростно спорящих, он доставал "книгу книг" из кармана и зачитывал подходящий к разговору отрывок. "В этой книге есть все, что нужно человеку", - любил говорить он.

Лев Толстой во многом уважал и ценил творчество Ге именно за это "понимание Христа умом". Сам он рассуждал об этом предмете так: "Картины Ге проникнуты идеей, и я отхожу от них с желанием добра, с сочувствием ближнему". Знаменитая картина Ге "Распятие Христа", которую художник писал "в согласии с исторической правдой" (то есть крест на картине необычайно низок и пальцы ног распятого упираются в землю, сам же распятый Христос - тщедушный, изможденный и некрасивый человек), своей "достоверностью" вызывала уважение Толстого.

Николай Николаевич никаких полетов воображения не приветствовал и как-то, посещая вместе с графом Толстым Третьяковскую галерею, очень негодовал по поводу васнецовского "Распятия". Его возмущали ангелы на картине. "Нет, вы скажите, зачем тут птицы-то, птицы-то эти!" - восклицал "патетический реалист" (как его прозвал кто-то из современников), стоя у нашумевшего полотна. Лев Толстой возмущался большекрылыми ангелами на пару с художником.

Иногда, впрочем, доходило и до курьезов: художник А.Куренной, недолгое время бывший учеником Ге, в своих воспоминаниях воскрешает следующую сцену: "Н.Н. остановился перед своим эскизом, указывает мне на него и говорит: "Вот эскиз "Христос и эллины"... Это если написать красками, можно много красоты живописью выразить, будет картина, - а углем что можно передать?" А я и говорю: "Так почему же, Н.Н., вам не начать писать красками, краски же у вас есть, и много". - "Да Лев Николаевич говорит, что только углем для народа надо рисовать!" - "А когда Лев Николаевич пишет что-нибудь, спрашивает вас, как надо написать?" - "Да, иногда советуется". - "И всегда делает так, как вы посоветуете?" - "Нет, не всегда". Я всегда был прост и прямолинеен и поэтому сказал Н.Н.: "Охота вам слушать в этом Льва Николаевича, хочется писать красками - пишите!" Тогда Н.Н. говорит: "Да, Лев Николаевич никогда не был живописцем, и потом, знаете, он дальтонист, для него черное или краски - все равно!"

Думается, что "дальтонистом" Ге назвал своего любимого учителя и единомышленника не в прямом смысле. Так и хочется сказать: может, он имел в виду, что в погоне за "идеей" могут потеряться какие-то важные краски и чрезмерно упростится творческий замысел, сделается, так сказать, черно-белым? Сомнительно.

И тем не менее слово - не воробей, хотя оно и не отражает в полной мере то живое, трепетное и трогательное общение душ, которое освещало жизнь двух "мастеров религиозных исканий" - Льва Толстого и Николая Ге.

http://religion.ng.ru/art/2005-11-02/6_kraski.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Муравьева
О подвигах и чудесах
Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что
09.02.2007
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Дарвин или Моисей?
Богословие и наука в поисках истины
12.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Все статьи Надежда Муравьева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07