itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жены-мироносицы наших дней

0
234
Время на чтение 4 минуты
В середине февраля в Братиславе прошла представительная Международная конференция "Роль женщины в современном мире: православный подход". Она была организована Международным фондом единства православных народов и Автокефальной Поместной Православной Церковью Чешских земель и Словакии с участием членов Межпарламентской Ассамблеи православия (МАП), политических и религиозных деятелей, ученых и публицистов из 22 стран мира.

Конференция открылась вступительным словом президента Фонда единства православных народов профессора Валерия Алексеева. В нем он, в частности, огласил приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Также прозвучали приветствия и послания участникам конференции, сделанные от имени президента Словацкой Республики Ивана Гашпаровича, Патриарха Сербского Павла, Патриарха Антиохии и всего Востока Игнатия IV, Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия и других официальных лиц.

Речь шла в первую очередь о животрепещущей проблеме: роли женщины в современном обществе. Выступавшие много говорили об исторических предпосылках взгляда на женщину, в основном в контексте христианского учения.

Участники конференции, среди которых были представители эстонской, литовской, болгарской и греческой Церквей, говорили о том, как изменился взгляд на женщин с принятием миром христианства. Много было говорено и о "неблаговидной роли женщины и ее страшном участии в первородном грехе", но также и о том, что Господь выбирает "сосудом Своего воплощения именно женщину", что, по мнению участников конференции, "достаточно свидетельствует о Его прощении". Вообще о Богородице как идеальной женщине и образце для подражания было сказано весьма много.

Профессор Константинос Нихоритис из Греции сделал небольшой исторический анализ, подчеркнув, что "даже в древних Афинах, центре философии и демократии, женщина и в классическую эпоху считалась по своей природе ниже мужчины, а в римском обществе женщины были несвободны в правовом отношении и считались существами, не обладающими логическим мышлением". После анализа прискорбных исторических фактов, отражающих дискриминацию женщины в различных дохристианских обществах, докладчик указал на то, что Христос возвел женщину на небывалые высоты, однако в нынешнем обществе она "не пожелала оставаться на высоте... и снова начала путь вниз".

В этом мнение докладчика совпало с большинством изложенных на конференции мнений. Они сводились в основном к тому, что современная женщина "утрачивает свое самое драгоценное украшение, каковым является уважение, скромность и достоинство". Нынешнее общество и его законы заставляют женщину во что бы то ни стало выжить, именно поэтому в этой борьбе она теряет присущие ей от природы замечательные качества. С точки же зрения православной традиции женщина "находит себе женское дело" прежде всего в семье, материнстве, соблюдении "законов естества". В этой парадигме женщина-священник - явление абсолютно невозможное и даже, по мнению многих, кощунственное.

На этом фоне особенно смело прозвучал доклад члена Сейма Литовской Республики Владимира Орехова. Он заявил: "Я думаю, на этой конференции должна быть затронута тема роли женщины в социуме и Православной Церкви, возможность восстановления женского диаконства и даже рукоположения женщин во священники.

Хотелось, чтобы мы отнеслись к этим вопросам с пониманием, не отбрасывали их, ссылаясь на предание, антропологию и литургический символизм. Мы должны признать и отдать дань женской половине нашего общества за их вклад в борьбу за Царствие Христово, за смиренность, милосердие и человеколюбие".

Далее Владимир Орехов отметил, что дискриминация женщин в обществе по-прежнему сильна. Особенно заметна она в сфере труда. Так, "в Литве, по статистике, зарплаты мужчин в 1,4 раза выше зарплаты женщин. Очень мало женщин занимают ведущие посты. Дискриминации подвергаются молодые женщины, а также вернувшиеся из декретного отпуска... Это свидетельствует о существовании стереотипа о преобладании мужчин над женщинами, недооценки женского труда".

Но, пожалуй, самым значимым из того, что заявил Владимир Орехов, было следующее: "Если Бог наделил женщину даром пророчества, проницательности, дал ей большие способности, почему бы нам не пересмотреть свои позиции относительно того, что женщины могут быть чтецами, нести слово Божие, проповедовать, принимать исповедь. Мы не вправе запретить женщинам в полной мере служить Богу наравне с мужчинами..."

Призывы Владимира Орехова пересмотреть традиционно устоявшиеся взгляды Православной Церкви на роль женщины и "не запихивать женщин руками и ногами в то семейное устройство, которое было приспособлено к нуждам Средних веков", вызвали оживленную дискуссию собравшихся.

Из докладов, сделанных в последний день конференции, стоит отметить доклад профессора философии Ливанского университета, учредителя Ливано-Российского дома Сухейля Фараха "Женщины в научной сфере". Он отметил, что приходится признать существование стереотипа женщины "как существа иррационального, слабого, безынициативного и, следовательно, неконкурентоспособного". В то же время веяния в обществе постепенно меняются: "В течение истории не раз появлялись сильные и талантливые люди, представители обоих полов, которые твердо стояли против всякого вида стереотипов и несправедливых взглядов". Докладчик упомянул, какой вклад в науку внесли нобелевские лауреаты Мари Кюри, Мария Жубер Мейр, Розалин Ялло, Рита-Леви Монталсини и другие.

Что же касается религиозной составляющей взгляда на женщину, то здесь мы зачастую сталкиваемся с несправедливостью и "мужским взглядом" на вещи. Но "те, которым дан открытый ум, высокая культура и светлая душа, всегда ищут в религиозных учениях те тексты, которые поднимают авторитет женщины в обществе".

Безусловно, конференция прошла в высшей степени успешно. Животрепещущая тема роли женщины в современном мире и Церкви не осталась без внимания политических, религиозных и общественных деятелей.

http://religion.ng.ru/style/2007-03-07/8_postscriptum.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Муравьева
О подвигах и чудесах
Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что
09.02.2007
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Дарвин или Моисей?
Богословие и наука в поисках истины
12.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Где взять красок для истины
Единственным бесспорным, чуть не апостольским авторитетом для Николая Ге был Лев Толстой
03.11.2005
Все статьи Надежда Муравьева
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30