Один шаг до единства

Порядок управления бывшими приходами РПЦЗ в России и СНГ может сохранить свои особенности, считает протоиерей Николай Балашов

На официальных сайтах Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 1 ноября был опубликован "Акт о каноническом общении". Подписание документа, фактически восстанавливающего единство двух Церквей, предположительно может состояться уже весной 2007 г. Об итогах переговоров между Церквами корреспондент "НГР" побеседовал с руководителем секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским связям протоиереем Николаем Балашовым.

- Отец Николай, по завершении недавней встречи комиссий Московского Патриархата и Зарубежной Церкви дальнейшие действия по подписанию "Акта о каноническом общении" видятся довольно формальными. Можно ли сказать, что основной вопрос сейчас сводится исключительно к определению даты подписания документа? Или все-таки остаются вопросы, решение которых может затормозить процесс объединения?

- Учитывая, что Синоды в Москве и в Нью-Йорке уже одобрили содержание "Акта" в его последней редакции, теперь на первый план действительно выходят вопросы "протокольного" характера. Комиссии выработали свои предложения, в декабре они будут рассмотрены Архиерейским Синодом РПЦЗ и Священным Синодом Московского Патриархата. Оставшиеся вопросы - урегулирование статуса некоторых клириков, уточнение договоренностей относительно приходов, ранее созданных Зарубежной Церковью на территории Московского Патриархата - не должны серьезно замедлить наше движение к единству, хотя совершенно исключать такую возможность я бы не стал.

- Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как будут урегулированы статус священников, перешедших из Московского Патриархата в РПЦЗ, и статус приходов РПЦЗ в России и странах СНГ?

- За прошедшее время были собраны основные данные о таких священниках. В некоторых случаях речь идет лишь о том, что при переходе не были соблюдены нормы канонической процедуры, предусматривающей выдачу отпускной грамоты. Ведь Зарубежная Церковь не находилась в каноническом общении с Московским Патриархатом и другими Поместными Церквами. Теперь этот недостаток надо будет восполнить, и сделать это, в общем-то, нетрудно. Были и священники, запрещенные в священнослужении. Изучение личных дел показывает, что в большинстве случаев можно найти возможность пересмотра их канонического статуса. Последовательность необходимых действий также разработана комиссиями и представлена на рассмотрение Синодов.

В отношении приходов, которые без какого-либо согласования открывались Зарубежной Церковью в России и других странах на территории Московского Патриархата, ясно, что такое могло происходить лишь в условиях разрыва канонических отношений. Восстановление единой Церкви означает, что приходы в российских пределах должны войти в ведение местных архиереев Московского Патриархата. Однако ввиду человеческих затруднений, с которыми этот процесс может быть связан, для него предусмотрен пятилетний переходный период. В течение этого времени Зарубежный Синод и его архиереи уже не будут иметь своей юрисдикции на нашей канонической территории, но порядок управления бывшими "зарубежными" общинами сможет сохранить некоторые особенности.

- Были ли учтены при подготовке текста "Акта о каноническом общении" постановления Поместного Собора РПЦ 1917 г. и акты Патриарха Тихона, касающиеся создания экзархатов Русской Церкви за рубежом?

- Да, мы опирались на общее каноническое наследство единой Русской Церкви, включающее как деяния Московского Собора, так и последующие церковные акты. Учитывались и особенности современного устройства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

- Обсуждались ли в ходе последнего заседания комиссий недавние события в Одесской и Запорожской епархиях Зарубежной Церкви, клирики которых отказались признавать легитимным Архиерейский Синод РПЦЗ? Как бы Вы прокомментировали эти события? И что ожидает представителей РПЦЗ, не принимающих "Акт о каноническом общении"?

- Мы всегда начинаем заседания комиссий с обмена информацией и мнениями о событиях, прошедших со времени последней встречи. Говорили и об Одессе. Если при обсуждении разных вопросов церковной жизни на заседаниях Синодов, на Соборах высказываются разные мнения - это нормальное проявление соборности в церковной жизни. Но затем обычно принимаются решения. Не всегда при этом наблюдается полное единогласие. Однако те, кто не признает решений собственных соборных органов и просто игнорирует их, оказываются в результате отпавшими от единства со своей Церковью.

- Отец Николай, в документе, посвященном итогам работы переговорных комиссий, говорится, что Московский Патриархат и Зарубежная Церковь достигли компромисса по вопросу об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении. А как представители Зарубежной Церкви оценивают участие РПЦ в богословском диалоге с католиками?

- Слова "компромисс" в указанном документе нет. Там говорится, что стороны согласны в главном - "несмотря на различия, обусловленные разными обстоятельствами церковной жизни". Кроме того, я не думаю, что сегодня есть основания говорить об "экуменическом движении". По-моему, этот термин представляет определенный анахронизм: движения как такового в этой области сегодня не видно, хорошо это или плохо.

Мы предпочитаем говорить о межконфессиональных отношениях. И в рамках комиссий у нас нашлось общее понимание того, что уместно в таких отношениях, а что - нет. При посещении знаменитого Кельнского собора и его святынь я отнюдь не ощущал, что наши зарубежные братья иначе, чем мы, воспринимают факт нашей беседы с местным католическим священнослужителем, проявившим большое внимание и уважение к представителям Православной Церкви. Более того, именно "зарубежная" сторона организовала эту встречу по собственной инициативе.

- Предполагается, что после подписания "Акта" в VIII главу Устава Русской Православной Церкви ("Самоуправляемые Церкви") будут внесены изменения. Чем будет отличаться статус РПЦЗ от статуса, скажем, Украинской Православной Церкви?

- РПЦЗ, согласно "Акту", будет самоуправляемой частью Русской Церкви, фактически пользующейся правами Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Главное отличие в том, что у Русской Зарубежной Церкви нет ясно очерченной канонической территории. Но и существующие ныне Самоуправляемые Церкви имеют не вполне тождественный статус, что отражено в их уставах. Это естественно вытекает из различий в количестве архиереев, епархий, приходов, в условиях жизни. Те нормы, которые отражены в "Акте", адекватны нуждам и традициям Зарубежной Церкви. Вместе с тем они соответствуют каноническим требованиям.

Николай Балашов (род. 1956 г.), протоиерей, с 2001 г. возглавляет секретариат ОВЦС МП по межправославным отношениям. Член Комиссии Московского Патриархата по переговорам с РПЦЗ.

Дмитрий Хаустов


http://religion.ng.ru/facts/2006-11-15/1_trebovania.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Балашов:
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи автора
"Воссоединение РПЦ и РПЦЗ"
Все статьи темы
Последние комментарии
Берите пример с Европы в уважении к своему, родному!
Новый комментарий от учитель
2020-05-28 03:26
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-05-28 03:07
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 22:28
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 22:15
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 21:33
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17