Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании -
в этом случае вернуть его с Божией помощью
не составит большого труда
Артемий, епископ Рашско-Призренский
...К американской зоне оккупации, помимо восточного Косова, относятся и несколько общин на юге края: Урошевац, Качаник, Штрпце. В районе города Урошевац янки достраивают сейчас крупнейшую в Европе военную базу, подступы к которой перекрыты в радиусе многих километров, сюда не пропустят не только сербов, но и "друзей" албанцев. С помощью американских оккупантов полностью "очищен" от сербов Качаник, известный из народных песен как место юнацкого поединка Марко Королевича с разбойником Мусой. Свирепого албанского разбойника боялся сам султан, но Марко одолел его ("Едет Марко к белому Прилепу. Мертвый Муса лежит, обезглавлен, на вершине Качаника снежной"). Мощный кряж Шар-Планины тянется и через общину Штрпце, расположенную, как и Качаник, на самой границе с Македонией. Там, в двенадцати горных селах, по-прежнему проживает 2500 сербов.
Край сей удивителен по красоте и богатству. Известнейший на всем Косове заповедник лекарственных трав, девственный лесной массив; реки, полные форели, разнообразный животный мир. Здесь, среди цветущих и плодоносных долин и величественных гор, у подножия которых стоит сорокаградусная жара, а на вершинах даже в июле белеет снег, расположен знаменитый в прежние времена курорт Брезовица. Когда-то он принимал гостей со всей Европы, но теперь, похоже, надолго замерла канатная дорога, пустуют каждую зиму горнолыжные трассы. Путин сюда едва ли заглянет. Не появится и Фрадков. А на открытых славянских лицах местных уроженцев лежит печать постоянной тревоги: ведь из-за каждого перевала угрожает опасность, круглый год здесь неспокойно. От выстроенной русскими эмигрантами-белогвардейцами церкви святого архидиакона Стефана, что, подобно часовому, высится над Брезовицей, хорошо видны минареты за соседним лесом. Словно ракеты, нацелены они на славянские села. И все же не мусульмане-албанцы являются для сербов главным врагом: как и во времена святого первомученика Стефана исполняющие похоти отца своего диавола ополчились на верное стадо Христово.
Вопреки ярости иудейской
В "Охридском прологе" святитель Николай Сербский так пишет о подвиге первого христианского мученика: "Силою веры Стефан совершал великие чудеса в народе. Злобные евреи часто вступали с ним в спор, но каждый раз бывали побеждаемы его мудростью и Духом Святым, глаголавшим чрез него. Тогда, посрамленные, прибегли они к испытанному своему средству: клевете и наветам. И возбудили народ и старейшин, и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые подтвердили: сей человек говорил хульные слова на Моисея и на Бога. Но все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела, т.е. лицо его было озарено благодатным светом, как некогда у Моисея, когда он разговаривал с Богом. И отворил Стефан уста и изрек много чудес и благодеяний Божиих, которые Бог соделал в прошлом для Израильского народа, помянул также и множество злодеяний и противлений Богу со стороны этого народа.Нарочито же изобличил евреев в убийстве Господа Иисуса Христа, назвав их предателями и убийцами. И пока они скрежетали зубами, Стефан воззрел на отверстые небеса и увидел славу Божию. И то, что видел, он объявил евреям: Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7). Они же в бешенстве устремились на него, и, выведя за город, побили его камнями".
С такой же жестоковыйной яростью ополчилась тайна беззакония на Православную Сербию на закате XX столетия. Ибо не могли этнические вырожденцы и духовные отпрыски главного человекоубийцы спокойно взирать на сербскую честь и достоинство. Словно раскаленные угли, жгли их нечистую совесть воспоминания о тех благодеяниях, что соделал для них в годы Второй мировой войны великодушный народ сербский, укрывавший в своих домах - нередко с риском для собственной жизни - еврейских беглецов (так и святитель Николай Сербский спас в ту пору еврейскую семью Трифуновичей, за что спустя сорок лет после своей блаженной кончины был "удостоен" самых грязных оскорблений в "Еврейском обозрении бюллетени союза еврейских общин Югославии" за июнь 1996 г., где ему - узнику Дахау - приписывалось, в частности, сотрудничество с нацистами). Не могли чада сатаны простить сербскому народу и обличения - словом и делом - своих чудовищных преступлений перед славянством и Европой, равно как и гордого противления Богу и ратования против Церкви Его. Ведь сербы не склонили голову перед богоборцами Иосифом Амброзом Тито и Моше Пияде, предпочтя муки Голого Острова талмудическому "раю на земле". А в 90-е годы теперь уже прошлого века они - единственные из европейских и христианских народов - вступили в открытую борьбу с распявшими Христа. Американо-иудейский "новый мировой порядок" проглотил Сербскую Крайну, но обломал зубы о сербскую Боснию. И даже на захваченном и оккупированном в 1999 г. - с помощью Ельцина и Черномырдина - сербском Косове исполняющие похоти отца своего диавола так и не добились окончательной победы. Почему и потребовалась новая антихристианская кампания - 2004 года.
17 марта 2004 г. негласно поддерживаемые и науськиваемые американцами албанские банды одновременно атаковали практически все сербские анклавы на территории края, а также попытались прорваться в северную, сербскую часть Косовской Митровицы и другие пограничные районы Северного Космета. За один день было уничтожено 36 православных храмов и монастырей. Ведь американцы в течение нескольких лет изымали у сербов оружие, одновременно вооружая до зубов наркодельцов из УЧК и их головорезов. Здесь, в горах Шар-Планины, на самом юге Косова, отрезанном от крупных сербских общин, албанские бандиты были заранее уверены в легкой победе. Но жестоко просчитались. Неожиданно для них (и их американских инструкторов) местные сербы встретили нападавших с оружием в руках. Глава южного округа Сокол Джорджевич (символично не только его имя - редкое даже у сербов, - но и фамилия, которую можно перевести как "Георгиевский") рассказывает о тех событиях с болью (погибло двое сербских бойцов), но не скрывает гордости за земляков, давших достойный отпор шиптарам. Вопреки злобе и ярости иудейской, святой Георгий и далее поражает своим копьем древнего змия.
Отбитые с большим уроном, албанцы срывают сегодня зло на кабанах, косулях и другой живности (на Шар-Планине водятся даже медведи); из-за их постоянных вылазок местные сербы почти перестали пользоваться высокогорными пастбищами. Но сербский анклав в общине Штрпце, что в американской зоне оккупации, продолжает жить своей суровой, но независимой жизнью. Эти люди не покинут родных очагов, как бы ни сгущалась вокруг хазарско-арнаутская тьма.
"Примет Европа истинное крещение и обратится ко Христу!"
В англо-американской зоне оккупации в настоящее время проживает около 70000 сербов. Почти столько же - на севере края (Северный Космет), входящем во французскую зону; в этой части Косова практически нет албанского населения (только лояльные албанцы, бежавшие сюда от собственных свирепых соплеменников), ее сообщение с Сербией не затруднено, здесь уже сейчас практически восстановлена сербская власть. Даже Вашингтон смирился с таким положением. Поэтому в американских планах по устройству дальнейшей судьбы края предусмотрено "милостиво" отдать Северный Космет Сербии, но зато - провозгласить "независимость" всего остального Косова. Именно этот вопрос сейчас в центре всех переговоров по бывшей Югославии, на которых США - при "стыдливом бездействии" российского МИДа и открытом содействии своих британских подручных - выкручивают руки всей континентальной Европе.Здесь, на Косове, американцы, похоже, выборочно доверяют своим европейским союзникам. Во всяком случае, в ведение Германии и Италии ими передана почти полностью "зачищенная" Метохия. Сербов там осталось лишь несколько тысяч, албанцы же действуют нагло и уверенно, чувствуя за своей спиной поддержку американской военной полиции, чьих представителей можно встретить практически в любом секторе. Роль немцев и итальянцев фактически сводится не столько к охране крохотных сербских анклавов, сколько к защите уцелевших монастырей и храмов, "имеющих международное культурное значение". Казалось бы, и только. Но близость величайших православных святынь неожиданным образом стала особым, решающим фактором в сложившейся ситуации.
Метохия - самая сакральная, самая святая часть Косова. Уже одно только название этой области, протянувшейся вдоль границы с Албанией от Печа до Призрена, говорит само за себя. Тут что ни угодье - то старый меток (монастырское владение). Менее тысячи сербов осталось сегодня в Великой Хоче, но тринадцать местных храмов напоминают о тех временах, когда жизнь здесь била ключом. Здесь, под палящим солнцем юга, ярко-голубыми глазами смотрят на вас русоволосые славянские дети, не только внешне, но и внутренне отличающиеся от многих своих белградских сверстников; смотрят с надеждой - не придет ли весть о помощи из России, с далекого Севера.
Через узкие улочки мусульманской части Ораховца, где каждая вторая женщина носит чадру, а мужчины - белые арнаутские фески, только в сопровождении военных можно проехать в сербскую часть города. Там, окормляемые о. Срджаном Миленковичем, настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы, живут православные, около 500 человек. А кругом - тысячи и тысячи албанцев...
Крупнейший не только на Косове, но и во всей Сербии мужской монастырь Высокие Дечаны расположен на полпути между Печом и Джаковицей. Несмотря на постоянные нападения албанцев, число братии не только не уменьшилось, но даже возросло и составляет сегодня 50 монахов и послушников, а игумен обители Феодосии был недавно хиротонисан во епископа Липлянского. В огромном Храме Вознесения Господня, где в правой части громадного придела на столь же обширной фреске представлена вся династия Неманичей, а с исполинских 30-метровых колонн главного нефа смотрят на нас святые воины в полном вооружении и Сам Господь наш Иисус Христос с обнаженным мечом в деснице, перед самым алтарем на возвышении покоятся чудотворные мощи ктитора обители - святого короля-мученика Стефана Дечанского (1321-1331), правившего Сербией накануне ее максимального расцвета и земного могущества, достигнутого при Душане Сильном. Велик пред Богом святой король Стефан, и великая сила дана ему во вспоможение родному сербскому племени, равно как и на отгнание всякого супостата. За все время турецкого и хазарского ига ни один турок или арнаут, ни один титовский коммунист так и не посмел коснуться святых мощей, неизменно пребывавших во Дечанской обители. За последние годы монастырь не раз подвергался минометному и гранатометному обстрелу, не раз пытались взять его приступом шиптарские банды, но выглядит он так, будто не испытал даже воздействия времени, которое словно остановилось в сем таинственном месте соприкосновения горнего и дольнего мира... Итальянский тяжелый танк бронированной черепахой застыл перед монастырскими воротами; средневековые стены, пулеметные гнезда. Как по команде сдернув береты, робко-почтительно, медленными шагами вступают под гулкие своды храма десантники из "миротворческого контингента". "Двадцать итальянцев погибло, защищая Дечаны от албанцев, а 12 солдат приняли православную веру, - говорит новый игумен о. Савва, - у нас тут не бывает ничего случайного, на все Божья воля".
"Примет еще Европа истинное крещение и обратится ко Христу", - пророчески предрекали святитель Николай Сербский и преподобный Иустин (Попович). Кто знает, может быть, сербский мост между Востоком и Западом будет способствовать консолидации европейцев в борьбе с азиатской жестоковыйностью христоненавистников, пришедших из синайских пустынь и хазарских степей и завладевших целыми континентами по ту сторону Атлантики? О многом можно было бы рассказать (и обязательно будет рассказано в ближайших выпусках "Духа христианина"): об итальянских стражах монастыря Будисавцы; о БТР-ах с тевтонским крестом на броне, охраняющих подступы к монастырю Святых Архангелов под Призреном (монастырь был основан царем "сербов и греков" Душаном Сильным, что в битве при Вельбужде под православным стягом вел в бой свою гвардию из немецких рыцарей, сминая татарскую конницу), об иных "случайных" совпадениях, которыми во все времена так богата была сия мученическая и героическая земля. Но главное - то, что сербы не покидают Косово.
Строится новый сербский поселок близ разрушенного албанскими бандами монастыря Зочище. Возрождается из руин сама обитель (хотя служба идет под открытым небом). Таких примеров немало на святом и многострадальном сербском Косове. Недавно представители 10-тысячной общины горанцев (албанизированных сербов-мусульман, оставшихся во время войны 1999 г. патриотами своего славянского отечества и принимавших самое активное участие в ликвидации американских диверсантов и шиптарских банд) пришли к владыке Артемию: "Хотим вернуться в Православие. Все до единого". Так славянская кровь и европейская память указует путь к Истине. А нас не оставляет надежда, что неповторимый лик христианской Европы - любимой дочери Христа, по глаголу святителя Николая Сербского, - подобно древним фрескам оскверненных храмов, вновь проступит сквозь плотную пелену чужебесия, мрака и одичания, неузнаваемо исказивших, но так и не сумевших стереть дорогие для нас черты.
Илья Числов, председатель Общества Русско-Сербской дружбы
http://www.christian-spirit.ru/v34/34.(8).htm