В 2019 г. мы отмечаем 800 лет автокефалии Сербской Православной Церкви, 630 лет битве на Косовом поле (1389), называемой Сербской голгофой, а также 20-ю годовщину военной агрессии США и НАТО против суверенной Югославии и мужественного противостояния сербов. О духовных связях России и Сербии, о судьбах европейского мира и христианства размышляет председатель Общества русско-сербской дружбы Илья Числов.
Духовная связь, основы которой в южнославянских землях заложили еще ученики святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, никогда не порвется. Для русского православного человека по поводу сербов не может быть двух мнений. Это - наши братья по вере и по крови. Конечно, Белоруссия и Украина нам еще ближе, но это уже мы сами, триединый русский народ. А сербы - наши ближайшие родственники в семье православных и славянских народов.
Часто можно услышать от разных «аналитиков», иные из них называют себя даже православными: Сербия, мол, уже не та. После Милошевича там правят прозападные силы, сербы выдохлись, устали, они уже не ориентируются столь безоговорочно на Россию, как в прежние времена и пр. Понятно, что это ложь. Понятно и то, почему именно сейчас она преподносится нам с такой болезненной настойчивостью...
Не будем забывать об особом Промысле Божием о братской Сербии. Православная Сербия в масштабах Балкан и Юго-Восточной Европы является таким же удерживающим, каким и по сей день является Россия в масштабах всего мира.
На рубеже III тысячелетия христианской эры, когда в марте-июне 1999 г. натовские самолеты бомбили сербские святыни, мирных жителей и городские коммуникации, весь мир видел это воочию. Нам же, православным христианам, не след забывать об этом и сегодня, когда героическая составляющая сербской национальной жизни видна, быть может, не столь явственно.
Вспомните, в какое сатанинское неистовство пришла вся бесовская рать, видимая и невидимая, в связи с трагической столетней годовщиной убиения государя мученика и всей царской семьи. Сколько грязи вылили и до сих пор льют они на святого царя и на саму идею царства. А с другой стороны, век спустя после Гражданской войны мы наблюдаем тщательно организованный и проплаченный всплеск красного беснования, героизацию скотоподобных демонов революции. Нужна ли эта смердящая нежить славянской и православной России? Нет, конечно. Почему же тогда всевозможные монархические издания и даже православные журналы охотно предоставляют электронные и печатные страницы апологетам не просто советского периода русской истории, но советского богоборчества?
Славист Илья Михайлович Числов
Неудивительно, что ситуация в славянском мире и в Европе в целом освещается ими не с христианских, европейских и славянских позиций, но с позиций классовых, евразийских и общечеловеческих. Потому-то и Сербия уже не та. И славянский президент Белоруссии тоже стал нехорош. То ли дело братский Китай!..
Преподобный Серафим Саровский, говоря о великой православной державе, страшной для врагов Христовых, указывает на ее славянскую основу. Данное пророчество мы найдем и у святителя Николая Сербского, величайшего серба XX столетия: «Царство балканских народов с царством Святой Руси, не нынешней России, не русской <...> но России святой и православной, - способно принести счастье всему человечеству».
Проблема русско-сербских отношений во многом заключается в том, что сербы, будучи не только православным, но и европейским народом, не приемлют возрождаемую у нас совдепию, им непонятно, как можно оскорблять русского царя, который даже для невоцерковленных людей является славянским героем, восставшим за други своя, за братьев и единоверцев.
Для А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского Европа была страной святых чудес. О синеокой и солнцеликой Европе как младшей, любимой дочери Христа, коя тысячу лет благочестиво жила в родительском доме, не помышляя о разделе, пишет святитель Николай Сербский. И он, и его ученик преподобный Иустин (Попович) уповают на то, что примет еще Европа истинное Крещение и отпадет чешуя с очей ее.
Так что рано еще искать замену славянам и европейцам в желтом муравейнике и туранских степях. Тем более что нашим господам-евразийцам, часто не желающим лба перекрестить даже на Святую Пасху, по большому счету нет ни малейшего дела до православных китайцев, им лишь бы белого европейского человека уязвить и охаить - для этого, если что, и православные марсиане сгодятся.
Точно так же и «местечковые исследователи славянских древностей»:
талдычат о наследии этрусков, ищут следы древней славянской цивилизации в
лунных кратерах - лишь бы отвлечь людей от больных насущных проблем
славянского мира, отломить славянскую ветвь от единого индоевропейского
древа, противопоставить родовое начало истине Христовой.
Сербы таких проблем не знают. У них - органическое двуединство веры и
крови, национального и духовного. Со времен святого Саввы и до сего дня:
«По крови мы арийцы, по фамилии - славяне, по имени - сербы, а по
сердцу и духу - христиане» (святитель Николай Сербский).
Православный сербский народ не является слепым слепком с великого русского народа. У каждого народа, как и у каждого отдельно взятого человека, есть свое неповторимое лицо. Так устроено по премудрому замыслу Божию, дабы каждый смог внести свою лепту в общую сокровищницу. Сербы, в отличие от нас, всегда принципиально различали Запад и Европу. Духовные корни Запада - в сатанинской тайне беззакония, этнические - на Ближнем Востоке, европейцы же - наши падшие братья.
Здесь стоит проявить любовь и сострадание, но, конечно же, не в ущерб правде Божией. Когда Николай Данилевский и Константин Леонтьев противопоставляли славянство Европе, то были во многом правы, ведь тогда речь шла о цивилизации, об укладе жизни и державном пространстве, сократившемся сегодня до сгустка крови, до вспышки памяти о единой некогда вере и судьбе, с особой ясностью постигаемой в час утраты...
Прозреют ли? Вопрос сложный для нас. Мы ведь не имеем ни той
мудрости, ни того духовного дерзновения, коим обладали святитель Николай
и авва Иустин.
Но вот итальянские десантники в сербском Косове, в монастыре Высокие
Дечаны, принявшие Православие и кровью засвидетельствовавшие верность
истинной вере... Германские военные на страже обители святых Архангелов -
задушбины Душана Сильного, чья царская гвардия, составленная некогда из
немецких рыцарей, под православным стягом атаковала и буквально
растоптала татарских союзников болгарского царя в битве при Вельбужде...
Не знаю. Посмотрим.
Илья Числов
Справка
Илья Михайлович Числов - председатель Общества русско-сербской дружбы,
славист, главный редактор собрания творений святителя Николая Сербского
на русском языке