Необходимо знать специфику духовной жизни

Интервью с ответственным редактором центральной газеты "Церковный вестник" Сергеем Валерьевичем Чапниным

Новости Москвы 
0
220
Время на чтение 7 минут
- Расскажите немного о себе. Что привело Вас в журналистику?

- Я начал заниматься журналистикой еще в школе. Было несколько совпадений, которые, на мой взгляд, говорили о том, что мне стоит заниматься журналистикой. Поскольку наша школа была английская, мы изучали английский язык со второго класса. И, когда я учился в девятом классе, в Москву неожиданно приехал Джеральд Даррелл, известный зоолог, автор увлекательных книг о флоре и фауне. В детстве мы все эти книжки читали, любили. Он ехал в прикаспийские степи снимать фильм и в Москве был проездом. Так получилось, я узнал, что он в Москве и сделал с ним интервью на английском, затем перевел на русский язык, написал публикацию. Меня это очень увлекло, стало важным поворотным моментом в пользу журналистики. После этого я пошел в "Школу юного журналиста" при факультете журналистики МГУ. После школы поступил на журфак, окончил его. Учась на журфаке, поступил в Свято-Тихоновский Богословский институт. После окончания журфака на самом деле мне казалось, что я не буду заниматься журналистикой. Почти пятнадцать лет назад у нас было создано дружное, молодое, энергичное православное братство. Мы восстанавливали храм, занимались детьми, у нас была большая Воскресная церковно-певческая школа, два раза в неделю проводились занятия. Были очень интересные детские лагеря. Стали заниматься издательской деятельностью, но потом в середине 90-х годов, когда было создано первое информационное агентство, специализирующееся на религиозной жизни (напомню, что это было время, когда большие агентства ИТАР-ТАСС, РИА - новости, Интер-факс не умели писать о религиозной жизни), журналисты начали готовить ленту новостей на русском и английском языках, которая выходила с 1995 по 1997 год. Что-то у ребят не клеилось, они сказали: "Ну, давай, ты должен вернуться в журналистику". Я некоторое время отказывался, но потом понял, что, видимо, придется. Вот так с 1995 года активно пишу, но сейчас, к сожалению, уже меньше. Больше занимаюсь редакторской организационной работой, хотя писать очень хочется.

- Почему Вы отказывались вновь вернуться в журналистику?

- Вы знаете, меня просто очень увлекла приходская жизнь. Я полюбил ее по-настоящему. У нас сложился очень хороший круг молодых прихожан, но сейчас их всех разметало: один из них проректор Белгородской семинарии, одна девушка еще тогда поступила в иконописную школу при Троице-Сергиевой Лавре, другая совершенно удивительная вышивальщица, у нее своя большая мастерская. Каждый из нас теперь занимается своим делом. Но в начале 90-х годов Господь собрал нас вместе на несколько лет и никуда не хотелось оттуда уходить.

- Сергей Валерьевич, что значит быть для Вас православным журналистом? Это призвание? Послушание? Служение на благо Церкви?

- Для меня это безусловно очень важное направление церковного служения. Это и миссионерская работа. Есть множество церковных документов, "Основы возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", где говорится о важности информационной миссии, хотя сам этот термин мне не очень нравится - "информационная миссия". Тем не менее соединение слов информация, журналистская деятельность и миссия - это закономерное единство, и здесь открытое поле служения и для мирян, и для священников. Каждый может потрудиться на этом поле, потребности здесь совершенно огромные. Из того, что необходимо Церкви делать в этом информационном пространстве мы, конечно, многого не успеваем, потому что просто нет сил, и поэтому на этом поприще обязательно должны появиться новые делатели, новые журналисты - профессиональные, православные. Мы пытаемся над этим работать. У нас все время в редакции есть какая-то молодежь, кто-то приходит, остается и работает вместе с нами, кто-то уходит. Приходят как из церковной среды, так и выпускники светских вузов. У нас две сотрудницы окончили журфак МГУ. Опять-таки я считаю это нормальным, потому что сегодня, когда журналистика очень сложный и ответственный вид профессиональной деятельности, без качественной, серьезной профессиональной подготовки работать очень сложно. Иногда важнее профессиональные навыки, чем глубокая воцерковленность человека или знание каких-то реалий церковной жизни. Здесь постепенно человек может научиться, а вот журналистские навыки должны быть очень серьезными.

- Очень больно наблюдать, как из Православия пытаются сделать общественную организацию, задвинуть в какие-то рамки нашей беспорядочной жизни. Православие - "не от мира сего", это, прежде всего, Христос. "Братья по перу" часто об этом забывают, даже те, кто относят себя к Православной Церкви. Христос постепенно отходит на второй план. На первом - все, что угодно - от недавних споров вокруг ИНН до выяснения вопроса, откуда Церковь берет деньги. А где же Христос?

- Мне кажется, что это не только проблема журналистики. Это проблема современного церковного сознания. Нам кажется, что у нас такие большие просторы: необходимо храмы восстанавливать, образованием заниматься, множество разных направлений деятельности. Но служение Христу, представление о том, чтобы ты ни делал - ты служишь Христу, очень редко можно встретить, к сожалению. Для многих такая церковная деятельность стала одной из форм общественной жизни, заменителем какой-то молодежной или профессиональной общественной организации. До подлинного воцерковления, до подлинного церковного служения, в целом, нам еще очень далеко. Здесь очень полезно сравнивать наш опыт, наш подход к проблеме со взглядом, скажем, других православных стран, где не такой огромный разрыв между социалистическим временем и прошлым. У нас это семьдесят лет, а в большинстве стран Центральной, Восточной Европы - сорок лет. В особенности это чувствуется на примере сербов, румынов. Когда видишь, как они относятся к своему служению, в том числе и общественному, понимаешь, что такое глубокая внутренняя церковность, что такое принадлежность традиции. А у нас, к сожалению, действительно, получается так, что приходят люди, которые еще только вчера вошли в церковную ограду, уже сегодня, поскольку у них жизненной силы очень много, начинают суетиться и как-то пытаться найти себя в Церкви, берут на себя какую-то работу. Им не хватает чуткости, не хватает молитвенного опыта. Но и это не беда - у многих у нас сегодня не хватает таких христианских качеств. Беда в том, что люди сами этого не чувствуют. Нужно быть чуть-чуть осторожнее, чуть-чуть медленнее, чуть-чуть внимательнее к себе и другим. И если это будет, то тогда, я думаю, проблема служения Христу, проблема служения Церкви откроется с какой-то новой глубиной. Я очень надеюсь, что это произойдет. Нельзя же все время так суетиться, как мы суетимся. Служение должно быть подлинно церковным.

- То есть это постепенный процесс...

- Да, причем эта постепенность растягивается на годы и годы. В Церкви ничего стремительно быстро не происходит. Нужно возрастать со временем, должна произойти перемена ума у человека. Есть, конечно, удивительные примеры этой внезапной перемены, глубочайшего покаяния, но все-таки это редкость. Нам нужно, по крайней мере, испытывать себя постоянно и знать, что для нас это будет долгий процесс. Мне кажется, что журналистам сложнее всего это понять. Произошло событие - о нем написали. Что-то нужно сделать сегодня, в крайнем случае завтра. Огромная журналистская суета иногда является препятствием к подлинной церковной жизни. Это не только в журналистике, но поскольку мы говорим о ней, я привожу ее в пример. Изменить стиль нашей жизни, стиль оперативной журналистской работы практически невозможно, но нужно как-то учиться и в суете сохранять внутреннее спокойствие, молитвенное настроение. Журналист сам почувствует, когда у него получается, и по его материалам тоже будет понятно: когда у него молитвенное настроение, это удивительным образом между строк можно прочитать.

- Какие требования Вы предъявляете к журналистам, работающим в вашей газете?

- Для нас очень важно, чтобы у журналиста было достаточно ясное представление о том, что такое Русская Православная Церковь сегодня. Нужно знать систему синодальных отделов, что такое высшие органы церковной власти, как они действуют. Нужно знать хотя бы о том, какая специфика есть между епархиями, между приходской жизнью в городе и жизнью в деревне. Нужно знать особенности взаимодействия христианской и светской культуры, потому что мы много пишем на эти темы. Необходимо иметь общее представление о том, что такое мировое Православие за пределами канонической территории Русской Православной Церкви. Необходимо знать основные события, четко представлять себе информационную повестку дня, что предстоит, а что в прошлом, видеть сюжеты в развитии, то есть это то, чему никто не научит на самом деле. Нет сегодня такого учебного заведения, которое бы могло подготовить журналиста для центральной церковной прессы. На сегодняшний день это огромная проблема.

- Я знаю, что появляются в университетах при журфаках отделения церковной журналистики.

- Есть в Российском Православном университете отделение церковной журналистики. Оттуда к нам иногда приходят студенты на практику. Но, к сожалению, я не увидел с их стороны интересных работ. Я сейчас скорее сторонник того, чтобы было получено качественное профессиональное образование. Журфаки сегодня в целом, по крайней мере, Москва, Санкт-Петербург, дают очень хорошую профессиональную базу. На этой профессиональной базе можно многое построить и в профессиональном плане, и, если человек православный (учатся на журфаке и православные люди), если он живет церковной жизнью, если у него все это совмещается, если у него нет какого-то внутреннего конфликта, противоречия, то такой человек будет работать в церковной журналистике или даже в ПИАРе, который обеспечивает какие-то церковные мероприятия. У нас работала одна сотрудница, воцерковленная девушка, писала для нашей газеты несколько лет и сейчас окончила журфак, перешла в ПИАР-агентство, которое активно взаимодействует с различными церковными организациями и там делает рассылки, работает с журналистами и все это у нее получается очень легко и органично. Я думаю, что наш основной ресурс здесь. Почему? Потому что есть большая журналистика и нужно понимать, что это такое, что есть система современных СМИ. А православные на сегодняшний день находятся где-то сбоку, на обочине. Они вырастают какими-то немножко зажатыми, не бывают в редакциях крупных газет, не следят за событиями внутренней жизни на тех же самых телеканалах, не могут отметить профессиональные тенденции, скажем, в телевидении или в журналистике в целом. Просто потому, что они не слышат и не видят этого профессионального сообщества. Его нужно знать, нам по роду деятельности приходится общаться со всеми крупными светскими изданиями, с представительствами иностранных компаний. От того, насколько ты включен в эту жизнь, во многом зависит результативность и эффективность твоей работы.

- Чтобы быть православным журналистом надо иметь веру в сердце, чтобы человек не только теоретически знал, о чем пишет, но и сам вел подлинно церковную жизнь, но зачастую получается иначе...

- Безусловно, нужно любить Церковь. Если ты любишь Церковь, ты любишь богослужения. Если ты любишь богослужения, ты участвуешь в Таинствах. Если ты участвуешь в Таинствах, тебе открывается сокровенная сторона церковной жизни. О ней не напишешь или, как правило, о ней написать очень сложно, но в душе это обязательно должно быть. Писать можно о разном: иногда можно писать достаточно сухие информационные материалы, новости, пресс-релизы; иногда можно писать какие-то развернутые отчеты, сложные по конструкции, но тем не менее не очень глубокие материалы, приходится писать и очерки, брать психологические интервью. В таких материалах твой опыт церковной жизни раскрывается своими средствами: и в том, как человек задает вопросы, если мы говорим о самом журналисте, что в ответе он подчеркивает, когда расшифровывает, редактирует интервью, на чем акцентирует внимание, что, наоборот, ослабляет, какую из ветвей разговора он поддерживает, а какую считает менее значимой, пытается как-то двигаться в глубь темы. Человек, который не знает церковной жизни, не сможет в этом сориентироваться и, если твой собеседник готов на разговор, он, видя неготовность журналиста говорить серьезно, скользит по поверхности и интервью не получается.

Вероника Николаевна Белоусова

http://www.russned.ru/stats.php?ID=475
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Валерьевич Чапнин
Богословская светопись
29 июля в Москве трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Во время фотосъемки прямо под ним обрушился карниз на 12 этаже сталинского дома на Кутузовском проспекте
01.09.2007
Все статьи Сергей Валерьевич Чапнин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22