Лукавый богоборец

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
202
Время на чтение 10 минут
"Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его".
(Псалом Давида, 2).


В июне этого года 12520 школ России получили очередной, 16-й номер информационного бюллетеня "Официальные документы образования". В нем помещен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ В. П. Лукина "Права человека и модернизация российского образования" (17.04.2006), составленный с целью дать некие установочные рекомендации органам власти РФ накануне саммита "большой восьмерки", где тема модернизации образования - один из пунктов повестки.

На наш взгляд, реализация некоторых принципиальных авторских положений этого доклада сделает невозможным следование ровно половине из шести стратегических ориентиров образовательной политики государства, обозначенных в докладе Госсовета России (от 24.03.2006) "О развитии образования в Российской Федерации" (по его следам и составлен лукавый доклад Лукина).

А именно: "Равенству доступа к образованию" (п. 1.2 доклада ГС); "Повышению роли регионов в развитии образования" (п. 1.5 там же); "Интеграции России в международное образовательное пространство" (п. 1.6).

В этой связи особую тревогу вызывает то, что материалы, публикуемые в подобных сборниках, чаще всего воспринимаются учителями школ и управленцами разного уровня как руководство к исполнению.

* * *

Дело в том, что там, где доклад "правозащитника" В. П. Лукина самостоятелен, а не иллюстрирует доклад Госсовета, он лично выступает против преподавания в школе религиозных основ культуры и на деле отстаивает идею государственной сегрегации по принципу религиозной и, как неизбежное следствие, - по религиозно-этнической принадлежности.
"Идеалы" богоборчества, доставшиеся нам в наследство от Французской революции 1793 года и от попыток большевиков осуществить атеистическую глобализацию мира, прочно засели в сознании "нью-европейца". Поэтому используемые Лукиным вместо серьезной аргументации риторические фигуры, типа "ясно" и "со всей очевидностью", воспринимаются даже не как адвокатские уловки, а как присущий этим людям образ мышления. Как результат личной (или же корпоративной) неприязни ко всему, что связано с религией, традициями и с этноконфессиональной культурой.

Процитируем же эти сомнительные положения автора.

"В настоящее время нередко имеет место ситуация, когда в образовательных учреждениях некоторых субъектов РФ вводится преподавание "религиозных предметов" ("Основы православной культуры", "Основы мусульманской культуры" и т. д.)... Между тем Конституция РФ и Федеральный закон от 26.09.97 v 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" устанавливает светский характер государства, а также государственной и муниципальной школы. Это со всей очевидностью указывает на недопустимость обязательного преподавания "религиозных предметов" как совокупности знаний и представлений с точки зрения только одной конкретной церкви /выделено Лукиным/, с целью формирования у школьника определенной конфессиональной ориентации... В принципе информация об основных мировых религиях содержится во всех школьных учебниках по истории... Ясно, что учащимся государственных и муниципальных школ рассказывать о религиях должны историки, культурологи и религиоведы, а не служители культа..." (выделено Лукиным).

Но, во-первых, углубленное преподавание основ религиозной культуры ведется в столичных и региональных школах, в том числе в школах с национальным этнокультурным компонентом (в Москве таких школ больше тридцати), не с точки зрения "одной единственной церкви", а с точки зрения православия, католичества, иудаистов, мусульман. По свободному выбору. Остальное - на уроках истории.

Во-вторых, забота Лукина о бывших преподавателях научного коммунизма, которые остались без работы, конечно, похвальна, но не выдерживает никакой критики. Готовить преподавателей религиозных предметов должны в семинариях, на богословских факультетах и, в любом случае, под контролем конкретной конфессии, как это делается, например, в Германии(1).

В-третьих, с точки зрения конституционного права, светское образование - это отнюдь не внерелигиозное, а общесоциальное, гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе. Преподавание знаний о религии в светской школе не обязует к непременному хождению с учителем в храм, к обучению молитве. Хотя, конечно, и не воспрещает. Да и трудно это воспрещать, идти, подобно Савлу, "против рожна", если родители и учителя обеспокоены главным - духовным спасением детей.

"Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач... Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга", - говорится в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Конечно же, здорово запаздывающих по отношению к аналогичным решениям Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг., поставившего социальную политику церкви во главу угла миссионерской работы.

По учению же ислама, люди вообще не создают законы, а применяют божественные законы на практике. Коран - это конституция мусульманских стран и мусульманской диаспоры. И это тоже нужно учитывать России, стоящей на границе Востока и Запада. Это нужно понимать и значительно более гомогенной в отношении религий и тем не менее кипящей в этноконфессиональных конфликтах Европе. Такова геополитическая цена вопроса.

Если мы собираемся интегрировать Россию в международное образовательное пространство, эту цену в первую очередь и надо учитывать. Не забывая преподать миру и собственный пример содружества нации, наполнив его новой, а на деле - традиционной для тысячелетней России духовной составляющей. Но нельзя это "вино" лить в старые мехи. Религия в конце концов должна стать полноправным предметом. И здесь корректировка законодательства с национальными законодательствами (но не с мондиалистской Конвенцией ЕС) потребуется. Никуда от этого не денешься, если мы хотим взяться за дело серьезно, если хотим, чтобы нас понимали и на Западе, и на Востоке. Хрестоматийны примеры таких стран, как Греция и Кипр, где православие является народной верой при том, что государственное устройство имеет светский характер. Основой того, что религия в Германии полноправный предмет, является Конституция ФРГ (статья 7, пункт 3): "Религия преподается в общеобразовательных школах... как полноправный предмет", а также Конституции федеральных земель (закон делает исключение для малочисленных школ, не принадлежащих к традиционным конфессиям). "Преимущественной целью воспитания является пробуждение благоговения перед Богом, уважения достоинства человека и готовности к поступкам на благо общества", - говорится в конституции земли Северный Рейн-Вестфалия.

Основные заказчики государственного и муниципального воспитания и образования - родители и дети, уже давно оформили свой "общенародный вопль", - по словам Патриарха Алексия 2, - требования преподавания основ религиозной культуры в подавляющем большинстве регионов России в соглашениях, заключенных между епархиями и региональной властью. Верующие люди - существенная часть "гражданского общества": русской земли, никогда не признающей арифметических законов и опирающейся в своей жизни на Божию справедливость, которой все абсолютно законы следовать должны.

Лукин же, как очень известный "всем вам пригнетыш" (медведь в сказочной рукавичке), пытается еще раз, вслед за большевиками, все задавить с самого верху. Втиснуться со своими идеями в рукавичку доклада Госсовета, а там и в федеральные законы. Вполне большевицкий прием: лишить Церковь и верующих в Бога государственной поддержки - отказать людям религиозным, их детям в равном праве на образование с атеистами.

Говорит Лукин:

"Российское законодательство допускает преподавание "религиозных предметов" в общеобразовательных школах вне рамок обязательной школьной программы. Пункт 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" устанавливает такую возможность в связи с просьбами родителей(2), согласием детей, а также по согласованию с органом местного самоуправления и при контроле со стороны органов управления образованием. Конечно, это компромисс [?]. В первую очередь, он отражает то обстоятельство, что на момент принятия закона у религиозных организаций зачастую просто не было необходимых помещений, где можно было проводить религиозное обучение и взрослых, и детей [всегда эти помещения были - такое обучение всегда проводилось и проводится в храме. В школе же религию изучают. - Ю. И.]. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Поэтому представляется, что религиозным организациям стоит впредь брать на себя ответственность за организацию конфессиональных образовательных учреждений (например, "воскресных школ"). Не следует ли в связи с этим подумать о внесении в указанный Закон поправок, которые исключили бы преподавание "религиозных предметов" в стенах государственных и муниципальных школ?" (конец цитаты Лукина).

Как следствие - дети религиозных родителей поступают в резервацию, в т. н. "конфессиональные" школы, где подготовка и содержание предметников лишена государственного и муниципального финансирования, где отсутствуют коммунальные льготы, не положены ремонт, медицинское обслуживание. И при чем тут упоминание о "воскресных школах", которые к обязательному среднему образованию вообще не имеют никакого отношения?

К тому же, как быть в глубинке, где храмов недостаточно, а школы есть? Почему бы не позволить ввести в традиционно русских областях преподавание православных "религиозных предметов" как полноправный (а не факультативный) региональный компонент? То же самое в татарских селах - Корана? Это стало бы поучительным примером для того же ЕС. Примером решения сопоставимой по масштабам задачи многонациональной симфонии, в которой слышны все.

* * *

Но сверх геополитической цены вопроса есть его главная, внутренняя, духовная составляющая, без которой глобальные, геополитические и внутриполитические вопросы не решатся никак.
Это проблема внутреннего единства гражданского общества и семьи на основе традиций и преемственности воспитания.

"Всеобщее образование - явление сравнительно новое в нашем мире. И даже пугающее некоторых, - писал старший сотрудник американского журнала "Лайф" Баярд Хоупер в своей книге "Что мы думаем о наших средних школах" еще в 1969 году. - Это вполне понятно: каждые 10 лет общий объем знаний удваивается, и все вокруг нас меняется с головокружительной быстротой. Новый образ жизни, новые точки зрения, новая философия - все это может озадачить взрослого человека... И что тут плохого, если родители, пусть даже наделенные широким кругозором, хотят, чтобы темп нашей жизни хоть немного замедлился и чтобы их дети выросли на тех же идеалах, что и они сами?"

"Но это невозможно! - восклицает Хоупер, - Дети никогда не будут разделять взглядов своих родителей... Вот перед нами современный школьник. Он проникнут наивной мудростью, он жесток и нетерпим... большинство школьников считают историю устаревшей и ненужной дисциплиной. Разрыв между поколениями более широк, чем многие предполагают...".

Россия в этом отношении всегда обращалась в трудные моменты истории к драгоценности вечной, к своему бесценному сокровищу - вере Христовой. Общение во Христе детей и родителей, учеников и учителей, ближних и дальних соседей - это и есть то, что называется общением. Общий же объем знаний, о котором говорит Хоупер, - это то, что участвует в обезличенном обмене информацией, сегодня - через кладовые Интернета (еще лет 30 назад люди ходили в читальные залы, чтобы поговорить друг с другом, сегодня эти залы пусты. Потому что говорить стало не о чем. Храмы же полны, как никогда). Вера дает непреходящий смысл жизни, ее цель и вечные ориентиры. Дает связь поколений и понимание культуры нынешней и культуры прошлых лет, человеческой истории как единого целого. Дает смысл учебе как познанию Божиего мира и Божиего замысла о человеке. Дает понятие о человеческом совершенстве и его достижении. Дает верные способы жить среди людей "добре" - то, что называется социальной коммуникацией.

Решает таким образом и задачи внутренней государственной политики(3).

Несколько лет назад государство и общество Франции пришли к неожиданному выводу о деградации национальной системы образования. Общество столкнулось с ситуацией, когда учащиеся частных католических и протестантских колледжей выпускаются гораздо более социально подготовленными к жизни и культурно более развитыми, чем учащиеся государственных школ. Выяснилось, что это связано с реализацией государством политики, направленной на изоляцию религиозных объединений от государственной системы образования и изъятие из культуры ее традиционной религиозной составляющей. Французы начали осознавать неполноценность преподавания в государственных образовательных учреждениях рафинированной культуры, отделенной от религиозных ценностей. Сегодня во Франции общество, в большинстве своем, одобряет идею расширения преподавания предметов, касающихся религии, в государственной школе.

В феврале 2002 г. был обнародован доклад Министерства образования Франции, больше известный как доклад Режи Дебрэ "Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии". Это уже - эхо французского "всенародного вопля":

"Для всех очевидны нравственная, социальная и наследственная растерянность; всеобщее помутнение, смятение, нетерпимость, заблуждение, плохое состояние духа. К этим опасениям, высказываемым многими, добавим еще один довод, имеющий исключительно педагогическое значение. Образовался некий разрыв в передаче наследия, которым раньше занимались церковь, семья, обычай, гражданственность, что впоследствии легло на плечи народного образования, которое должно было обеспечить элементарную ориентацию в пространстве и во времени. Однако гражданское общество оказалось не в состоянии все это обеспечить. Эта смена эстафеты произошла около 30 лет назад, в тот самый момент, когда классическое образование и гуманитарные классы оказались непопулярны, когда превосходство формалистского подхода в школе к текстам и произведениям медленно, но верно вытеснило традиционные дисциплины (литература, философия, история, искусство). "Религиозное бескультурье" (вопрос перед Богородицей Боттичелли "что это за женщина?"), о котором так много говорят, появилось не само по себе", - говорится в докладе.

Сегодня Министерство образования Франции официально обозначает свою позицию понимания, что будущее французской нации невозможно без сохранения национально-культурных, в том числе религиозных, традиций. Как сказано в докладе Р. Дебрэ: "Религиозные традиции и будущее человечества оказались на одном корабле".

Чтобы России вписаться в мировое образовательное пространство, нам нужен не просто "анализ мировых тенденций", нам нужно сегодня в первую очередь преподать миру духовный урок, урок той цели, которой должно служить образование. Тогда мир сам, с доверием придет к нам. Ведь процесс этот - обоюдный. Пример тому - как некогда, сотни лет назад, нравственная, религиозная самоидентификация русской нации соединила российские племена и народы.



(1) Например, параграф 33, пункт 2 закона о системе школьного образования земли Северный Рейн-Вестфалия гласит: "Учебные планы и учебники для преподавания религии должны согласовываться с церковью или с религиозными общинами". Для разработки учебных планов правительство земли формирует комиссию из специалистов, которые в процессе работы консультируются с преподавателями вузов. При формировании комиссии, ответственной за составление планов для преподавания религии, правительство согласовывает ее состав с представителями церквей. В состав комиссии включают тех, кто пользуется доверием церкви.

(2) Да просто потому, что "Всеобщая декларация прав человека", 1949 год, статья 26, пункт 2 гласит: "РОДИТЕЛИ /основные заказчики образования/ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СВОИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ". /Прим. Ю. И./.

(3) "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни... сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета пропаганды насилия и проявления низменных инстинктов".
(Из Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации в редакции Указа Президента РФ v 24 от 10 января 2001 года).


Ю. С. ИСАТОВ, к.п.н., учитель истории и права

http://www.rv.ru/content.php3?id=6400
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Сергеевич Исатов
Царь-колос
Памяти Василия Стародубцева
04.01.2012
Нам всего лишь 300 лет
...От Ломоносова
21.11.2011
Все статьи Юрий Сергеевич Исатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06