Причем наступление на Россию идет не только на идеологическом фронте, где главными ударными силами выступают печатные и электронные средства массовой информации. СМИ лишь создают фон и дают обоснование беспрецедентно жесткому внешнеполитическому давлению на руководство РФ. Сущность политики США, особенно после первой и второй волн расширения НАТО, спонсирования "цветных" революций в Грузии и на Украине и антироссийской пропаганды на всем постсоветском пространстве, не вызывает сомнений. Фактически Вашингтон создает вокруг России "санитарный кордон", используя ту же тактику, какую избрала после Октябрьской революции 1917 года Антанта. Однако если в 1920-е годы западные страны стремились просто блокировать Советскую Россию, чтобы не допустить распространения коммунистической идеологии в Европе, то сейчас складывается принципиально иная ситуация. Новый санитарный кордон, который составляют страны Балтии, отчасти Украина, Грузия и в перспективе, возможно, другие республики бывшего СССР, является не барьером на пути несуществующих российских "имперских амбиций", а плацдармом для распространения влияния США в глубь сферы интересов России.
Сейчас уже очевидно, что Соединенные Штаты весьма напористо пытаются искоренить всякое влияние Москвы в соседних с ней государствах. Пользуясь спортивной терминологией, такую тактику можно назвать "форчекингом" (от англ. forcheking - прессинг на половине поля соперника). Самое неприятное при этом вовсе не то, что Москва может лишиться дружественного окружения вдоль своих самых протяженных в мире сухопутных границ. Форчекинг на этом может и исчерпать себя, ведь аппетит приходит во время еды. После того как РФ будет заперта в своих географических пределах, борьба, скорее всего, продолжится уже за контроль над ней, а не над бывшим советским наследством. И тогда как никогда более реальной станет угроза утраты нашей страной свой политической независимости. В перспективе - возможный распад.
Насколько реалистичен такой сценарий? Обратимся к нашей недавней истории. Не один раз СССР слышал заверения своих оппонентов из противоположного лагеря о том, что в случае согласия на западный вариант объединения Германии союзники по НАТО готовы обеспечить законные советские интересы в области безопасности, в том числе и в Европе. Конечно, в 50 - 60-е годы прошлого века, когда германский вопрос был нервом "холодной войны", многим казалось, что после его урегулирования остальные проблемы могут решиться сами собой. И для того чтобы добиться согласия Советского Союза на отказ от поддержки независимой ГДР, Запад был готов на многое. После резкого изменения советского внешнеполитического курса в конце 1980-х годов, последовавшего падения Берлинской стены и роспуска Организации Варшавского договора, стало очевидным, что Москва сделала беспрецедентные уступки западным державам. Данный шаг означал, что спорных проблем, отравлявших отношения между Востоком и Западом, практически не осталось. Однако в начале 1990-х годов Соединенные Штаты и их союзники по Североатлантическому альянсу уже хотели большего. Появились новые требования, в частности, признать независимость прибалтийских республик. Распад СССР и появление на политической карте мира в качестве субъектов международного права Эстонии, Латвии и Литвы опять же не понудил Вашингтон признать РФ дружественным государством. Теперь потребовались уступки другого рода, например, отказ России от обладания какими-либо рычагами влияния на постсоветском пространстве. За Москвой не признавали даже естественного права независимого государства - сражаться за свою территориальную целостность (как это было в Чечне и Дагестане). Прояви политическое руководство нашей страны в 1999 году такую же мягкотелость, как и в 1991-м, появились бы новые претензии со стороны Запада.
В этой связи не может не возникнуть вопрос: а с чем связана нынешняя напористая внешняя политика США? Почему Вашингтон стремится "продавить" Москву, а не наладить с ней конструктивное сотрудничество? Думается, причины этого следует искать как в Америке, так и в России. Эйфория победы в "холодной войне" сыграла с Соединенными Штатами злую шутку. Она приободрила старых рейгановских "ястребов" и подрезала крылья сторонникам умеренной, взвешенной линии и конструктивного подхода к нашей стране, коих за океаном, надо признать, немало. Если противник уже побежден однажды, то почему его нельзя победить вновь, еще больше упрочив свое могущество? Таким образом, определенная логика в ужесточении американской внешнеполитической линии есть. Белый дом стремился выиграть геополитическое качество и занять по отношению к России более сильную позицию, пока она была ослаблена событиями 90-х годов прошлого века.
С другой стороны, есть во всем происходящем и значительная доля вины тогдашней российской политической элиты. Беспрецедентные уступки США, политика соглашательства в ущерб интересам государства привели к тому, что американское политическое руководство свято уверовало в то, что у русских можно выбить любые уступки - будь то согласие на расширение НАТО или какие-либо военные акции.
Главное - действовать энергично и поменьше огладываться на Кремль. Там все стерпят. Сейчас ситуация изменилась. Россия постепенно приходит в себя, начинает активно защищать свои национальные интересы, проводя прагматическую политику. И это не нравится Вашингтону, раздражает тем, кто стоит у руля американской внешней политики.
Поэтому давление на Россию будет продолжаться. Нам будут угрожать исключением из "восьмерки", международной изоляцией и даже, не исключается, превентивным ядерным ударом, (на что недавно намекал авторитетный журнал "Форин афферс". И за этим стоит прагматичный расчет: вода камень точит. Удастся ли США окончательно "дожать" Россию, зависит только от нее самой. Политическое руководство РФ должно, не прибегая к прямой конфронтации, предложить нашим геополитическим оппонентам эффективную контрстратегию, которая могла бы заставить их отказаться от дальнейшего форчекинга.
У России есть немало способов защитить свои интересы. Почти все бывшие советские республики находятся в сильной экономической зависимости от нее. Необходимо послать ясный сигнал всем политическим элитам на территории бывшего СССР: участие в давлении на Россию может стоить им очень дорого. Во всяком случае, на то, чтобы получать прямые и косвенные российские субсидии и одновременно реализовывать американские интересы, они могут более не рассчитывать. Следует отметить, что первые шаги на этом направлении сделаны: Москва дала понять, что не собирается за свои деньги прокладывать путь в НАТО и ЕС некоторым нашим соседям. Однако этого недостаточно. РФ должна предложить некий аналог доктрины Монро для постсоветского пространства, официально декларировать, что считает СНГ зоной своих эксклюзивных интересов и не собирается терпеть чьего-либо военного либо преобладающего политического влияния в этой части Евразии. Более того, необходимо подчеркнуть, что попытки любой державы закрепиться в этом регионе мы будем рассматривать как угрозу национальной безопасности.
Одновременно с этим можно предложить архитекторам санитарного кордона симметричный ответ и перенести игру поближе к их воротам. Углубление экономических, военных и политических связей со странами Латинской Америки - такими ярыми антагонистами США как Кубой и Венесуэлой, а также крупнейшими игроками на континенте - Бразилией и Аргентиной способно серьезно встревожить Америку, которая чрезмерно увлеклась активной политикой в другой части света. При этом в противовес американскому военному присутствию на постсоветском пространстве можно применять аналогичную тактику - размещать российские центры военно-технического сотрудничества в западном полушарии. Отметим, что цель подобной контрстратегии вовсе не в том, чтобы осуществлять такую же политику форчекинга по отношению к США, какую они применяют к России. Она заключается в другом - продемонстрировать официальному Вашингтону, что его политика формирования вокруг РФ враждебного окружения может обернуться для американцев плотным прессингом в их традиционных сферах влияния. И в перспективе ущерб от него превысит выгоды, которые США могут получить от утверждения на постсоветском пространстве.
В связи с изложенным выше возникает немаловажный вопрос. А выдержит ли Россия такое соперничество с Соединенными Штатами? Не нарвется ли она на контрудар, который серьезно подорвет ее силы? Конечно, мы уже свыклись с тем, что США остались единственной подлинно глобальной державой. Интересы Вашингтона распространяются практически на весь мир. Но так ли уж беспредельны его силы? Прежде всего надо четко понимать: постсоветское пространство без России не представляет для него особого интереса. По-существу, бывшие советские республики для США своего рода внешнеполитические инструменты, с помощью которых они оказывают давление на Москву. Утрата Америкой своего влияния на постсоветском пространстве не критична для ее существования, и она может пережить ее относительно безболезненно. Для РФ же соседние с ней государства своего рода "зона безопасности", потеря которой означает существенное ухудшение ее геополитического положения, что может в перспективе означать крах национального суверенитета. Так что особого выбора - бороться за влияние на страны СНГ или не делать этого - у нас нет.
Кроме того, надо учитывать, что США в начале XXI века и в начале 90-х годов века прошлого не являются одной и той же страной. После распада Советского Союза американская внешнеполитическая стратегия строилась без учета собственных внутриполитических и международных реалий. Целью Вашингтона было установить контроль над советским наследством - Восточной Европой и республиками СССР. Американцы упустили время для проведения структурных социально-экономических реформ в эйфории 1990-х годов, а они были очень нужны США, которые не меньше Советского Союза пострадали за полвека "холодной войны". Сейчас Америка все больше напоминает СССР образца 1982 - 1985 годов: еще сохранился мощный военно-экономический потенциал, влияние в мире, но уже дают о себе знать кризисные тенденции - неэффективность экономики, шаткость финансовой системы, социальная напряженность в обществе. Необходимо осознать, что тот же самый форчекинг, который с упорством, достойным лучшего применения, осуществляют сейчас в отношении России США, абсолютно нерационален с точки зрения национальных интересов этой страны. Скорее всего, он является инерцией американского военно-промышленного комплекса, а также используется определенными политическими кругами в своих прагматичных интересах (попытки создать образ врага в лице РФ и объяснить американским налогоплательщикам необходимость новых расходов на оборону).
Конечно, активизация политики России на постсоветском пространстве, не говоря уже, к при меру, о Латинской Америке, приведет на первых порах к резкому усилению форчекинга. Американские средства массовой информации тоже не останутся в стороне. Но в конечном итоге проблемы в экономике, отвлечение значительных ресурсов на войну в Ираке, "некритичность" потери влияния на страны СНГ, а также тот факт, что для США гораздо важнее сохранить его в других регионах мира, приведет к вполне предсказуемому исходу: России удастся в полной мере отстоять свои национальные интересы. Впрочем, особой альтернативы у нас, скорее всего, нет. Если выбирать между утратой суверенитета и проведением более жесткого внешнеполитического курса, то выбор очевиден.
http://www.redstar.ru/2006/06/10_06/1_02.html