itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовное возрождение России ныне обретает "второе дыхание"

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
83
Время на чтение 8 минут
В последнее время в обществе не утихают дискуссии о том, стоит ли преподавать в школах "Основы православной культуры", насколько необходимо введение института полкового духовенства и какова численность в стране приверженцев тех или иных религий. Многих не оставляют равнодушными проявления национализма в России и религиозная ситуация на Украине.

Свое мнение по этим и другим вопросам в интервью порталу "Интерфакс-Религия" высказал патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

- Ваше Святейшество! Что Вы ожидаете от Всемирного саммита религиозных лидеров, который пройдет в июле этого года?

- Всемирный саммит религиозных лидеров, инициированный Межрелигиозным советом России при непосредственном участии нашей Церкви, соберет в Москве лидеров влиятельнейших религиозных общин: христианских, иудейских, мусульманских, буддийских и ряда других. На саммите будут представлены современные религиозные традиции во всем их многообразии.

Неудивительно, что на этом собрании будут высказаны различные взгляды на то, с какими вызовами сталкиваются религии мира в наши дни и каков должен быть ответ. Поэтому мы не задумывали саммит как средство получить какой-то заранее определимый практический результат.

В то же время побудительный мотив для нашего форума - это безусловное желание жить в мире и взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями, выдержавшими испытание временем.

Надо иметь в виду, что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей "смешение вер", сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примут участие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимости сохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничеству на общее благо.

Надеюсь, что саммит сможет обратиться с добрым посланием к миру, где все больше царят страдания, вызываемые желанием жить без веры и совести, руководствуясь лишь греховными страстями. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан.

- Есть ли положительные сдвиги по вопросам преподавания "Основ православной культуры" в государственных школах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противником этих инициатив?

- Общественная дискуссия о преподавании "Основ православной культуры" в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" - это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс - это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны.

Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из-под внимания читателя очевиднейшее - величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.

На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохраняющаяся в российском образовании, очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, а их достойные наследники и поныне остаются "впереди планеты всей", то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагал бы, что сохранение такой ситуации губительно для будущего страны.

Нередко высказываются опасения, что преподавание "Основ православной культуры" неизбежно повлечет обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Действительность свидетельствует об обратном. Во многих российских регионах "Основы православной культуры" уже преподаются, и до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди лучше узнают и понимают друг друга, учатся взаимному уважению.

Кстати, многие представители российских мусульман, иудеев и буддистов неоднократно высказывались в пользу преодоления атеистического и агностического наследия в российской школе. В местах компактного проживания их единоверцев, а также в национальных школах крупных городов вместо "Основ православной культуры" или параллельно с ними может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий. Во многих местах так уже и происходит.

Касаясь вопроса об институте полковых священников, хотел бы отметить, что, помимо дореволюционного опыта, уже и в наше время накоплен значительный опыт окормления военнослужащих православными пастырями. Иными словами, нам не приходится "строить в пустыне". Однако практика взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил до сих пор не имеет должных законодательных оснований. Многое держится на личных контактах, а существующие договоренности носят характер деклараций о намерениях и в немалой степени зависят от конъюнктуры.

Сегодня предлагается закрепить и развить сложившуюся практику, о которой весьма позитивно отзываются солдаты и офицеры. Подчеркну, что соответствующие инициативы были выдвинуты представителями государственных органов, а не Церкви. На мой взгляд, это красноречиво свидетельствует о явной общественной заинтересованности в присутствии духовенства в армии.

Противники такого рода инициатив говорят, что опасно разделять армию по конфессиональному признаку. Мы с этим согласны и настаиваем на том, что армия не должна становиться полем миссионерского соревнования. Речь может идти только о пастырской работе в Вооруженных Силах представителей тех религиозных организаций, члены которых уже служат в армии. Эта позиция недвусмысленно отражена в заявлении Священного Синода по данному вопросу.

- Как Вы оцениваете религиозную ситуацию на Украине? В какую сторону она изменилась за прошедший год?

- Нельзя не приветствовать заявлений государственных руководителей Украины о необходимости одинакового соблюдения прав и свобод всех религиозных объединений.

К сожалению, на местах этим заявлениям следуют не всегда. Один из наиболее ярких примеров - Свято-Троицкий приход Украинской Православной Церкви в селе Рохманив Тернопольской области. Эта община во главе с настоятелем протоиереем Олегом Сирко была изгнана из своего храма и теперь вынуждена совершать богослужения под открытым небом.

Нас не может не беспокоить то, что украинские православные христиане остаются разделенными. Раскол - это рана на теле Церкви. Он вносит болезненное разделение и в украинское общество. Тем не менее, пути для уврачевания расколов должна находить сама Церковь, без вмешательства сторонних сил. Поэтому попытки некоторых представителей государства решить эту проблему вместо Церкви не могут не вызывать настороженности верующих.

К сожалению, на Украине далеки от нормальных и отношения между православными и греко-католиками. Ситуация усугубилась переносом резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви кардинала Любомира Гузара из Львова в Киев и изменением его титула на "Верховный архиепископ Киево-Галицкий". Православной общественностью подобный шаг был воспринят как недружественный. Он внес дополнительную напряженность в украинское общество.

Выражаю надежду, что новое правительство Украины будет проявлять большее внимание к специфике церковной жизни, избегать вмешательства во внутренние дела Церкви, более внимательно относиться к соблюдению прав всех традиционных религиозных общин.

- В последнее время все чаще озвучиваются противоречивые сведения о численности православных в России. Есть ли официальная точка зрения Церкви по этому вопросу? Как Вы оцениваете численность приверженцев других религий, например, мусульман, протестантов, католиков?

- Определение числа верующих в стране никогда не было простой задачей. Во времена государственного атеизма многие люди не афишировали своей религиозной принадлежности по понятным причинам. Сегодня разные социологические службы по-разному оценивают число последователей той или иной религии, однако зачастую эти исследования видятся предвзятыми. К сожалению, нередко приходится видеть, как численность приверженцев одной религии определяется "по максимуму", а других - "по минимуму". Убежден, что в любом случае определение числа приверженцев любой веры не должно быть политизировано, направлено на извлечение каких-либо выгод, на приобретение мнимого превосходства в диалоге с инаковерующими. Кроме того, едва ли возможно найти общеприемлемые критерии оценки религиозности человека.

В последнее время не проводилось исследований, которые охватывали бы все население России. Даже при переписи в 2002 году вопрос о религиозной принадлежности людей не задавался. На наш взгляд, результаты переписи были бы более полными, если бы этот вопрос был включен в опросные листы.

Что касается численности верующих Русской Православной Церкви, то едва ли можно назвать точную цифру. Ведь религиозный выбор, духовная жизнь человека далеко не всегда подвластна испытующему взору социолога. Думаю, что доля православных христиан, крещенных нашей Церковью, в населении России составляет 70-80 процентов. Иными словами, православные по-прежнему составляют значительное большинство населения страны.

С гораздо большей определенностью можно говорить о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни, о расширении участия людей в деятельности православных общин. В последние годы мы наблюдаем серьезные изменения в возрастной структуре прихожан. Во многих местах молодежь и люди среднего возраста составляют большинство молящихся. Прошедший Великий пост явил нам переполненные молящимися храмы; церковные стены нередко уже не могут вместить всех прихожан. Иными словами, духовное возрождение России ныне обретает "второе дыхание".

Можно по-разному говорить о причинах этого отрадного явления, однако несомненно одно: нам довелось быть свидетелями подлинного чуда Божия - возвращения в людские сердца живой, деятельной веры. Глубоко убежден, что это не может не сказаться благотворно на жизни нашего народа.

- В каком направлении сейчас развивается диалог Церкви с исламом?

- Сегодня этот диалог ведется главным образом в рамках созданного в 1997 году Межрелигиозного совета России, в который входят представители четырех традиционных религий: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Главной целью диалога видится поиск путей решения насущных проблем общества.

Могу свидетельствовать, что наши отношения развиваются небезуспешно, несмотря на попытки некоторых зарубежных центров и доморощенных экстремистов проверить на прочность религиозный мир в России. Уверен, что мудрость духовных лидеров, прежде всего исламских, оставит эти попытки бесплодными.

Обмен мнениями и сотрудничество в сфере общественной жизни не исключает доктринальных собеседований, которые призваны помогать разъяснению позиций сторон по вопросам, требующим глубокого мировоззренческого осмысления. Так, в конце февраля - начале марта в Тегеране состоялась V встреча совместной российско-иранской комиссии по диалогу "Ислам - Православие". Заседание было посвящено теме "Эсхатология и ее влияние на современную жизнь". В ходе дискуссии были установлены как совпадения, так и разногласия христианского и исламского вероучения по затронутым вопросам. Участники заседания также решительно осудили участившиеся случаи оскорбления чувств верующих в разных странах.

- Как Вы оцениваете опасность ксенофобии, экстремизма, преступлений на национальной почве? Что делать, дабы преодолеть ее?

- Когда кого-то оскорбляют, избивают и даже убивают только за национальность или цвет кожи - это ужасно. Такие преступления должны наказываться по всей строгости закона, равно как и осквернение культовых зданий, публичное оскорбление национальных и религиозных чувств. Причем общество должно реагировать на такие преступления все зависимости от того, кто пострадал - русский или представитель другого народа, наш гражданин или иностранец. Ведь национальные и религиозные чувства очень ранимы для любого человека, принадлежи он к меньшинству или к большинству.

Главное же средство противостояния экстремизму - это все же воспитание. Ведь по-настоящему верующий и просвещенный человек никогда не станет экстремистом, фанатиком, агрессивным националистом. Вот почему наша Церковь призывает к получению школьниками знаний о разных народах и религиях, а главное - о собственной вере и культуре, будь то культура православная, исламская, иудейская, буддийская и так далее. Без правильного воспитания мы никогда не избавимся от социальных пороков. Через школу, культуру, средства массовой информации люди должны научаться патриотизму, нравственному поведению в личной жизни, семье и обществе, бережному и уважительному отношению к ближним.

http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=77
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Святейший Патриарх +Алексий II
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2021
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
5 декабря исполняется два года со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
05.12.2010
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
День памяти отца монашества – преподобного Антония Великого
Сегодня мы также вспоминаем Великих князей Николая Михайловича, Дмитрия Константиновича, Павла Александровича и Георгия Михайловича, Н.К.Кульчицкого и И.Д.Папанина
30.01.2023
Воспитание и образование – создание духовного мира человека
В рамках Рождественских чтений прошла конференция СПЖ и ВРНС
27.01.2023
Преподобный Феодосий объединял всех любовью
О престольном празднике в церкви свт. Николы на Берсеневке
27.01.2023
Славяне земли Русской должны примириться во Христе и со Христом
Фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси»
25.01.2023
Аз воздам
Не надо рекламировать клички свиней
23.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
30.01.2023 18:30
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Константин В.
30.01.2023 18:22
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
30.01.2023 18:19
Вновь готовы к унижению
Новый комментарий от Калужанин
30.01.2023 17:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
30.01.2023 17:22
Крик о помощи
Новый комментарий от Алекс
30.01.2023 17:10