itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Стратегия развития авиапромышленности обречена на плачевный результат

Невозможно проектировать большую номенклатуру летательных аппаратов, когда финансирования едва хватает на один

Новости Москвы 
0
60
Время на чтение 4 минуты
Год назад автор этих строк дал отрицательную оценку планам создания Объединенной авиастроительной компании ("Идея фикс для ОПК", "НВО" # 3, 2005). Однако ОАК уже существует, а прогноз о неэффективности слияния предприятий авиапрома в холдинг подтвердился. В новой публикации тема продолжена.


Родили гору

C 1992 по 2005 год для спасения гибнущей авиационной промышленности России не единожды принимались федеральные целевые программы (ФЦП), которые на практике оказались совершенно неэффективными, так как предусматривали разработку и производство очень большой номенклатуры летательных аппаратов (несколько десятков наименований) при ничтожном госфинансировании. Например, бюджетных ассигнований по последней ФЦП хватало всего лишь на один ближнесреднемагистральный самолет, а остальные деньги предприятиям предлагалось добывать самостоятельно.

К 2005 году в чиновничьих кругах возобладало отнюдь не новое мнение, что можно поправить дела в авиапроме, создав из разработчиков крылатых машин и их изготовителей-финалистов так называемую Объединенную авиастроительную компанию (OAK) по подобию европейской EADS. Соответствующее решение быстро провели через Госсовет РФ. С такой же поспешностью был одобрен проект "Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года", который уже не содержал откровенных глупостей предыдущих ФЦП, но и не явился руководством к действию, а стал всего лишь посредственной декларацией о намерениях. Тем не менее этот проект поднял на щит Департамент оборонной промышленности Минпромэнерго, и он всячески расхваливается.

Обоснованная критика целым рядом серьезных специалистов этих якобы столбовых дорог авиапромышленности просто игнорируется. Между тем попытка начать практическую реализацию "новых" идей может иметь весьма плачевные последствия, которые почему-то никак не могут или не хотят разглядеть нынешние авиационные администраторы. А если бы захотели, они могли бы увидеть вот что.

"Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года" предусматривает несколько компонент основного суммарного продуктового ряда:

- сертифицированный "старый" продукт - самолеты (модификации) - Ил-96, ТУ-204;

- "переходный" новый продукт - самолеты RRJ, МС-21;

- "нишевый" продукт - самолет Бе-200;

- "прорывной" новый продукт - самолеты, которые авторы себе пока даже не представляют.

Итак, с одной стороны, организационная "гора" - OAK, с другой стороны - то, что эта "гора" должна произвести на свет по каждой из перечисленных компонент.

Вызывает удивление отсутствие логики в рассуждениях энтузиастов OAK - сначала создать структуру и лишь потом озадачиться, чем же она займется. Здравомыслящие люди обычно действуют в обратной последовательности. Ну, да ладно, "нестандартно" мыслить не запретишь, только вот дороговато это может обойтись.

Гора родит мышь

Вялотекущие процессы по первой (сертифицированные Ил-96 и Ту-204) и третьей (Бе-200) компоненте вряд ли хотя бы как-то могут улучшить ситуацию в авиационной промышленности. Более нынешнего 1% мирового рынка мы с этими самолетами иметь не будем, и никакая OAK здесь не поможет. Скорее наоборот - внесет со своими организационными перестройками сумятицу в работу.

Реализация второй компоненты (RRJ и МС-21) могла бы дать определенный эффект с точки зрения поставленных целей, если бы не следующие обстоятельства.

Конечно, нет никаких сомнений, что АХК "Сухой" (ОКБ в Москве и завод в Комсомольске-на-Амуре) разработает и освоит в серийном производстве самолет RRJ. Зато есть больше сомнения в том, что при цене 25 млн. долларов можно рассчитывать на декларируемый объем рынка (примерно 800 штук). Здесь уместно вспомнить, что самолет ТУ-334, еще недавно активно предлагавшийся примерно для тех же условий применения, калькулировался в цене 18-19 млн. долларов и это считалось неприемлемой для рынка стоимостью (приемлемая - не более 13 млн. долларов).

Кроме того, на RRJ, состоящий более чем наполовину из комплектующих иностранного производства, "скопировать" которые и изготавливать у себя мы не сможем, нельзя делать безоговорочную ставку, поскольку следует учитывать серьезную угрозу срыва эффективного логистического сопровождения эксплуатации (например, вследствие изменений политической ситуации в мире).

В то же время в сложившихся условиях крайне многообещающей выглядит форсированная разработка ОКБ им. Яковлева ближнесреднемагистрального самолета МС-21, который, исходя из его характеристик и прогноза рынка сбыта (с учетом деятельности конкурентов), мог бы стать палочкой-выручалочкой для российской авиапромышленности. Промедление с его созданием, производством и выходом на поставки уже через 2-З года может свести на нет его конкурентные преимущества.

Понятно, что для реализации второй бизнес-линии (RRJ, MC-21) какой-либо интеграции (создания OAK) не требуется. Наоборот, это было бы вредно (кстати, как и при реализации первой и третьей линии), поскольку приводило бы к диссонансу между объемами производства и объемами располагаемых активов с соответствующим увеличением стоимости продукции.

Облик четвертой продуктовой компоненты ("прорывный" продукт) может быть определен только по результатам интенсивных конкурсных проработок проблемы сразу несколькими способными еще на это ОКБ, включая ОКБ им. Сухого и ОКБ им. Яковлева, а также двигательные, приборные и агрегатные ОКБ. В ней должны также принимать участие финансовые структуры, в том числе и частный капитал страны. И только когда ситуация полностью позволит рассчитывать на высокую вероятность успеха, надо приступить к реорганизационному "шевелению". Без соблюдения такого условия слишком велик риск, что "гора" в виде OAK родит "мышь" (или несколько "мышей") и никак не изменит ситуацию в авиапромышленности к лучшему.

При создании OAK следует весьма и весьма серьезно подойти к адекватному реформированию комплектующих подотраслей. На самом деле необходимо не просто, например, создать в приборостроении 2-З корпорации, как легковесно предполагают авторы "Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года", а новую иерархическую структуру приборостроения для авиации, в которой бы только верхний уровень в качестве "буфера" контактировал с OAK, не входя в нее. При этом под контролем "буфера" должно находиться все остальное приборостроение, что, впрочем, не исключает самостоятельных коммерческих возможностей последнего. Такой же взвешенный и осторожный подход должен быть к двигателе- и агрегатостроению. Поспешность, как известно, хороша в некоторых особых случаях, но никак не при реформировании такой жизненно важной для России отрасли, как авиационная промышленность.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-02-17/6_strategy.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Константин В.
31.01.2023 17:26
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2023 16:43
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.01.2023 16:39
«Страна-парадокс»
Новый комментарий от александрович
31.01.2023 15:44
Когда веселье отдаёт грехом
Новый комментарий от Игорь Ал
31.01.2023 15:30
К столетию Л.Гайдая
Новый комментарий от Владимир С.М.
31.01.2023 14:14