Грядет новый "Буран"

Новости Москвы 
0
113
Время на чтение 6 минут
Как уже сообщала "Красная звезда", 18 января 2006 года Федеральное космическое агентство (Роскосмос) объявило закрытый конкурс на выполнение работ на тему "Создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки". Конкурсная комиссия должна была объявить его результаты в начале февраля...
Появление нового космического корабля сегодня для России особенно актуально, ведь пилотируемым кораблям "Союз", на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет, и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.
Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль, так как уже в ближайшем будущем космические конструкции станут монтировать на орбите из блоков, доставляемых с Земли. Оптимальное число монтажников - шесть человек. Не меньше космонавтов и должен доставлять на орбиту новичок, против трех членов экипажа "Союзов".
Напомним, что на участие в конкурсе Роскосмоса подали заявки три ведущих отечественных предприятия ракетно-космической отрасли - Ракетно-космическая корпорация "Энергия", Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева и Научно-производственное объединение "Молния".
Теперь кратко о представленных комиссии проектах. Создаваемый в РКК "Энергия" перспективный универсальный космический корабль "Клипер" имеет многоразовую возвращаемую капсулу, общую длину более 10 метров, стартовую массу до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем "Союз" новичок будет удобней и вместительней. Разработчики говорят, что он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране. "Клипер" состоит из большого и комфортного отсека экипажа, приборного и агрегатного отсеков. Еще одно важное его отличие от предшественников - система аварийного спасения.
При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты. Также "Клипер" сможет менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться там где надо, например в России, а не в Казахстане.
Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС), разработанная в НПО "Молния", представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия" разработки АНПК им. О.К. Антонова (Украина, Киев), на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива. Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами. Основные элементы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева представило для участия в конкурсе комплексную программу с использованием накопленного центром опыта создания возвращаемого транспортного корабля снабжения. Это единая готовая система корабль - носитель - стартовый комплекс.
Каковы же результаты конкурса? К сожалению, к намеченному сроку, началу февраля, определить победителя не удалось, поскольку ни один из проектов, по мнению комиссии, не соответствует предъявленным требованиям. Как сообщает Роскосмос, конкурсантам после получения новых документов предстоит продолжить работу.
Конечно, нет сомнений в том, что облик перспективного отечественного космического корабля будет уже скоро определен, ведь Россия, несмотря на все свои проблемы, до сих пор задает тон в пилотируемой космонавтике. Многие специалисты и ветераны отрасли сегодня вспоминают другой проект - уникальный космический корабль многоразового использования "Буран", с такой же уникально несчастливой судьбой. Он тоже задумывался как грандиозный прорыв, как новый шаг в отечественной космонавтике, а сегодня его последний, выпотрошенный экземпляр доживает свои дни в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве...
15 ноября 1988 года отечественные и зарубежные СМИ пестрели сообщениями о проведении в Советском Союзе успешных испытаний универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем "Буран". Орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур. За сухим техническим термином "в автоматическом режиме" скрывалось достижение, которое те же американцы не перекрыли до сих пор! "Буран" взлетел, совершил орбитальный полет и приземлился без экипажа с точностью, измеряемой метрами!
Крылатый орбитальный корабль многоразового использования был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, а также доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов. Корабль мог использоваться для возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, а также выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля - космос - Земля.
Корабль "Буран" построен по схеме самолета типа "бесхвостка" с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, - руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2.000 километров.
Длина "Бурана" - 36,4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров, стартовая масса - более 100 тонн. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
Очень важной особенностью "Бурана" является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов: кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода.
Бортовой комплекс управления - это более чем пятьдесят систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.
При планируемой численности экипажа (2-4 человека) корабль может принять на борт еще 6-8 дополнительных членов экипажа для проведения различных работ на орбите, то есть можно назвать "Буран" десятиместной машиной. Длительность полета в каждом конкретном случае определяется программой, на первом этапе эксплуатации она планировалась не более 7 суток, максимальное же время может быть до 30 суток. Хорошие маневренные возможности "Бурана" на орбите прежде всего обеспечиваются значительным топливным запасом до 14 т. Одной из наиболее сложных систем "Бурана" является его объединенная двигательная установка, в состав которой входят 48 двигателей трех размерностей по тяге.
Полет "Бурана" стал выдающимся успехом отечественной науки и техники, открывающим качественно новый этап в советской программе космических исследований. Но достался корабль стране дорогой ценой, на программу было потрачено более 12 лет, 14 млрд. рублей. Во время испытаний погибла половина летчиков-испытателей из отряда.
Самое страшное, что 15 ноября 1988 года "Буран" совершил не только первый, но и последний орбитальный полет. В связи с распадом Советского Союза и нарастающими экономическими проблемами очень скоро руководству страны стало не до него, да и не до космоса вообще. Уникальный проект заморозили. И сегодня из 14 кораблей остался всего один в ЦПКО им. Горького, да и то это лишь внешняя оболочка "Бурана". Тот же летавший в космос корабль трагически погиб, его засыпало обломками рухнувшей крыши ангара на Байконуре. Как говорят, от судьбы не уйдешь.
Еще один экземпляр корабля, который реально летал и на котором отрабатывали проект, продали... в Австралию за смешные деньги. Кто-то очень неплохо нагрел на нем руки. Так исчезло из России то, во что вкладывались огромные деньги, знания, труд, жизни испытателей...
Неспроста сегодня, когда решается, на каких космических кораблях российские космонавты будут летать на орбиту в XXI веке, вспоминается "Буран". Этот корабль стал не только памятником наших великих достижений, но и горьким символом нашей неблагодарности, недальновидности, безразличия. И хотя уникальные наработки, полученные при создании "Бурана", до сих по используются в отечественной ракетно-космической технике, самого корабля уже нет. Остается надеяться, что больше ни одну российскую космическую ладью не постигнет такая трагическая судьба.

http://www.redstar.ru/2006/02/16_02/1_03.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Гаравский
Все статьи Андрей Гаравский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24