Подлинные и мнимые тайны христианского брака

Новости Москвы 
0
224
Время на чтение 8 минут
"Церковный вестник" уже не раз обращался к проблеме неискаженного, достоверного изложения основ православной веры в книгах и статьях современных авторов. К сожалению, наше внимание привлекают не только те издания, которые можно назвать ярким образцом церковной проповеди или серьезным богословским исследованием. Продолжают издаваться книги, полные заблуждений и ложных трактовок православного вероучения.

Одной из таких книг следует признать новую книгу монаха Максиана (Архангельского) с заманчивым названием "Тайна христианской любви и брака" (Москва, "Компания Спутник+", 2005). Книга выпущена светским издательством и не несет никаких указаний на церковное благословение, однако само ее название в сочетании с монашеским званием автора заставляет любого неискушенного читателя думать, что в ней выражена церковная, православная точка зрения. А тайна христианской любви и брака важна для каждого человека. Между тем книга эта страшная и глубоко антицерковная. Более мягких эпитетов, увы, здесь подобрать нельзя.

Концепция автора, с поразительным напором, косноязычием, бесчисленными повторами и передержками вдалбливаемая в голову читателя, раскрывается уже в предисловии. Вкратце она сводится к тому, что христианская любовь и христианский брак по определению исключают физическую близость между супругами (каковая и при наличии таинства Венчания признается блудом): "Греховное соитие по плоти в беззаконии и грехе мужа и жены как рождение детей в смерть и блудное служение похоти плоти было дано Богом нашим прародителям как наказание за преступление райской заповеди...". Рождение детей также признается греховным: "Для них (христиан. - Е.Т.) рождение младенцев равносильно прелюбодеянию перед Богом". "Разумеется, что "отвергнуть" нам надо соитие с женским полом, как результат первородного греха... заменив его христианским супружеством церковного Венчания на Царство Небесное, требующим полного воздержания и оскопления по плоти". В этой цитате заключена квинтэссенция всей книги. Для монаха Максиана святость и целомудрие априори несовместимы с телесными отношениями супругов и вообще с телесностью.

Я надеюсь, что сохранившему какую-то чистоту души и мысли, способному любить ближних православному христианину уже по приведенным мною кратким цитатам понятно, какой заряд "идейного" человеконенавистничества заключен в этой книге. Ниже я с немалым душевным смущением приведу для большей полноты картины еще несколько цитат из нее, потому что для меня самого каждое вынужденное соприкосновение с этим текстом, как ни разбавляй и ни украшай его иронией и задором, вызывало тяжелое душевное и духовное отравление, отнимало радость жизни, силу веры, вселяло уныние и отчаяние, лишало "чистого ока" - и даже бальзам святоотеческих текстов не мог мгновенно исцелить эти повреждения души. Как живой человек свидетельствую: книга душевредна. А "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26).

Но самое страшное во всем этом - даже не взгляды автора, а то, что они выдаются за православие, за позицию Церкви. И в этом - явный почерк отца лжи.

Антицерковность позиции автора становится очевидной, если сопоставить ее с важнейшим документом - "Основами социальной концепции Русской Православной Церкви", принятыми на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года:

"X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.

...Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт, 2, 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28)".

Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

51-е Апостольское правило гласит: "Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, - или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви". Его развивают 1-е, 9-е и 1-е правила Гангрского собора: "Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою". Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на "недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку".

Монах Максиан: "Детородие по плоти, возникшее со времени грехопадения и беззакония перед Богом наших прародителей, изгнанных из рая, есть дело поклонения фаллическому культу Ваал-Фигора"; "Христос не благословлял христиан рождать детей по плоти, чтобы они не служили двум господам, "Богу и маммоне"".

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви":

"X.4. Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака".

Монах Максиан: "Порвать с языческим прошлым половой жизни своих родителей и всех мирских людей". "Православная церковь смотрит на "брак" иначе (чем богомилы. - Е.Т.), видя причину его возникновения в греховности самого человека, а не полагая его делом дьявола и в то же время не признавая плотский союз за естественный дар природы, но считая его противоестественным падением человека в результате его преслушания заповеди Божией в раю".

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви":

X.6. Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19-20). Осуждая... блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания".

Обосновывая свою человеконенавистническую идею огромным количеством произвольно толкуемых библейских цитат, монах Максиан утверждает, что все святые отцы древности придерживались той же позиции (хотя даже и среди надерганных им святоотеческих цитат есть прямо противоречащие его тезисам, например, четкая фраза св. Иустина Философа: "Цель брачного союза - деторождение и воспитание детей, с тем отличием от язычников, что они часто забывают и не воспитывают их"). С авторами XIX и XX веков, которые рассматривали проблемы христианского брака, он разделывается с помощью примитивной дубинки, обвиняя их в "пелагианской ереси непризнания первородного греха". Обличая своих оппонентов, Максиан порой уже не следит за своей собственной речью. Так, о труде М.Д. Муретова "Христианский брак и Церковь" он пишет: "Автор тем не менее почему-то остается на устаревших августиновских позициях понимания церковного брака как рождения детей по плоти и воспитания их в Церкви для Христа. Но это рождение и воспитание человеком, а не Богом, делают как иудеи, так и язычники..." Под горячую руку попадает и старец Паисий Святогорец, который будучи монахом смел принимать брачных мирян и при этом не отговаривать их от супружеской жизни и греховного деторождения. Покойному о. Иоанну Мейендорфу тоже досталось: "Иоанн утверждает... что дети есть радость и дар Божий, при этом не давая никакой сноски на святые писания, тем выражая свое личное мнение брачного протоиерея". "Брачный священник о. Михаил" (современный автор книги "Мысли о христианском браке"), по словам монаха Максиана, "не позаботился сам взять Крест Распятой Любви св. Иоанна, отойти от язычества и его детородной прелести, отдать свою душу Господу и устремиться в Царствие Небесное", - что, судя по этой сентенции, сделал сам Максиан. Загадочный "Крест Распятой Любви св. Иоанна" пафосно пишется им с большой буквы, в отличие от Креста Господня. Далее следует общий вывод: "Так мыслящие и созерцающие батюшки" свидетельствуют, "что у нас в России не осталось христиан, право славящих Бога Творца, и только бытует одно язычествующее брачное сословие "христиан" славянофильского толка, не желающее отказаться от сладострастия своих детородных членов, подобно мирянам католической церкви в своем ветхозаветном браке прелюбодействующие перед Христом и служащие культу Ваал-Фегора".

Несмотря на столь решительные обличения, у монаха Максиана недостает решимости пойти до конца и обвинить в "ереси пелагианства" Русскую Православную Церковь, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. Ведь если намекнуть на это, сразу станет видно, что ты сам - вне церковного корабля, вне священноначалия. А это, наверное, неуютно, да и последователей найти будет трудно. Вот автор и морочит людям голову, скрывая, что его курс взят поперек курса церковного.

Поскольку библейские цитаты составляют чуть ли не четверть общего объема книги, имеет смысл остановиться на способе их толкования монахом Максианом. Заметим, что апелляция к православному Преданию, к святоотеческой мысли здесь отсутствует начисто: библейские строки толкуются автором лично, на свой страх и риск. Вот лишь несколько примеров, относящихся к текстам Нового Завета. "Он (Иисус. - Е.Т.), "увидев при дороге одну смоковницу" и не найдя на ней плода, силою веры, поста и молитвы засушил ее (Мф. 21, 19), давая этим назидание апостолам, что им не надо прикрывать свои детородные гениталии законом смоковничных листьев, а засушить их силою веры или сбросить как гадаринских свиней "в море" (21, 21-22)". ""Итак, если Сын освободит вас (от рабства детородия), то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36), ибо "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17) во Христе быть девой". ""Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене (быть девами), яко кроток есть и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11, 29)".

Складывается устойчивое впечатление, что вся авторская "экзегетика" сексуально озабочена. А когда дело доходит до сотериологии, экклезиологии и Троического богословия, начинается уже совершенно кощунственная вакханалия и полное безумие.

Книга монаха Максиана несет на себе все черты тоталитарно-сектантской литературы. Правда, как мне удалось выяснить, ее автор - в весьма преклонных годах, принял монашество не так давно и пишет на "христианские" темы также не с давних пор. Обсуждаемая книга - первое из его творений, вышедшее заметным тиражом. То есть выраженной, организованной секты за ним пока не стоит. Но это слабое утешение: всегда появляется кто-то, кто готов подхватывать подобные знамена и, прикрываясь тем, что это "православие", вести за собой массы и толпы людей - в новое скопчество, в мироотрицание и детоборство. Ведь невидимый заказчик и за книгами, и за "народными движениями" - один, он же и автор, старее мира. А "писатели", вожди и толпа - увы, легко находятся. Так что явление перед нами далеко не безобидное.

От редакции: Первым забил тревогу рецензент книжного отдела Данилова монастыря иеромонах Макарий. Он обратился в нашу редакцию с просьбой предостеречь читателей от книги, в которой ложно трактуется православное учение о браке. Книжная лавка Данилова монастыря отказалась продавать книгу монаха Максиана, однако в 2005 году ее можно было увидеть не только в светских магазинах, но и в некоторых православных храмах.

Редакция ЦВ обратилась в издательство "Компания Спутник+" с просьбой уточнить, имеет ли оно опыт редактирования и издания православной литературы, и как оно понимает ответственность издателя за достоверное, свободное от искажений и домыслов изложение православного вероучения. В ответе, который был получен по электронной почте, говорилось: "Для нас Ваше письмо стало сюрпризом. Мы считали, что Максиан (Архангельский) - монах Донского монастыря, постриженный с благословения патриарха Пимена, - не может еретически трактовать православное вероучение... К сожалению, мы не настолько подкованы в вопросах теологии, чтобы допустить мысль о том, что книга не соответствует канонам". Далее редакция призналась, что "книга издана в авторской редакции" и "сам монах Максиан заявил нам, что рукопись освящена Церковью, из этого мы и исходили, принимая рукопись к печати... Нам думается, что мы не можем нести ответственность за разногласия между Издательским Советом РПЦ и монахом Донского монастыря Максианом".

Наивная и некомпетентная позиция издательства "Компания Спутник +", по сути, отказавшегося от ответственности за изданную книгу, заставляет нас вновь обратиться к светским издателям с призывом: будьте внимательны и аккуратны при издании православной литературы. Еще раз напоминаем вам о решениях Архиерейского Собора 2004 года: "Качество редакционной подготовки и полиграфический уровень изданий в некоторых издательствах остается неудовлетворительным... В связи с этим Собор отмечает, что официальную экспертизу изданий с предоставлением соответствующего грифа осуществляет Экспертный совет при Издательском Совете Русской Православной Церкви. Особое значение имеет строгая экспертиза богословской литературы и церковных календарей и предоставление Издательскому Совету права ставить на подобные издания гриф "Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви"" (Из Определения Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви).

http://tserkov.info/numbers/reading/?ID=1684
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Тростникова
«У этого человека огромный круг почитателей»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет философа, математика и публициста Виктора Николаевича Тростникова 85-летием
14.09.2013
Все статьи Елена Тростникова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06