На обратном пути из храма в Патриархию греческие паломники и православные арабы осыпали Патриарха лепестками роз. В своем первом обращении Феофил III поблагодарил Бога за то, что Он "вывел Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясавшего все тело Церкви".
* * *
Речь шла о том, что соборным решением, одобренным всеми Поместными Церквями, был низложен предыдущий Патриарх Ириней (см. в 490 и 492). Он был обвинен в том, что отдал в аренду израильтянам несколько участков земли и объектов недвижимости, например, отели "Империал" и "Петра" у Яффских ворот. В результате пострадали многие палестинцы, у которых были в этих местах магазинчики, лавки и т.д.Но не это главное. Война между Израилем и Палестиной, которая официально началась в 1948 году, была вызвана прежде всего желанием израильтян завладеть землями, которые, согласно решению ООН, оставались за арабами. Заодно с землей были отняты и десятки тысяч домов, дворцов и т.д. Однако изгнать достаточное количество палестинцев из Иерусалима тогда не удалось, и поэтому вот уже более полувека борьба идет буквально за каждый квадратный метр жилья, за каждую пядь тротуара. Причем борьба кровавая, с участием спецслужб, в истории которых фиксируются такие победы, как покупка через третьи руки какой-нибудь палестинской квартирки.
За проступки гораздо меньшие, чем совершенные Патриархом Иринеем, было убито палестинскими мстителями немало бывших владельцев недвижимости, обвиненных в предательстве. Ириней, впрочем, наотрез отказался признать, что знал о сделке заранее, заявив, что ее провел за его спиной финансовый менеджер Николаус Пападимас. Поверить в это мало кто в состоянии, однако здесь все очень непросто. Иерусалимская Греко-Православная Патриархия - один из немногих институтов, сохранивших свои права во время многократных переделов земли Израиля в ХХ веке. Собственность Патриархии составляет десятки квадратных километров. Естественно, что большая часть этой земли никак Церковью не используется, а активно сдается в аренду для пополнения церковного бюджета. На одном из участков Иерусалимской Церкви располагается даже израильский парламент - Кнессет. То есть бывший Патриарх, а ныне простой монах, Ириней не был первым, кто пошел на уступки. Он два года не мог добиться признания своего патриаршества со стороны Израиля. Это автоматически означало, что замораживались счета Патриархии, которая переживала тяжелый финансовый кризис. По сути, Иринею два года выворачивали руки, добиваясь своего с помощью шантажа, пока он не сдался.
Надо сказать, что Патриарх Ириней - довольно консервативный человек и был долгое время популярен среди арабов. Он настолько решительно приветствовал их борьбу с израильтянами, что даже свои - православные палестинцы - иногда пытались его убедить вести себя спокойнее. Трудно сказать, насколько эта позиция Патриарха была искренней. Одно можно сказать определенно: он обладал тяжелым характером и, перед тем как рассориться с палестинцами и греками, насмерть разругался с армянскими христианами и испортил отношения с Московским Патриархатом. В частности, он возмущался нашими попытками сблизиться с Русской Зарубежной Церковью, были и другие трения. Об этом накануне своей интронизации Феофил III сказал в интервью агентству "Интерфакс": "Мы надеемся, что взаимоотношения Русской и Иерусалимской Церквей теперь смогут получить более активное развитие, несколько притормозившееся в последние месяцы и годы по причине кризисных явлений в Церкви Святого Града".
Сейчас Ириней, продолжая утверждать, что является Патриархом, проводит большую часть времени в своей небольшой квартире неподалеку от бывшей резиденции под усиленной охраной израильских спецслужб. В своем отрешении от должности, которое было признано всеми Поместными Православными Церквями, он усматривает нарушение церковных канонов. По его словам, "Патриарх может быть низложен лишь по двум причинам: если он умственно или душевно болен, либо если он еретик". По оценке самого Иринея, ни тем, ни другим он не является. Между тем одной из причин его снятия с должности послужили именно обвинения в психической неадекватности и умственной болезни. В результате Ириней заявляет сегодня: "Израиль поддерживает законность и правду. Я очень благодарен Израилю". Тому самому Израилю, который довел его до нынешнего состояния.
* * *
А история с непризнанием интронизации Патриарха и выкручиванием рук сегодня повторяется. Патриарх Феофил также не признан Израилем и не сможет распоряжаться банковскими счетами Иерусалимского Патриархата. Ранее Патриарх уже заявил, что это повлечет за собой "экономический паралич Иерусалимской Церкви". По его словам, израильское правительство согласно признать его законным Патриархом лишь при условии подтверждения с его стороны тех сделок с недвижимостью в Восточном Иерусалиме, которые были заключены между еврейскими инвесторами прежним главой Церкви.Возникают серьезные сомнения, в недвижимости ли здесь дело. Не отвлекающий ли это маневр, цель которого - парализовать Иерусалимскую Церковь, выдворить из нее слишком уж независимых греков, заменив подконтрольными арабами - гражданами государства Израиль. Возможны и другие варианты. Одно можно сказать определенно - речь идет о наступлении на православных. Удары наносятся в самых разных местах. В Вифлееме несколько лет назад израильские власти абсолютно сознательно стравили христиан с мусульманами, которым выделили участок для строительства мечети в нескольких шагах от храма Благовещения, а недавно отрезали стеной безопасности церковь Рождества Христова от палестинской части города, лишив его 80 процентов бюджета. Отдельная тема - регулярные опыты по ущемлению в поставках воды христианских селений. И это при том, что палестинцы-христиане относятся к Израилю намного лояльнее мусульман. Есть что-то труднообъяснимое в опытах Израиля по уничтожению всех мостов, ведущих к миру. В результате этой политики число христиан в стране постоянно сокращается. Сегодня Иерусалимская Церковь насчитывает лишь сто тысяч прихожан, а ведь некогда почти все население Палестины исповедовало православие.
Новая волна испытаний напоминает о прошлых. Святую Землю столетиями распинали сначала мусульмане, потом католики, снова мусульмане, опять католики, которые с XVII по XX век захватывали ее храмы. Один из таких захватов стал, возможно, главной причиной Прутского похода Петра Первого, закончившегося неудачей. Патриарх Иерусалимский Досифей горячо молил его поднять Россию на освобождение Святого града. Новые захваты, когда французы, например, водворили свою звезду в храме Рождества Христова, спровоцировали наше участие в Крымской войне.
Сегодня Россия не в силах помочь Иерусалиму, и поэтому Патриарх Феофил еще до своего избрания начал искать защиты у американцев, встретившись с госсекретарем США Кондолизой Райс и бывшим главой ЦРУ Джорджем Тенетом. За это его нельзя осуждать, особого выбора нет - тем более, что на теплое отношение Патриарха к России это пока никак не влияет. Что будет дальше, какую плату попросят американцы за свою помощь и устоит ли Святейший, Бог весть.
"Мы убеждены, что только, будучи вдохновленными разумом богоносных отцов Церкви и под водительством Духа Святого, Духа Христова, мы сможем провести корабль нашей Церкви в житейском море между многоразличных и зачастую нежданных рифов коррупции и обмана к тихому берегу спасительного покаяния, - сказал Патриарх Феофил во время интронизации. - Мы говорим так не только потому, что всецело осознаем бремя подобного высокого служения, возложенного на Нас милостью Великого Бога и Спасителя, но и потому, что трепещем, помышляя о Нем и о грядущем отчете у Его Престола в день Страшного Суда... Досточтимые члены Братства Гроба Господня... братья и отцы во Христе, духовенство и миряне, благочестивые паломники и все собранные сегодня благодатью Гроба Господня во храме Воскресения Спасителя, молитесь о нас".
http://www.vera.mrezha.ru/506/13.htm