Вертеп в храме Христа Спасителя

Итальянский министр не знал, что в России тоже есть рождественские традиции

Новости Москвы 
0
683
Время на чтение 5 минут
С 9 декабря в Москве в музее храма Христа Спасителя начинает работать выставка "Вертеп. Итальянская рождественская традиция" (см. фоторепортаж). Девятнадцать вертепов (рождественских ясель) XVI-XVII веков из разных регионов Италии, а также несколько современных произведений представлены накануне Рождества российским любителям народного искусства. "Выбор храма Христа Спасителя символичен, потому что эта выставка - наш вклад в религиозный диалог. Очень важно показать, насколько сегодня важно сравнение, диалог и мир", - отметил на открытии выставки министр производственной деятельности Италии Клаудио Скайола.

Банные вертепы

"Вертеп" соответствует латинскому термину "praesepe", означающему в переводе "ясли, кормушка для скота". В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. В итальянском искусстве он оказался воплощен в разнообразных трехмерных скульптурных композициях. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы. В Италии распространение этой традиции связывают с именем святого XIII века Франциска Ассизского.

"В преддверии Рождества и по поводу завершения года Италии в России очень важно показать, что означает вертеп в итальянской традиции, в обществе, в итальянских семьях, - подчеркнул Клаудио Скайола. - Представленные на выставке экспонаты приехали из разных регионов Италии, они дают представление о нашей культуре и ремесле". На выставке представлены художественные школы Сицилии, Калабрии, Базиликате, Апулии. Посетители экспозиции смогут увидеть фигурки из дерева, глины, а также расписанные вручную изделия из папье-маше, железа, камня, гипса.

Итальянский министр настолько воодушевился собственной речью, что начал говорить о том, что россияне могут увидеть в вертепах "возможность итальянского гения и мир культуры". Ни больше, ни меньше. Принимающая сторона вежливо не решилась остудить пыл итальянца и все вежливо молчали о том, что традиция вертепов в России (правда, почти с вековым послереволюционным перерывом) существует по меньшей мере с XVIII века. Конечно, пришла она с юга Европы, скорее всего из Италии через Украину. Однако невозможно не упомянуть о том, что в Москве вертепами украшали не только дома, но даже и бани.

В московских банях существовал такой обычай: перед Рождеством и в дни Святок раздевальщики поздравляли своих посетителей. Банщики подносили посетителям специально приготовленный макет: на доске были устроены из ваты снежные горы, обсаженные по сторонам елками, восковые фигуры людей сидели на санках и катились с горы. А внизу, под горой, стоял пресловутй вертеп, в котором родился Христос.

Посетители клали чаевые прямо в "снеговые горы" или в вертеп. Банщики знали всех своих клиентов и перед Рождеством ходили поздравлять их на дом. В богатых купеческих домах им выносили на кухню угощение с вином и, опять же, чаевые.

Театр в ящике

Что же касается вертепного театра, его традиция в России уходит еще в средние века. Так, А. Веселовский, со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим - чина, известного на Руси как "Хождение на Осляти" и просуществовавшего до XVII века. Равно как и "Пещного действа".

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Сам "театр" представлял из себя большой ящик, внутри которого располагалась сцена, чаще всего двухъярусная: в верхнем показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала светская часть представления, на которой детей во всю занимал Петрушка. Из декораций на сцене ставили лишь ясли с младенцем. К задней стенке прислонены две фигуры: одна их них представляет праведного Иосифа с длинной бородой, другая - святую Деву Марию. Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов - мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.

"Пещное действо"

История "Пещное действо" в течение нескольких веков разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений от средневековых мираклей на Руси в XVI - XVII веков и до "Петрушки" Игоря Стравинского. Чин "Пещного действа" древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то "Пещное действо" не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах - любители из мещан.

До нас не дошло никаких достоверных источников о том, как в действительности происходило "Пещерное действо". Потому что, если в Западной Церкви подобные мистерии разрешалось разыгрывать непосредственно в самих храмах, то православная традиция на этот счет абсолютно непреклонна: никаких игрищ в храмах не допускается. Более того, не совсем понятно, как какие-либо спектакли вообще, даже на Библейские темы могли разыгрываться накануне Рождества, в дни усиленного поста. Ведь на Великий и Рождественский пост все театры закрывались царским указом. Возможно, эта более поздняя традиция не распространялась на средневековую Русь и так называемый "золотой век", когда по воспоминаниям очевидцев, нравы были чрезвычайно низки.

Можно только предполагать, что в театрах и на ярмарочных площадях представлялась подлинная библейская история. Особенно занимательны были яркие красочные восточные костюмы, обильно украшенные "золотом" и "драгоценными камнями".

Сама сценка была построена строго по библейскому сюжету. За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван вавилонским царем Навуходоносором. Герои ветхозаветного предания. Иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария, товарищи Даниила, вместе с которым они во времена вавилонского пленения были отобраны для службы "в чертогах царских". Будучи представлены ко двору царя вавилонского Навуходоносора, они, в соответствии с обычаем, получили новые имена: Седрах (Сердах), Мисах и Авденаго (истолковываются как нарочито искаженные теофорные аккадские имена). После вещего истолкования Даниилом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила ставит отроков "над делами страны Вавилонской". Навуходоносор, сделавший золотого истукана, требует, чтобы все должностные лица пришли на торжественное открытие истукана и при звуках музыки (неизменно сопровождавшей действо) пали и поклонились ему, "а кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем". Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказываются, царь приказывает бросить их в печь, разожженную в семь раз сильнее, чем обычно, но пламя убивает людей, бросавших отроков, сами же они остаются невредимыми. При этом царь замечает, что в печи среди огня ходят не три, а "четыре мужа", "и вид четвертого подобен сыну божьему". Изумленный свершившимся чудом Навуходоносор благословляет Бога, спасшего отроков, которых он возвышает в стране Вавилонской. Русский народ чутко сопереживал "героям", молясь вместе с ними, выкриками поддерживая их не убоятся огня и слезно радуясь их спасению.

Итальянская выставка вертепов будет открыта с 9 декабря по 1 февраля.

http://www.strana.ru/stories/04/12/08/3577/267457.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Свешникова
Все статьи Мария Свешникова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28