Несколько дней назад умер бездомный Михаил.
Новость, конечно, не формата нашего сайта, но я все же решила сообщить об этом. Но не о нем рассказать, ведь практически ничего неизвестно о том, чем и как жил Михаил. Можно лишь догадываться.
Я решилась написать, что его не стало.
25 января Михаила спас алтарник храма Всемилостивого Спаса Георгий Великанов. Спас, но погиб сам: вытолкнув незнакомца, Георгий не успел выбраться из-под колес поезда.
А при каких обстоятельствах умер Михаил, непонятно. Известно лишь, что последнее время он много пил. Впрочем, по рассказам его приятелей, не меньше, чем прежде.
И все же это время он прожил не совсем привычно. В просветлениях Михаил приходил в храм, где служил Великанов. Беседовал-разговаривал со священниками. Исповедовался-каялся в грехах. Говорят, что плакал, переживал. Места себе не находил.
Уходил. И - снова пил.
А потом взял да и умер.
Спустя месяц после того, как не стало человека, сохранившего ему жизнь.
"Пункт назначения"! Всплыло в ту же секунду, как я услышала новость от друга в голове название серии фильмов ужасов, первый из которых был основан на неснятом эпизоде сериала "Секретные материалы". Основная тема всех частей хоррора - фатализм, невозможность (как ни старайся) перехитрить смерть, если она выбрала тебя.
- "Пункт назначения", - назвала я фильм другу. - Разве такое невозможно в обычной жизни? Может даже и в основу его легли, как теперь принято говорить, реальные события.
В этом предположении нет ничего невозможного: сценаристы (если только они не работают над фэнтези или новыми "Звездными войнами") внимательно следят за происходящим вокруг них. Подсматривают, наблюдают, а потом описывают. Порой слегка преувеличивают, привирают, но только ради зрителя, чтобы тому было интереснее. Хотя, кажется, что может быть интересней тех событий, которые случаются в обыкновенной жизни.
А еще мне не давали покоя слова о Михаиле "переживал, но пил". Было в них что-то знакомое. Полдня не могла вспомнить, пока в голове внезапно не выстрелило:
"В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ",
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.
Он справлялся с работой отлично,
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.
После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер".
И тут, признаться, я испугалась намного больше, чем припомнив пять частей франшизы о предопределенности судьбы. Потому что доверия к Александру Башлачеву, написавшему песню "Грибоедовский вальс", гораздо больше, чем к сюжету неведомого сценариста.
А еще потому, что рассказанное Башлачевым намного реалистичней и страшнее самого запоминающегося фатального хоррора. И намного ближе, схожей с историей Михаила:
"Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на них водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.
Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук".
- Может и так, - сказал друг-священник, выслушав мои рассуждения. - Но есть и другая сторона. Ушел человек, который был здесь, на Земле его защитником. Его ангелом-хранителем. Михаил отправился следом.
А еще христиане надеются, что Бог забирает людей в момент, когда они достигают максимы. Просто для каждого предельная точка своя. Возможно, для бездомного Михаила она - в желании стать лучше. В этих приходах в храм, в попытках начать реабилитацию.
"Господь и намерения целует", - услышала я детстве от одной мудрой женщины. Это была почти дословная цитата из Пасхального Слова Иоанна Златоуста: "Господь и последнего милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит".
Намерения Михаила были чисты и искренни.Вести.Ru