Путь к храму

Рассказ-быль

0
351
Время на чтение 8 минут
У каждого своя дорога к Богу. В начале этого пути человек идет по ней не задумываясь, и лишь потом, оглянувшись, видит вехи и удивляется промыслу Создателя, приведшего свое чадо таким замысловатым и чудным путем к цели. Момент прозрения подобен удару грома. Человек помнит цепь своих рассуждений, приведших к выводу, перевернувшему жизнь, но этому выводу предшествует череда, казалось бы, не связанных между собой эпизодов.

Так и автор этих строк, уверовавший не где-нибудь, а на семинаре по истории КПСС, в октябре 1988 года, на втором курсе Военно-политической академии, от неожиданности оглянулся и вспомнил, как он, за два месяца до того, будучи на охоте, был поражен видом огромной колокольни Николо-Берлюковского монастыря, с все еще сияющим на солнце золоченым крестом, внезапно открывшейся ему на крутом берегу Вори, впервые в жизни перекрестился. Как, сделав это почти невольно, под влиянием внезапного чувства родства с этой величественной красотой, ощутил прилив счастья. Да, связь очевидна, а что же было еще раньше, однажды задумался он, и память вдруг вынесла из самой глубины мотив и слова бабушкиной колыбельной:

"Дам тебе я на дорогу образок святой,
Ты его, моляся Богу, ставь перед собой...".

Хочется верить, что здесь начало, но дистанция велика... И вот недавно понял, что было еще в жизни событие из тех, что готовят душу к принятию главного в жизни решения.

Давно это было, в самом начале службы. С тех пор те места не быльем, а, должно быть, лесом поросли. И внутренние войска стали совсем не те, и той страны нет, и век другой, но длится, покуда, жизнь, и память хранит дорогое.

***

В закамском, северо-западном Предуралье есть одно удивительное место. Маленькая возвышенность, песчаный бугор среди болот, всего-то километров шесть с севера на юг разделяет как бы две разных страны. На запад - огромные, зарастающие березняком и осинником вырубки, куски мрачной, мшистой, еловой и пихтовой с кедром тайги по заболоченным низинам, тонущие в зарослях смородины и кипрея черные бараки давно заброшенных лагерей, гниющие бревна в черной воде извилистых речек, бесконечные, никуда не ведущие дороги, на которых росомаший след встретишь чаще человечьего. На восток - песчаные проселки, сосновые боры и березовые перелески, на буграх поля, иногда - обработанные, а с краю, у дороги, развалины бывших деревень. Дальше на восток Колва, там, над речной кручей, дремлет былая столица Перми Великой - Чердынь. Северная оконечность гряды лежит на равнине, среди ельников, мощной крутоокруглой горой, южная - полого сходит в болото, и стоят на обоих концах ее два старинных села.

Одно общее свойство на все стороны света есть у этой земли - заброшенность. Как Мамай прошел по ней, четыреста лет не знавшей вражеских набегов. Сказать точнее, мамаев было тут легион и каждый в отдельности не стоил ломаного гроша, но вместе оказались они пострашней Орды.

Пришел мой срок покинуть этот грустно-прекрасный край. Телефонная трубка пропела походной трубой долгожданный сигнал, и вот, иду прощаться. Не близок путь до сельсовета, где предстоит "выписываться", километров тридцать по узкоколейке, ну, да кто-нибудь догонит, подвезет. Под утро собрался, взял ружье и вышел в промозглую темень.

Долго ли, коротко ли шел под моросящим дождиком, пока не услышал позади характерный сдвоенный перестук. Вот уже гулко отозвался мостик, пройденный пять минут назад и вскоре из-за мокрых кустов выкатилась дрезина, этакая полуторка "на курьих ножках" маленьких железных колес, кажущаяся непривычному глазу несерьезной, игрушечной, как и вся эта "дорога жизни" лесных поселков.

С железным, звонким гулом и лязгом, в которых, казалось, после звука одиноких шагов было что-то веселое, пролетели мы оставшиеся километры. Только шарахались в сторону кусты на поворотах, потряхивало на разухабистых стыках, да гудели под колесами мосты. Вот и Купчик. Серой кучкой прилепилось к круче село. На краю башней высится пустая квадратная изба в два этажа на подклети, под четырехскатной крышей, мутными окошками подслепо смотрит в сизую еловую даль.

Название говорит само за себя. Видно, когда-то приезжал сюда, на границу полей и чашобы, из Чердыни ухарь-купец, торговал у охотников шкурки, сотнями скупал мороженных рябчиков, а в глухую заполночь, когда угомонятся подгулявшие лесовики, принимал за закрытыми дверями молчаливого ксенофонтовского старовера, и блестело матово на столешнице золотишко. Наверное вон в том, поповском, либо кулацком доме все и происходило, а сейчас над ним бледно-розовый флаг. Сюда-то мне и надо. Низкие двери, кованые, витые кольца, резные столбики крыльца, по крутой лестнице наверх, там, в верхних сенях лавки, сундуки в углу не меняли своих мест с незапамятных времен. В очередных дверях снова "кланяюсь хозяевам"...

Формальности немного времени отняли, а за окном погода разгулялась. Напротив магазина, в котором угадывается Божий храм, толпятся мужики. Похоже, "привоз" совпал с получкой. Это так, мимолетные наблюдения, скорее печать поставить - и вниз, из дверей на волю. Уже невмоготу. Подумать только, целых две недели прошло, как открыли охоту, а я впервые вырвался. Воистину: "У офицера два выходных, один в летнем периоде обучения, а другой - в зимнем...".

Счастливое, пьянящее чувство - после долгой нелегкой работы ты наконец-то предоставлен самому себе. Ты волен как ветер в поле. Но сегодня есть цель поважнее, чем дичь. Сегодня даже охота - лишь попутная прогулка с обычной мыслью: "Может что-то попадется". Скорее туда, на южный конец, там ждет встреча с красотой, с чудом и теперь уже эту встречу никто не отменит и не перенесет....

Становится жарко. Солнышко сжалилось, улыбнулось в последний летний день. Быстро сохнут травы. Обхожу опушки, надеясь вспугнуть отдыхающих в эти часы горлинок. Дорога идущая по краю восточного склона спускается в овраг. Осматриваю песчаный берег ручья - "речки" по-уральски, - где когда-то видел медвежьи следы, и вдруг... С чем сравнить, где взять слова, чтобы передать этот звук - внезапный и резкий, близкий крик журавлей. Кажется, что вот они, рядом, за ближним перелеском, или левее, под горой у речки. Вот бы посмотреть, но некогда отвлекаться, да и не стоит беспокоить осторожных птиц, отдыхающих перед отлетом.

Иду дальше, колеи малоезженого проселка разбегаются между перелесками. Снова ни звука вокруг, и всюду грибы. Куда ни глянь, на светлом мху среди редкой травки и лишайников, покрывающих твердую песчаную почву, под сосенками в затвердевших колеях - рыжики, волнушки, сыроежки. Рослые подберезовики видны издалека, некоторые прямо-таки, как маяки, как вешки на дороге. Эх, будь время, ведра бы отсюда увез, нет ведра, так набил бы рюкзак и ягдташ, как не раз бывало на неудачной охоте. Где вы, люди, ведь столько добра пропадает! Оглядываюсь, слушаю, поражаясь тому, что некому уже несколько дней нагнуться к этим россыпям прямо на дороге, но тишина стоит вокруг, старая "шишкинская" сосна среди поля уронила нижние лапы в спутанные некошеные травы...

Сколько времени уже бреду я, словно один на всей земле? Дорога все выше. Слева верхушки близких высоких елей выглядывают из-за крутого склона, а дальше простор такой, что, кажется, не вместить его в себе. Леса синими волнами уходят к горизонту, а там, далеко-далеко на востоке высится Полюдов Камень, одинокий в своей дикой красоте. Где-то там, на берегах Вишеры, в неведомом городке разворачивается новая часть, там скоро надлежит мне быть, но все это - потом.

Переполненный впечатлениями, что-то сбился я с пути, скрадывая стайку горлинок, опустившуюся впереди, сбоку от дороги. Иду полем, путаясь сапогами в высокой густой траве.

Глядя под ноги, не сразу я понял то, что услышал. Это можно было бы сравнить с шумом прибоя: метрах в восьмидесяти поднималась просто гигантская стая журавлей! Птицы медленно распрямляли голенастые ноги. Как на замедленной съемке разводили в стороны огромные крылья и медленно отрывались от земли. Дыхание перехватило, а в мозгу молнией: такое раз в жизни увидишь. Во все глаза глядел я, внезапно пораженный величественной картиной. На миг показалось, что время остановилось, и птицы замерли с поднятыми к небу крыльями. Так пронзительно захотелось запомнить все, до мелочей, навсегда.

И вдруг они закричали. Воздух наполнился хаосом острых и тонких, звонких и хрупких как стекло, звуков. Поднимаясь все выше, журавли закружились в посеревшем снова небе. Их было, наверное, около двухсот. Кружась, они начали разбиваться на группы, должно быть, выводки, семьи. Не переставая кричать, основная часть стаи опустилась за лес, а десяток, построившись клином, потянулся на юго-запад.

Поля отсюда полого спускались к югу и за дальним сжатым полем показалась главка янидорской церкви. Подняв глаза, отыскал журавлей, серых на сером, и соединилось все это в такой вид, что никаким эпитетом не выразишь.

Тишиной встретило умирающее село. Крапива по пояс захватила брошенные дворы. На бывших огородах стеной встала лебеда. В некоторых домах еще теплятся признаки жизни, висит белье, бродят куры, на лужайке белеет коза, но это уже распад. В окружении высоких берез стоит пустая, красиво срубленная школа, утонув по подоконники в крапиве и зияя провалами окон. Пара проводов на столбах еще связывает это печальное место с остальным миром.

В мае довелось переночевать здесь вместе с розыскной группой. В пустую избу пустил нас приехавший из Купчика молодой хозяин. Помню, как вооружившись "Дружбой", превращал он в дрова родительский дом. Ревела злая машинка в руках человека, чадила синим угаром, а он, распилив поветь, спускался ниже. Толстенные бревна распадались на чурбаки и открывались дневному свету углы закутов, кладовок, все премудрое нутро большого северного дома, сложенного, должно быть, в надежде на долгую и счастливую жизнь в нем детей и внуков. Наполнив прицеп, хозяин уже через час тарахтел обратно, и споро принялся за дело, методично переходя от одной стены к другой. Как и тот, давний строитель, был он сноровист и деловит, но, кажется, на иной лад. Позже, уже в сумерках, пришел к нам на чай, и читал, положив рядом со стаканом хрестоматию по истории древнего Рима, с печатью растащенной библиотеки...

Улица кончилась и вот она, цель похода. Среди разбросанных по пологому склону изб поднималась навстречу церковь Преображения. На высоком, как и все здешние постройки, подклете, с пятистенной алтарной апсидой, клиновидной высокой кровлей, увенчанной "крещатой" "бочкой", кокошники которой смотрят по сторонам света, с тонкошеей главкой, крытой осиновым "лемехом". Кровля апсиды, как у древних теремов, такой же невиданной нами в жизни бочковидной формы и тоже крыта лемехом, а на ней вторая главка. Время выбелило доски кокошников, зубчатый лемех цветом стал как старое серебро, на крутом изгибе бочковидной кровли, где задерживалась дождевая влага, порос мхом.

Теперь можно было не торопиться и медленно, не отрывая взгляда, стал я обходить церковь, глядя, как она меняет свои очертания на фоне уже снова голубого неба. Ее древние формы были, как сказка наяву. Сама ее прочность и сохранность среди развалин жилья казались чудом.* В ней одновременно чувствовались древняя грубость и нежная красота, поразительная, кажущаяся невероятной в здешней грубой жизни, утонченная пропорциональность.

Память снова возвращала в ту майскую ночь, когда проинструктировав и распределив бойцов по сменам - наблюдать за опушкой леса, откуда мы ожидали появления сбежавших с пильвенской лесобиржи зэков, обычно передвигающихся по ночам,- себе выбрал сектор наблюдения конечно же с Ней. Как поразительно, строго чернела она той призрачной майской ночью, среди темных домишек, а позади нее, над зубчатым еловым окоемом на севере все тлела белесая всенощная заря.

Подошел вплотную, погладил шершавый, зарубленный когда-то топором теплый на солнце торец бревна. Дотронулся до окаменевшей, желтой от времени бересты, проложенной когда-то между венцами, теперь расколотых витыми трещинами... Как будто само время под рукой, ведь ей скоро триста лет. Подумать только! Где-то, на другом краю огромной державы, за полторы тысячи верст, под пушечный гром сдавались крепости, в дыму фрегаты с треском сходились бортами, а здесь перестукивались топоры в тиши, и кто-то думал о спасении души. Не музейный экспонат в заповеднике, не игрушечный теремок, стояла она, ровесница Петербурга, такая неожиданная и родная, перекликаясь острой высокой своей кровлей с верхушками елей, памятником русскому духу и мастерству.**

Наверху раздалось воркованье, и крупный вяхирь безбоязненно выглянул из-за карниза, внимательно посмотрев на посетителя. Понял, должно быть, что сегодня тот уже ни на кого не поднимет ружья.

Возвращался пустынными полями напрямик, оглядываясь, унося с собой навсегда точеную главку, синие дали и журавлей над ними.

Думал тогда, что ходил прощаться и лишь спустя годы осознал, что то была встреча.


* Церковь Преображения в с. Янидор Чердынского района была в шестидесятых годах отреставрирована.

** В настоящее время этот храм перенесен под Пермь, в музей-заповедник деревянного зодчества Хохловка, на берегу Камы.

Известному военному историку и журналисту, в недавнем прошлом редактору газеты "Победа, победившая мiр" Юрию Сухареву исполняется 50 лет. Поздравляем юбиляра. От души желаем Юрию Валентиновичу долголетия, творческих удач, новых статей и книг. Его во многом исповедальный очерк навеян воспоминаниями о первых годах офицерской службы во Внутренних Войсках, на далеком Севере.

http://www.pobeda.ru/biblioteka/suharev.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Валентинович Сухарев
Как не стать Гогом и землёй Магог
Чем Третий Иерусалим лучше Третьего Рима?
13.03.2024
Ещё раз о побоище на Сити
17 февраля - Память святого блгв.вел.князя Юрия Всеволодовича
16.02.2024
Созидатель Третьего Иерусалима
К 970-летию со дня смерти Ярослава Мудрого
01.02.2024
Похвала князю Владимиру
Память 28 июля
28.07.2022
Все статьи Юрий Валентинович Сухарев
Последние комментарии
Кто же такие Русские?
Новый комментарий от Михайлов
11.12.2025 21:06
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Константин В.
11.12.2025 20:44
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Константин В.
11.12.2025 20:36
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.12.2025 20:15
Люди на этом заседании какие-то настоящие, а не рептилоиды
Новый комментарий от Человек
11.12.2025 18:27
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Человек
11.12.2025 18:10
Критика философии с позиций глубинного Православия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.12.2025 17:49