Ксения Чернега, юрисконсульт Московской Патриархии: Новый закон "Об образовании" ущемляет права верующих

Светлана Рябкова 
0
31.01.2005 134
Юрист Московской Патриархии, кандидат юридических наук Ксения Александровна Чернега по просьбе "Церковного вестника" прокомментировала новую редакцию Закона "Об образовании" и рассказала, чем грозят православным учебным заведениям внесенные в закон поправки.

- Ксения Александровна, в Закон "Об образовании" внесено множество изменений, касающихся различных вопросов образовательной деятельности, в том числе и православных учебных заведений. Расскажите об этом подробнее.

- Действительно, 22 августа Президент подписал федеральный закон, вносящий изменения в Закон РФ "Об образовании". Целый ряд изменений касается негосударственной системы образования, а значит, и православных учебных заведений. Дело в том, что в Москве существует правовая база для создания так называемых этнокультурных государственных школ, финансируемых из городского бюджета, в которых может изучаться религия. Но, к сожалению, Русская Православная Церковь не смогла в полной мере воспользоваться этими правовыми возможностями, ими воспользовались другие конфессии, поэтому в Москве на сегодняшний день нет ни одного православного учебного заведения, имеющего государственный статус. То же самое можно сказать и о других регионах. Вот почему изменения, внесенные в Закон "Об образовании", коснувшись негосударственной системы образования, напрямую затронули наши православные школы.

В чем это проявилось? Во-первых, нужно сказать о финансировании аккредитованных негосударственных школ, то есть тех школ, которые получили государственную аккредитацию и имеют право выдавать документы государственного образца, пользоваться печатью с государственным гербом. Согласно прежней редакции закона эти общеобразовательные школы имели право на получение финансирования из госбюджета в рамках реализации образовательной программы. То есть преподавание общеобразовательных предметов, охваченных государственным стандартом -математики, физики, литературы, истории и так далее, -оплачивалось за счет средств государства. Ныне действующая редакция Закона "Об образовании" уже не предусматривает финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных школ. При этом важно иметь в виду, что и запрета на такое финансирование в законе не установлено. Вот почему субъекты РФ, в том числе и Москва, могут предусмотреть в своих законодательных актах в области образования возможность финансирования негосударственных школ. Примером этого как раз и является принятый Московской городской думой закон "О развитии образования в городе Москве". Известно, что недавно было предложено внести изменения в этот закон, и к первому чтению был представлен такой проект, который лишал московские негосударственные учебные заведения права на получение финансирования. Православные школы очень активно боролись за сохранение финансирования и одержали победу. 30 декабря в третьем чтении принят в новой редакции закон "О развитии образования в городе Москве", по которому за негосударственными образовательными заведениями остается право на получение финансирования.

К сожалению, в других регионах нашей страны ситуация развивается иначе. В Московскую Патриархию в последнее время поступает немало звонков из епархий, различных субъектов РФ, где в местное законодательство вносятся как раз обратные изменения. В этой ситуации важно отстаивать свои позиции, пытаться обосновать необходимость наличия в нормах регионального законодательства права негосударственных школ на финансирование.

Второй блок изменений касается изъятия из Закона "Об образовании" норм, предоставляющих негосударственным образовательным учреждениям налоговых льгот. Например, признан утратившим силу пункт 3-й статьи 40-й этого закона, по которому образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, в части предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, освобождаются от уплаты всех видов налогов и платы за землю. Это норма действовала в прежней редакции закона, сейчас она признана утратившей силу. В связи с этим можно ожидать негативных изменений и в налоговом законодательстве.

- А какие виды деятельности можно отнести к разряду предпринимательской, говоря об образовательных учреждениях?

- К предпринимательской относятся издательская, торговая деятельность, если, допустим, реализуется учебная литература, имеется собственное производство, например, выпускаются какие-то учебные принадлежности. Но главное, что в прежней редакции закона образовательная деятельность не относилась к разряду предпринимательской, даже если она осуществлялась на платной основе. Сейчас из Закона "Об образовании" эти нормы изъяты. Тем не менее, в тексте закона имеются некоторые положения, которые по-прежнему позволяют рассматривать платную образовательную деятельность в качестве непредпринимательской. Поэтому образовательная деятельность не подлежит налогообложению, но все иные виды предпринимательской деятельности, осуществляемые негосударственными школами в рамках уставов, подлежат налогообложению.

И еще один блок изменений, о котором важно знать. Новый закон признает утратившим силу пункт 20-й статьи 50-й, содержащий положение о том, что обучающиеся в аккредитованных негосударственных образовательных учреждениях имеют те же льготы, что и обучающие в государственных образовательных учреждениях. О каких льготах идет речь? Во-первых, это льготный проезд. Во-вторых, это право на отсрочку от призыва на военную службу, которое установлено для учащихся государственных и муниципальных высших учебных заведений.

- Получается, что студенты Духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова и других учебных заведений теперь будут призываться в армию в период обучения?

- Да, эта норма закона напрямую касается учащихся вышеперечисленных учебных заведений. Правда, есть одно "но". На сегодняшний день изменения в этой части внесены только в Закон "Об образовании". А если мы возьмем Закон "О воинской обязанности и военной службе", то там норма о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу учащимся аккредитованных негосударственных вузов сохранилась. Но не исключено, что в связи с внесением поправок в Закон "Об образовании" автоматически могут быть внесены аналогичные изменения и в Закон "О воинской обязанности и военной службе". Во всяком случае, база для этого уже создана.

- Ксения Александровна, ущемляют ли, на ваш взгляд, внесенные поправки права православных учебных заведений?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мне бы хотелось привести две нормы. Одна из них закреплена в Законе РФ "О свободе совести", в статье 3-й которого говорится: "Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями". Иными словами, наш профильный Закон "О свободе совести" все-таки предусматривает обязанность государства оказывать помощь православным школам, которые предоставляют своим учащимся возможность получения общего образования наряду с религиозным компонентом. Хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, религиозное образование может полноценно предоставляться именно в негосударственных школах. В государственных школах всегда возникают сложности в силу закрепленного Конституцией светского характера государства и в силу провозглашенного Законом "Об образовании" светского характера образования в государственных и муниципальных школах. Поэтому в государственной системе образования очень сложно, можно даже сказать, практически невозможно дать ребенку полноценное православное образование. Вот почему получение православного образования возможно лишь в негосударственных школах. И любое наступление на права негосударственных учебных заведений, конечно же, наносит удар прежде всего по православному образованию.

В международных актах свобода образования рассматривается как неотъемлемая, естественная свобода человека наряду со свободой совести, слова и мысли. Мне хотелось бы привести пункт 8-й Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейском сообществе. Мы знаем, что Россия вступила в Совет Европы и для нее эта резолюция не пустой звук. Так вот в пункте 8 сказано, что "школы, организованные на независимых началах, отвечающие необходимым для выдачи аттестатов условиям, признаются на государственном уровне. Окончившие их наделяются теми же правами, что и выпускники государственных школ". Кроме того, в пункте 9-м Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейском сообществе сказано: "Из права на свободу воспитания логически вытекает обязательство содействовать практическому соблюдению этого права с финансовой точки зрения и предоставлять школам, организованным на независимых началах, дотации, не подвергая дискриминации учредителей, родителей, учеников, персонал, на тех же условиях, что и государственным учебным заведениям".

Я уверена, в свете процитированных мною документов, что изменения, внесенные в Закон "Об образовании", ущемляют права верующих людей, ущемляют права родителей, которые отдают своих детей в негосударственные православные школы. Это законное право родителей -выбрать образовательное учреждение для своего ребенка. Кто-то хочет отдать ребенка в государственную школу, кто-то сознательно отдает его в негосударственную школу. И каждому должны быть предоставлены равные возможности в реализации своих прав. Нельзя ставить негосударственные школы, в том числе и православные, в такие дискриминационные условия.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Рябкова
Все статьи Светлана Рябкова
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
06.04.2021 21:14
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Vladislav
06.04.2021 20:51
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Golzer
06.04.2021 19:58
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Апографъ
06.04.2021 19:40
«Пора думать самостоятельно, думать по-русски»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.04.2021 19:26
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Новый комментарий от Русский танкист
06.04.2021 18:31
Украинские корифеи языкознания
Новый комментарий от az
06.04.2021 17:09