В поисках исповеди

Иеромонах Макарий (Маркиш) 
религия 
0
02.09.2004 129
Исповедь вечером в субботу продолжается после окончания всенощной - когда до десяти, когда до одиннадцати, когда и позже. В храме полумрак и тишина; полушепот прихожан и священников скрадывается эхом шагов и теряется под высокими сводами. Исповедовавшись, люди молча, один за другим, выходят из церкви на монастырский двор и дальше на улицу.

Последней в очереди была молодая женщина, приезжая из Москвы. Разговор с ней затянулся минут на сорок, - благо, никто больше не ждал исповеди, - о непростых сторонах ее взаимоотношений с мужем, родителями, знакомыми, окружающим миром вообще. После разрешительной молитвы она скзала с явственным оттенком горечи:

- Вот уже сколько лет я хожу в церковь, а сегодня у меня первая нормальная исповедь. Всегда меня обрывают на второй-третьей фразе, накрывают епитрахилью, и - "отходите, не мешайте". Почему так?...

В самом деле, почему? Я мог бы сказать своей собеседнице, что вопрос этот безпокоит не ее одну, приведя цитату из Обращения Святейшего Патриарха Алексия к участникам Ежегодного епархиального собрания города Москвы 25 марта 2003 года: "Прихожане жалуются, что есть храмы, где священники отказываются исповедовать подробно, не хотят даже выслушать кающегося... Внимательно и с сочувствием выслушать пришедшего, ответить на его вопросы, рассказать о церковных Таинствах, утешить, объяснить, как страшен тот или иной грех, предупредить об опасностях и соблазнах современной жизни может каждый, кто облечен саном пресвитера".

Может каждый... Но не каждый делает. Я попытался нарисовать ей реальную картину приходского батюшки, вымотанного дневными заботами, уставшего после службы, которого дома ждет жена и дети: способен ли он исповедовать заполночь? На следующее утро он должен совершить проскомидию и служить литургию. А если есть второй священник, много ли он может уделить времени каждому кающемуся, когда к Св. Чаше приступают десятки, если не сотни верующих?... Но мои расчеты не произвели на женщину ни малейшего впечатления. Ее интересовала совсем другая тема, несравненно более актуальная:

- А скажите, - взволнованно прервала меня собеседница, - можно я буду всегда приезжать к вам на исповедь? Вы ведь можете стать моим духовным отцом?!...

- Видите ли... Мы, конечно, никому не возбраняем исповедоваться... Но разумно ли это? В Москве есть множество замечательных священников: зачем ездить в такую даль? Да и неясно, что подразумеватся под "духовным отцом". Духовный совет вы можете получить из разных источников, но свобода решений и действий в любом случае остается за вами. "Где Дух Господень, там свобода"...

Куда там: женщина уже меня не слышит. Она крепко ухватилась за открывшуюся, как ей кажется, редкостную удачу.

- От Москвы сюда совсем не далеко, всего одна ночь в поезде. А я буду у вас на все брать благословения по телефону. Я сейчас поеду по делам своей фирмы в Харьков, разрешите я позвоню вам оттуда.

- Но что я понимаю в ваших харьковских делах?!

- Простите... Мне так нужно духовное окормление... руководство... - и у нее в голосе звучит горькое разочарование и обида.

* * *

В этой истории много печального. Живя в столичном городе, в течение нескольких лет женщина ни разу не сумела получить вполне действенного таинства исповеди. Действенность таинства, разумеется, определяются личными свойствами субъекта, но от этого немногим легче. В конечном итоге именно мы, православное духовенство, отвечаем за то, чтобы каждый верующий всегда мог найти возможность для исповеди и духовной беседы в том объеме и формате, который ему необходим.

Печально и то, что столь искажено понятие "духовного окормления", словно "духовный отец", которого у нас так модно стало искать, - это некая бабка-гадалка, оракул или шаман: он подскажет выигрышный ход в коммерческих переговорах, выведет мужа из запоя, устроит в институт сына и надежно сохранит от "дурного глаза"... О контратаках язычества и оккультизма на Православие сказано в последние годы достаточно.

Но самое печальное в этой истории - это, пожалуй, та легость, с которой православные люди готовы вверить себя, свою жизнь и судьбу, первому встречному. Я, конечно, польщен оказанной мне честью, но мы и часа не были знакомы с моей собеседницей прежде чем она призвала меня себе в "духовные отцы"... Откуда такое супер-простодушие?

А вина за него лежит опять-таки на нас самих. В поисках исповеди, истомленные недостатком общения и духовным голодом, люди в детском восторге бросаются к каждому, кто возьмет на себя труд их выслушать, ответить на их вопросы, обнаружить причину их душевной боли. Хорошо, если это будет священник, способный растолковать своим новоявленным "чадам" азы православного мировоззрения и поведения. А если нет? Если на его месте окажется безсовестный самосвят, каких сегодня развелось немало? Или недоумок, одержимый манией величия? Или просто расчетливый мошенник? Если яд рабского поклонения, - особенно со стороны женщин подходящего возраста, - капля за каплей отравит душу "отца" или "старца", и он на глазах у изумленных собратьев превратится из монаха в раздутого от гордости и наглости самодура?... ВсЈ это, к величайшему сожалению, не абстактная возможность, а вполне конкретная действительность.

Пророки обличали ветхозаветный Израиль в "жестоковыйности", в нежелани склониться и поверить явным знамениям от Господа. Похоже, что современные православные страдают противоположным недугом - "гибковыйностью", готовностью принять себе на шею любое ярмо, чем мучительнее, тем лучше: "...Будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя" (Вт. 28:48).

Конечно, арифметика неумолима. Сколько в России миллионов православных, которым не достает регулярной серьезной исповеди, сколько она продолжается, сколько часов в сутках, сколько дней в неделе, и сколько требуется иеромонахов, чтобы восполнить этот недостаток... Но цифрам в Церкви отведена подчиненная роль. Христос накормил пятью хлебами пять тысяч душ, и сделал Он это руками апостолов, которые тоже видели здесь неразрешимую арифметическую задачу... Нам следует почаще вспоминать их пример и без лишних сомнений исполнять святое дело Таинства Исповеди, возложенное на нас Спасителем.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Трансгендер расколол США
Сенат Конгресса США утвердил Рейчел Левин на должность помощника министра здравоохранения и социальных служб страны
25.03.2021
Все философы нужны, все философы важны
...Или философия без обиняков
09.02.2021
В Америке лёгкая лихорадка, катастрофы не будет
Гражданин США иеромонах Макарий (Маркиш) убеждён, что стране не грозит гражданская война
11.01.2021
«За Трампа голосовать больше не буду»
О. Макарий (Маркиш), принимавший участие в американских выборах 2016 года, возмущён превращением в фарс нынешней предвыборной кампании в США
23.10.2020
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
религия
Все статьи темы
Последние комментарии
Чёрная неблагодарность абхазов
Новый комментарий от Лев
16.06.2021 06:12
Вечно битые не могут спать спокойно
Новый комментарий от Тюменец
16.06.2021 04:29
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.06.2021 02:30
ЭКО: допустимо или недопустимо?
Новый комментарий от Линдси
15.06.2021 22:48
Дежурная джентльменская встреча Путина и Байдена
Новый комментарий от Андрей Сельский
15.06.2021 16:09