В России нет оснований для реституции церковной собственности

Государство сталкивает учреждения культуры и верующих, считает директор Института искусствознания Алексей Комеч

Новости Москвы  Религия 
0
176
Время на чтение 4 минуты
Завершившийся недавно конфликт между Всероссийскими реставрационными мастерскими имени академика Грабаря и общиной храма Воскресения в Кадашах вновь поднял непростой вопрос о взаимоотношениях Церкви и культурных учреждений и о правовой основе возвращения церковной собственности. Редакция "НГ-религий" обратилась к директору Государственного института искусствознания Алексею Ильичу Комечу с просьбой прокомментировать последние события.

- В конфликтах вокруг проблемы "Церковь и культура" виновата чаще всего не история или обстоятельства, а наша власть, наше государство. Бывают конфликты, имеющие объективную основу. Например, сейчас Православная Церковь очень хочет получить в полное и безраздельное пользование Ипатьевский монастырь в Костроме и его собор. Собор этот после реставрации является хрупкой драгоценной жемчужиной в великолепной сохранности, и никакое постоянное богослужение там невозможно, потому что в таком случае его через год не будет!

Очень хотелось бы, чтобы Церковь поняла, что речь идет и о ее сокровище тоже. Поэтому тут мы должны искать компромисс, определять для регулярного богослужения другие места, так как собор Ипатьевского монастыря - памятник, чья сохранность требует особого режима использования. То же самое в Кремле, где, как ни странно, нам удалось найти компромисс.

Там проходит служба только по большим праздникам с ограниченным количеством народа. Но есть храмы, где можно без всяких проблем служить постоянно. Внутри у них нет особых художественных ценностей, которые от этого могут погибнуть. И таких храмов у нас подавляющее большинство.

Церковь Воскресения в Кадашах - памятник дивный. Но он уцелел только снаружи. Интерьеры там практически не сохранились. В этом храме можно было служить. Государство 12 лет не могло решить проблему с предоставлением нового помещения для реставрационных мастерских. Но, как оказалось, эта проблема оказалась вполне решаемой. Надо было только захотеть. Это государство довело дело до конфликта.

Тут грабаревские мастерские винить нечего. Они ведь все время ставили вопрос о предоставлении им другого помещения. Мне очень не нравится, как действовали верующие, но если вам 12 лет обещают, что передадут здание и вы рядом с громадным храмом служите в сарае, то я готов понять их эмоции. Казалось бы, такой агрессии у верующих быть не должно, но их же довели!

Государство должно понять, что бывают случаи, когда очень трудно найти компромисс, а бывают случаи, когда компромисс найти ничего не стоит. Сделать из этого простого случая скандал на всю Россию, столкнуть лбами верующих и культуру - это сумасшедшее дело, за него полную ответственность должно нести государство. Я думаю, прежде всего - Министерство культуры. Я даже не могу винить московские власти, потому что именно Министерство культуры после всех исков, захватов и писем Путину решило все-таки этот вопрос. Данный конфликт гроша ломаного не стоит, но он получил такую широкую огласку, потому что люди были доведены до крайности.

- Но ведь случай с Кадашами - это прецедент, сейчас могут последовать судебные иски по поводу других церквей, находящихся в введении Министерства культуры...

- С каждым из таких случаев надо спокойно разбираться. Надо выработать политику по возвращению церковной собственности. Для меня эта проблема вообще выдумана, потому что до революции не было единого собственника. Все нынешние общины не являются правопреемниками тех общин, которые существовали до революции. Церковное имущество тогда было либо государственным, либо принадлежало приходам или монастырям. Если оно было государственным, то правопреемником является государство, если оно было общинным, то правопреемники - наследники тех самых общин, а их нет.

Поэтому наделение церковных организаций имуществом на основе правопреемственности мне кажется безнадежным. Нет там институтов, по отношению к которым можно провести реституцию: нет Святейшего Синода, нет старых монастырских общин, вы знаете, что во многих местах были мужские монастыри, а теперь там женские - все переменилось. Я за то, чтобы наделить все церковные организации храмами и необходимым имуществом, но делать это надо в порядке предоставления, а не так, как требуют некоторые - "отдайте награбленное!".

Сегодняшнюю общину никто не грабил! Я за то, чтобы максимально содействовать церковной жизни, максимально возвращать храмы, но, повторяю, у нас по всей Руси стоят 10-15 тыс. разрушенных храмов, дай бог, чтобы их кто-нибудь взял! Вот, например Спасо-Геннадиев монастырь в Ярославской области. Только в прошлом году мне кто-то из иерархов сказал, что вот вы все говорили, а мы наконец его взяли. Ну и слава богу!

Недавно мне довелось лететь до Владимира на вертолете. Сколько храмов в руинах подо мной проплыло! И это при том, что многие сейчас восстановлены, но сколько еще осталось! Мы даже не подозреваем, глядя на возрождающиеся храмы, подлинного положения дел! Скажем, в Ярославской области 280 действующих храмов, 340 недействующих, а это значит, что они лежат в руинах. В Тверской - 180 действующих, 600 - брошенных. Поэтому у нас конфликты все выдуманные, у нас полно зданий, которые можно передать верующим. Да, в Москве могут быть какие-то конфликты, но мы все-таки передали Донской монастырь, кремлевские соборы...

- А часто ли памятники, переданные Церкви, страдают от нерадивого отношения?

- Да, например, храм Покрова в Филях. Там повседневное служение наверху, а это гибель для памятника. Там в дивной сохранности интерьер, там нельзя службы проводить. Если мы начнем считать повреждения, которые причинили верующие живописи и зданиям переданных храмов, то можно вспомнить очень много случаев. В одном из ростовских монастырей уничтожен иконостас XVII века, сбиваются росписи, записываются новыми, безобразными. Власть очень боится хоть как-то контролировать этот процесс. Она боится заключать с церковными общинами охранные договора на памятники.

Власть боится Церкви. То есть нижняя власть, занимающаяся охраной памятников, знает, что высокая власть покровительствует Церкви, и поэтому на все смотрит сквозь пальцы. В целом с большими искажениями по России восстановлено около 10 тыс. храмов. Мы знаем о большинстве этих случаев, об искажениях, нарушениях и т.д. Сожалеем, что у нас такая Церковь, но понимаете, если бы этого не было, памятники бы вообще погибли. Лучше таким путем, чем никаким. Ведь сейчас происходит возрождение русского пейзажа с церковью. А иногда вы даже рядом с одной церковью можете увидеть следующую.

Я сейчас согласен на любые искажения, лишь бы сохранить то, что осталось. Другого пути, кроме того, как найти собственника тем объектам, которые государство фактически бросило, у нас нет. Поэтому мы не должны стоять на пути общин, готовых взять на себя ответственность за храм, монастырь или часовню. Мы должны идти вместе, только Церковь должна понимать, что это и ее художественные ценности, а не просто имущество.

Совершенно выдуманный конфликт и с Музеем Востока. Там все можно урегулировать: построить музею хранилище, вывести его из церкви и отдать храм верующим. Главное, чтобы государство выполняло свои обязанности и обязательства перед верующими.

Беседовала Юлия Глезарова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Комеч
Прощай любимый город!
Интервью с директором Института искусствознания Алексеем Комечем
18.08.2005
Обручение в монастыре
Музеи и церковь - вместе или вместо?
24.12.2003
Все статьи Алексей Комеч
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00