itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обручение в монастыре

Музеи и церковь - вместе или вместо?

Религия 
0
119
Время на чтение 4 минуты
Обстоятельства вынуждают обращаться к теме, обсужденной не единожды и не доставившей удовольствия ни одному из собеседников. Речь идет об очередном искусственном обострении отношений между церковными и музейными организациями. Поводом для раздора явилось требование о передаче монастырской общине Ипатьевского монастыря в Костроме.

Казалось, цивилизованное разрешение конфликта давно было достигнуто. Подписанное между церковными и государственными службами соглашение разрешало проведение в монастырском соборе 12 служб в год по большим праздникам. Для нужд монастыря, насчитывающего 7 монахов, было передано почти полторы тысячи квадратных метров помещений. Последующее давление привело к тому, что руководство Министерства, уступив без обсуждения с реставраторами требованиям церковного начальства, согласовало увеличение ежегодных служб до 70, т.е. еженедельно и даже чаще. Уступки не привели к согласию, а только разожгли аппетит. И теперь, используя все возможные рычаги влияния, церковная администрация требует полного изгнания музея и передачи всего монастыря, это более двух с половиной тысяч кв. м., в распоряжение все тех же семи монахов.

Нелепость ситуации ясна органам власти, музейным, реставрационным и общественным организациям области. Они решительно встали за музейный режим сохранения драгоценного памятника, понимая степень его уникальности и значимости для всей России. Теперь уже и Министерство культуры заняло принципиальную позицию, защищая музей.

В поддержку выступили и совет директоров музеев России, и Международный совет музеев. Свою защитительную позицию от имени Эрмитажа высказал Б.М. Пиотровский, зампредседателя Президентского совета по культуре.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря выстроен в 1650-1652 гг. и является не только шедевром русского искусства, но и уникальным по сохранности историческим памятником. Он полностью сберег фресковую роспись 1685 года, выполненную артелью замечательных художников во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, а также пятиярусный золоченый резной иконостас 1756-1758 гг. с иконами ХVII и ХVIII столетий. Вся живопись, за три с столетия накопившая наслоения копоти и пыли, в результате многолетней, оплаченной государством реставрации полностью восстановлена. Сохранность его требует строгого регулирования музейного посещения и особых условий немногих годовых богослужений. То их количество, которое в настоящее время разрешено, чрезмерно, к тому же совершенно не соблюдаются согласованные ограничения в числе молящихся, качестве и количестве употребляемых свечей.

В Костроме существует не менее изумительная церковь, переданная в повседневное богослужение - церковь Воскресения на Дебре, одногодок Троицкого собора. В ее интерьере также сохранилась живопись ХVII в., хотя частично и под записями ХIХ в. На протяжении полутора последних десятилетий беспощадного использования ее стены покрылись грязным слоем, и можно с уверенностью сказать, что еще через двадцать лет живопись будет напоминать "черные доски" старинных икон.

Эта же участь грозит Троицкому собору. Ведь тот сияющий мир, который открывается нам в интерьере Троицкого собора, не только эстетически ценен, он с необыкновенной полнотой передает нам духовное и молитвенное состояние наших предков триста лет назад. При том режиме использования, которого добиваются из соображений сиюминутного престижа или выгоды равнодушные пользователи, их гибель неизбежна.

В разговорах об использовании церковных зданий часто присутствует аргумент божественной предопределенности их судьбы. Это не более чем ловкий ход служителей или следствие боязни осуждения у людей неверующих. Вера и взаимоотношения с Богом - факт духовной и личной жизни, форма и содержание богослужения. А за творения рук человеческих ответственность несут люди, и их интересы чаще всего оказываются вполне земными. Ипатьевский монастырь стоит на окраине города, на другом берегу реки Костромы. Здесь нет прихожан, которым негде молиться. К тому же рядом находится монументальная церковь Иоанна Богослова 1681-1687 годов, выстроенная как приходская церковь Ипатьевской слободы, и службы в ней возобновлены.

Ипатьевский монастырь состоит из двух участков - территории, определившейся в ХVI в. и Нового города, присоединенного к ней в ХVII в. В ограде Нового города находится богадельня, а внутри него была поставлена гордость деревянной архитектуры России - поднимавшаяся на сваях Спасо-Преображенская церковь 1628 г., перевезенная сюда из села Спас-Вежи. Новый город в наше время был целиком передан в пользование монастырской общины, и его ворота чаще всего оказывались закрытыми. В здании богадельни устроили приют для молодежи с физическими недомоганиями и дефектами. Но в нем почему-то оказалось много людей не слишком больных и к тому же курящих, в результате их забав Спасо-Преображенская церковь сгорела в августе за несколько часов. То ли пожарных не сразу вызвали, то ли ворота не сразу открыли.

Найденный путь совместного использования ансамбля музеем и монастырской общиной, который был намечен первоначальным соглашением, срывается как будто специально. А ведь он был одобрен не только светской властью, но и благословлен Патриархом Алексием II во время пребывания Святейшего в Костроме в 2002 году. Подобные попытки могут дискредитировать и власть, и иерархов. К духовной сфере не должны примешиваться мотивы земного стяжательства. К тому же очевидно, что малочисленная община не способна не только поддерживать, реставрировать и сохранять драгоценные здания монастыря, но даже и оплачивать коммунальные услуги. Возможные доходы от туризма никак не компенсируют неизбежную деградацию памятника, не говоря уже о потере художественной, духовной и исторической ценностях.

Хочется надеяться на здравую позицию Министерства культуры, помощь и содействие руководителей церкви в погашении никому не нужного конфликта. Одни должны следить за исполнением законов, другие, сохраняя чистую репутацию благочестивого служения, должны понимать нашу общую и свою ответственность за сохранение живых свидетельств духовного подвига предшествующих поколений. Это в интересах всего народа, и более всего - самих верующих. И странно, что это приходится доказывать.

Комментарий

Анна Колупаева, начальник отдела музеев министерства культуры:

- Ипатьевский монастырь - памятник особый, это не только место, где жили монахи, это еще и место, где родилась российская государственность. Поэтому часть монастыря должна быть, безусловно, передана в пользование монахам, которые и смогут в этих пределах обеспечить себе нормальную монашескую жизнь. Но та часть, которая связана с возведением Романовых на престол, должна быть передана в музейное пользование - для того, чтобы каждый, независимо от своего вероисповедания, мог туда прийти. А собор, в котором история российской государственности и монастыря пересеклись, должен быть отдан в общее пользование. Передача Ипатьевского монастыря упирается еще и в денежный вопрос - в монастырь приезжает огромное количество паломников и светских туристов, в результате доходы получаются довольно существенные. От того, кому будет принадлежать монастырь, зависит и судьба этих денежных потоков.

23 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Алексей Комеч
Прощай любимый город!
Интервью с директором Института искусствознания Алексеем Комечем
18.08.2005
В России нет оснований для реституции церковной собственности
Государство сталкивает учреждения культуры и верующих, считает директор Института искусствознания Алексей Комеч
01.09.2004
Все статьи Алексей Комеч
Религия
«Нельзя плевать в то, что свято для другого человека»
Лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Палудан совершил публичное сожжение Корана перед посольством Турции
23.01.2023
Израиль шатает
Новости Храмовой горы
18.01.2023
Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием
Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России»
18.01.2023
«Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества»
В Казани прошла конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
06.02.2023 03:48
Нерусские русские
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.02.2023 23:49
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2023 22:58
Наша брань
Новый комментарий от Денис Никонов
05.02.2023 22:17
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20