Олимпийский духовник
С просьбой о назначении духовника для российской олимпийской команды к предстоятелю РПЦ лично обратился председатель Национального олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Говорят, у активно воцерковляющегося спортивного чиновника была своя кандидатура на этот почетный пост. Тягачев попросил патриарха направить в Афины епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой лавры. Однако глава Церкви счел неуместным столь высокое представительство РПЦ на Олимпиаде и вместо архиерея направил в Афины простого священника. Возможно, сказалась обида на главу Элладской православной церкви архиепископа Христодула, который пригласил на Олимпиаду глав многих поместных православных Церквей, "позабыв" о предстоятеле крупнейшей из них - РПЦ. А возможно, Алексий II счел неуместным "усиление позиции" епископа Феогноста в церковном руководстве.
Вообще-то духовным окормлением российских спортсменов в последние годы наиболее активно занимался другой московский священник - протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храмов Живоначальной Троицы на Воробьевых горах и святого Георгия Победоносца на Поклонной горе. Известный своей близостью к столичному градоначальнику, о. Сергий с необыкновенным энтузиазмом поддерживает все спортивные начинания Юрия Лужкова. Как-то он даже отслужил особый молебен о том, чтобы Москва сподобилась принять Олимпиаду 2012 года. Именно протоиерей Сергий Суздальцев впервые отслужил в 1996 году напутственный молебен на Поклонной горе для российской команды, отправлявшейся на Олимпиаду в Атланту. Он же служил аналогичный молебен и в этом году. Из чинопоследований, включенных в православный требник, о. Сергий выбрал "молебен против супостатов", отождествив тем самым олимпийские соревнования со священной войной против врагов Христовых. А в качестве видимых, материальных знаков Божия благословения о. Сергий вручил российским олимпийцам серебряные крестики и иконки святого Георгия Победоносца - небесного покровителя православных воинов. Вместе со сборной в Афины отправилась и большая храмовая икона св. Георгия, на которой он боевым копьем поражает дракона - символ диавола и вообще всех сил зла.
Думается, о. Сергий и сам был бы не против поехать со сборной, дабы не только на Поклонной горе, но и непосредственно на полях сражений вдохновлять ее на "священный бой". Но, видимо, церковное руководство сочло его рвение чрезмерным, а попытки придать чересчур воинственный оттенок спортивным состязаниям - гротескными. Поэтому выбор пал на вполне миролюбивого о. Николая, духовно опекающего Третьяковскую галерею и покровительствующего различным православным школам и гимназиям. Очевидно, что руководство РПЦ рассматривает духовное попечение о спорте и как разновидность миссионерской деятельности Церкви: протоиерей Николай Соколов ведь является еще и деканом миссионерского факультета крупнейшего церковного института.
О. Николай происходит из известного московского священнического рода, он является старшим сыном близкого к покойному патриарху Пимену протоиерея Владимира Соколова. Два младших брата о. Николая - епископ Новосибирский Сергий и протоиерей Феодор - трагически погибли в 2001 году. Супруга духовника олимпийской сборной Наталья Николаевна - дочь знаменитого духовного писателя Николая Пестова, который помог найти дорогу к храму многим российским интеллигентам ХХ века. Очевидно, что о. Николай (окончивший, кстати, Московскую консерваторию) сможет оказать на российскую сборную не только духовное, но и - что не менее важно - культурное влияние.
Благословляя грех
Тем временем над Афинами не смолкает колокольный звон, а по улицам города почти каждый день шествуют церковные процессии с иконами и хоругвями. Темпераментные греческие болельщики, вдохновленные внезапной победой национальной сборной на недавнем чемпионате Европы по футболу, изо всех сил молятся об успехе хозяев Олимпиады. Священному синоду Элладской православной церкви, который последние месяцы также занят почти исключительно подготовкой к Олимпиаде, пришлось издать специальное воззвание, дабы несколько охладить пыл своей паствы. В послании Синода, в частности, говорится о том, что в дни проведения Игр в столице Греции следует ограничить колокольный звон, чтобы лишний раз не беспокоить спортсменов и туристов.
Строго говоря, с церковной точки зрения Олимпийские игры являются действом греховным. Даже если забыть об их языческом происхождении, они подпадают под строгие канонические правила древних Вселенских соборов, запретивших православным участие в "ристалищах" - то есть, собственно, в любых спортивных соревнованиях. Отцы Церкви эпохи Византийской империи справедливо полагали, что такие соревнования разжигают нездоровые страсти, азарт, отвлекают от молитвы и других подвигов благочестия. Но современной Церкви часто приходится закрывать глаза на многие канонические правила, которые формально не отменены, но фактически никем не исполняются. Дурной пример "канонического релятивизма" подала, как водится, католическая церковь, которая еще в XIX веке включила спорт в орбиту своего "пастырского попечения". Сейчас в Ватикане действует целый Папский совет по духовному окормлению спортсменов во главе с одним из кардиналов Римской курии. По понятным причинам и православная Церковь вынуждена идти "навстречу эпохе" - тем более что именно она в некотором роде оказалась попечительницей нынешней Олимпиады.
В современной христианской среде бытует представление о том, что любое явление светской жизни можно так или иначе "освятить", покропить святой водой. Психологическая основа такого приспособленчества - не столько малодушие и слабохарактерность современных пастырей, сколько вполне прагматические соображения. Олимпиада, как и современный спорт вообще, грандиозное коммерческое предприятие, а религиозная жизнь в современном светском обществе также весьма коммерциализована. Ведь только коммерческая религиозность может иметь "успех" в далеко не религиозном обществе, "обслуживая" его слабости и страсти.
Уютно ли будет мусульманам?
Несмотря на то что Олимпиада проводится в столице православного государства, добрая половина ее участников - мусульмане. Например, в состав российской сборной входит до 30 спортсменов, принадлежащих к народам, традиционно исповедующим ислам. Во время торжественных проводов российских олимпийцев на Поклонной горе рядом с храмом св. Георгия скромно притулился молодой человек, который держал в руках табличку "Мечеть". Вслед за ним в соответствующее культовое здание потянулись несколько борцов и боксеров, считающих себя правоверными мусульманами. Они совершили особый намаз в мемориальной мечети, расположенной неподалеку от храма св. Георгия.
Однако в столице Олимпийских игр спортсменов-мусульман ждет неприятный сюрприз. Накануне открытия Олимпиады афинские власти заявили, что первая в греческой столице мечеть так и не будет достроена к началу Игр. Строительство мечети тянется уже почти 10 лет, и многочисленное местное арабское население подозревает власть в его искусственном затягивании. Как компромисс организаторы Олимпиады предложили мусульманам (а также иудеям и буддистам) посещать специальный религиозный центр, построенный в Олимпийской деревне и разделенный на несколько конфессиональных блоков.
Со стороны исламских лидеров уже звучат недовольные голоса. Тот факт, что духовно поддерживать российскую команду в Афинах будет только православный священник, советник председателя Совета муфтиев России Али Вячеслав Полосин расценил как "признак неотделенности Церкви от государства" в нашей стране. А саудовские муфтии выступили с инициативой проведения альтернативных Исламских игр, которые и состоятся в Саудовской Аравии спустя год после афинской Олимпиады.