Отец ГРИГОРИЙ (Королев) родом из подмосковного Подольска, работал в Москве фельдшером на "скорой". Закончил духовную семинарию, в 99-м принял сан. Председателем СПК стал, прежде испросив благословение у архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. Владыка благословил, но поставил условие - не бросать службу в церкви.
Теперь жизнь Григория Королева поделена на две части - духовную и мирскую. Так же как улица Центральная села Горинского разделяет два здания - колхозную контору и местный храм. Из окна конторы СПК видны купола церкви. Из окон храма - деревенский "офис". Первое, что сделал на новом посту Григорий Александрович, - привел доходы колхозников в соответствие с прибылью хозяйства: урезал зарплаты, но увеличил премии. Бухгалтерия теперь выдает деньги регулярно, но привычные суммы в ведомости несколько "похудели". Крестьяне обиделись, ведь еще каких-то два месяца назад работники СПК "Колос" имели приличную по местным меркам зарплату - в среднем 5 тыс. руб. Впрочем, эти деньги были виртуальными: в ведомости напротив ласкающей взгляд суммы крестьяне расписывались, но на руки им не выдавалось ни рубля по 2-3 месяца. Об уровне местной сельской экономики можно судить по документу, который называется "бизнес-план". Он составлен предыдущим председателем - бывшей завклубом. В нем 3 пункта: сдадим молока столько-то, зарплату выплатим настолько-то, не хватает денег, чтобы расплатиться с работниками полностью, - столько-то. Адам Смит отдыхает...
Рабочие моменты
На следующий день после избрания председателем хозяйства Григорий Александрович начал принимать дела. Первая неделя - шок.
45 работников, 2 фермы, телятник, дойное стадо в 200 голов. И 1,8 млн. руб. долга, неуплаченные налоги за 1,5 года, на счете в банке - ноль. А еще вокруг голодным вороньем вились предприимчивые люди, желавшие обанкротить СПК "Колос", чтобы затем купить его за гроши.
Чтобы хоть как-то прикрыть часть зияющих в бюджете СПК дыр, новый председатель занял денег... у церковного прихода. Проще говоря, взял 8 тыс. руб. из кассы храма и перенес их через дорогу, сдав по приходному ордеру в кассу колхозную.
Поначалу каждое утро председателя встречали в конторе дикими криками: каждый работник СПК считал долгом лично прийти доложиться о случившихся неполадках на рабочем месте и получить указание для дальнейших действий. Принимать решения самостоятельно здесь, увы, научены не были, даже руководители среднего звена. Королев сократил ряд начальственных должностей, перераспределил обязанности. За 3 месяца его хозяйствования долги "Колоса" сократились на треть, а в правлении стало гораздо тише.
Правда, в дверь кабинета по-прежнему поминутно просовывается чья-то недовольная голова. Я провела рядом с председателем рабочий день: только 3-4 человека пришли обговорить "рабочие моменты", все остальные забрасывали Григория Александровича претензиями. Отец Григорий спокойно выслушивал гневные монологи. "Кричать в ответ нельзя, - сказал он мне потом. - Глас народа - глас Божий".
Покричав, посетитель успокаивался, и разговор продолжался по-деловому.
Не проходит у нынешнего председателя и своеобразная форма прежде распространенного в хозяйстве шантажа: обидеться на замечание, не согласиться с приказом и поэтому не выйти на работу. С той лишь целью, что работать будет больше некому, а значит, явится председатель как миленький и в ножки упадет.
Однако замена у отца Григория находится быстро - называется "сделай сам". При мне в хозяйстве не нашлось кому коров в стойло загнать. Батюшка засучил рукава и больше часа потратил на этот ежевечерний моцион. Вероятно, можно было бы и быстрее, но он ведь в прошлом - городской житель. "Ничего, скоро всему научусь", - обещает председатель.
Революция сельского масштаба
За время руководства Королева из колхоза ушли 5 работников. Весь смысл их претензий сводится к тому, что отец Григорий посмел посягнуть на устоявшийся годами уклад колхозной жизни.
"Не своим он делом занимается. Ему покойников надо в церкви отпевать", - заступалась за мужа, Владимира Егорова, его супруга. Механизатор проработал в колхозе 35 лет, до пенсии оставалось 2 года. Когда "стальной конь" сломался, а в колхозной кассе не нашлось денег на запчасти, председатель на время простоя машины определил Владимира Петровича разнорабочим. "Я что ему, мальчик на побегушках"! - до сих пор негодует Егоров.
"То, что он сюда пришел, для меня было полной неожиданностью, - выражает мнение уволившихся из СПК бывший его председатель Ольга Пилова. - Кроме того, батюшка завоевал место непорядочным способом: народ подбил. А теперь, видишь ли, разогнался - людей увольняет. Неправильно это, выгнать всегда можно".
Но у Григория Александровича и его сторонников - их большинство - свои резоны, видимо, все же больше отвечающие требованиям времени. Хочешь работать - работай. Не хочешь - за что платить зарплату?
Работники, поддерживающие священника-председателя, ценят его за рачительность, за то, что бережет каждую трудовую крестьянскую копеечку. И сам находит, на чем СПК "Колос" может заработать. Отец Григорий продает сейчас - с согласия правления СПК - давно пустующие и ржавеющие ангары, а на полученные деньги собирается купить немецкий вакуумный пресс-подборщик для заготовки травы. На днях он поменял немерено сжигающий "горючку" уазик на экономные "Жигули".
"А еще он - человечный, добрый и справедливый", - рассказывает о священнике Вера Васильевна Комиссарова. Она уже давно на пенсии, к колхозным делам не имеет отношения. Но своя точка зрения на горинские изменения у женщины есть: "Люди к нему с самого первого дня потянулись: кто за советом, а кто и за помощью. Вон автобус вечером из Данилова не ходит. Дочку с поезда встретить надо - к отцу Григорию идешь, никогда не откажет, сам привезет. Он и председателем согласился стать только из-за ответственности перед людьми".
Толки о том, на своем ли месте Григорий Королев, ведутся в деревне до сих пор. Версии о цели пребывания священника на посту председателя СПК строятся во время каждого приезда автолавки, где у прилавка народ от души точит лясы. "Церковь бедная, будет деньги из колхоза сосать", "он из ферм храмовое подсобное хозяйство сделает" или "продаст москвичам" - уверены одни. "Да рты свои позакрывайте! - кричат в ответ другие. - Впервые за 15 лет в колхозе появился начальник, который крестьян за быдло не держит и сам в поле горбатится. Молодец он!"
Отец Григорий знает об этих разговорах, но не пытается никого ни в чем убедить. Так же сильно, как в Бога, он верит в то, что убеждать надо делами.
Я спросила Григория Александровича: "Что должно случиться, чтобы вы оставили колхоз?"
"Не собираюсь оставаться председателем вечно, все-таки я - священник. Уйду, когда хозяйство встанет на ноги или когда в Горинском появится человек новый, здравый, знающий, которому смогу передать хозяйство", - ответил Королев.
"Упал, значит, напился"
Жизнь в российской глубинке с наскока не изменишь. Как и во всей стране. В Горинском два магазина: один принадлежит райпо, другой - частный. На прилавках первого - тушенка и кабачковая икра. На полках второго - оливки с косточками и без. Захожу к частнику. Покупатели с любопытством косятся, видят, что чужая: говор не тот, одета по-другому, расплачиваюсь за покупку. А местные набирают продукты и уходят, не платя.
Это в Москве можно выбирать у кассы между наличными и кредитной карточкой. В российских деревнях, подобных Горинскому, существует третья форма оплаты - запись в долговой книге. Система дальнейших расчетов такова: в день зарплаты продавщицы с распухшей от записей тетрадью занимают позицию у бухгалтерии СПК и собирают долги. Во многих продуктовых наборах, за которые отдаются кровно заработанные деньги, числится спиртное.
Отец Григорий не любит разговоров о сельском пьянстве. Он считает, что в городе пьют ничуть не меньше, просто там не так заметно. Но все же с "зеленым змием" войну он ведет суровую. При мне председатель "ушел по собственному желанию" двух наемных работников. Нанялись подработать мужики из соседнего хозяйства "Красный перекоп". Перекопская председательша предостерегала батюшку: пьют запойно. Отец Григорий все равно решил дать им шанс, но при условии "сухого закона". Он даже поселил работяг в доме при церкви. Увы... Григорий Александрович рассчитал пьяниц немедленно. А мужики отомстили: на ферме скрутили с доильных аппаратов детали, сломали замки у своего жилища в Горинском...
Раньше за пропитый день с работника СПК "Колос" снимали 10% месячной премии. Употребляющие спиртное колхозники сами рассчитывали, сколько дней и денег могут позволить себе прогулять. Понятно, что с планами хозяйства расчеты пьяниц совпадали редко. Теперь арифметика другая: напился в рабочее время - лишился всей премии.
Никаких датчиков контроля трезвости у председателя нет, но зато есть собственная система. "Подход индивидуальный, - рассказывает отец Григорий. - К примеру, наш электрик в глазах окружающих считался трезвым, пока на ногах мог устоять. Упал, значит, напился. Я его уволил".
Первые результаты введения в СПК "сухого закона": недавно доярка и два механизатора попросили у отца Григория аванс - на кодировку от алкоголизма.
Женщина сказала мне: "Настало время выбирать - или пить, или работать".
Планы на будущее
На ночь меня взяли на постой прихожанка церкви Марья Павловна и ее племянница Люба. Бабушка экономит на дровах, потому в доме зябко. В комнате - запах сырости и мощный гул налетевших с улицы комаров. Заснуть никому так и не удалось. С четырех утра завтракаем и беседуем.
"Нас в 30-х годах в колхоз силком загоняли, - начала Марья Павловна. - Восемь детей было в семье, а у родителей все, что было, отобрали: 2 сарая, плуг, тарантас. Трудно было тогда. А сейчас жить в деревне можно. Хозяйство держи да работай хорошо, и все у тебя будет".
Племянница Люба, завуч даниловского ПТУ, не сдержалась: "Мы на днях наших мальчишек-выпускников в армию провожали. Придут оттуда они уже умными. Посмотрят, наслушаются, другую жизнь на зуб попробуют и ни за что не захотят вернуться обратно в деревню. Почему у нас законы такие: городской парень если в деревню жить приедет, ему отсрочка от армии полагается, льготы всякие, а нашим пацанам - ничего? Уедет молодежь отсюда, кто на земле останется? Бабки"?
...На председательском столе почти каждый день появляется несколько писем: из Узбекистана, Казахстана, Молдавии. Это ответы на его приглашения на работу русским людям, оставшимся после развала Союза в других республиках. Открываю конверты, в них истории, похожие как близнецы: "средств нет, на работу не берут, языка не знаю, дискриминация, хочу приехать, готов вкалывать, помогите".
Отец Григорий уже начал ремонт двухэтажного кирпичного дома - будущего жилья для уже едущих в Горинское работников-переселенцев. Он говорит, что помогать своим - святое дело.
КТО ЕЩЕ В ПРЕДСЕДАТЕЛИ?
В 2002 году председателем колхоза "Вперед!" в селе Залатино Лихославльского района Тверской области стала известная актриса Татьяна Агафонова.
Рок-музыкант из группы "Вежливый отказ" Роман Суслов с начале 90-х годов прошлого века возглавляет сельхозпредприятие "Хрящевское" в деревне Николо-Гастунь Белевского района Тульской области. Вместе с ним уехала в село сотрудница музея изобразительных искусств им. Пушкина Анна Арциховская, которая теперь работает скотницей.
Председателем колхоза "Путиловка" Ибресинского района Чувашии в 2001 году была избрана сельский библиотекарь Людмила Павлова.
29 июня 2004 г.