Величавая нищета
КРОХОТНЫЙ поселок Талеж - популярное место. Люди едут сюда посмотреть на источник, посвященный местночтимому святому Давиду Серпуховскому, и набрать воды, которая считается целебной. Вполне естественно, что святой источник в сознании новичка ассоциируется с занесенной во все справочники церковью Рождества Богородицы - тем самым памятником культуры. Въехав под табличку с надписью "Талеж", мы долго крутили головами, отыскивая хоть что-то похожее на церковь. Лишь на горизонте маячило нечто вроде старой разваленной силосной башни. Впрочем, приглядевшись, поняли, что это вовсе не "силоска", а малость покосившийся храм, и, значит, рядом с ним должен быть и родник...
Подъехали. Храм как храм, типичный "памятник культуры": из купольного барабана растут березы, обвалившийся портик, осколки стекла, на паперти битый кирпич. Родника рядом не было, зато в большом количестве валялись надгробные плиты со стершимися надписями. На иных даже надписи свежие. В основном - "Здесь был Вася". Появился местный житель, всадник на ухоженном жеребце, по виду - конюх, выезжающий барского "новорусского" коня. "Источник? Это внизу, в овраге, за шлагбаумом, и церковь там же... Это что за церковь? А черт его знает, давно здесь стоит", - и всадник, виртуозно сплюнув, ударил жеребца пятками.
Дешевый блеск
ШЛАГБАУМ, преграждающий путь к другой церкви, был, конечно же, закрыт. У таблички "Дальше ходу нет" стоял дюжий охранник в черной униформе, поинтересовавшийся, какого рожна мы приперлись с черного хода. Давать крюка не хотелось, мы принялись ныть, чтобы пустили так. "Ладно, идите, только ноги вытрите... В другой раз надо по-нормальному приходить, с парадного", - милостиво разрешил страж. Пройдя за табличку, я и впрямь устыдился своих грязных ботинок - плиточные дорожки и деревянные лесенки были вылизаны до блеска. А еще через два шага в глаза ударил блеск самоварного золота, которым был покрыт купол храма. А еще убийственное сочетание темно-зеленого и ядовито-розового. Коренастый храм преподобного Давида, стоящий в самой низине, чуть ли не в болотине, больше всего походил на толстую кремовую розу с дешевого торта. Территория комплекса "Святой источник" любовно и со знанием дела ухожена - дорожки с бордюром из дикого камня, горбатые мостики, бульварные фонари а-ля Париж, выложенные мхом газоны, ажурные беседки, купальня, словом, "Святая Русь после евроремонта". По словам работников администрации Чеховского района, святое место стало облагораживаться еще с 1995 г. усердием благодетелей Вознесенской Давидовой пустыни (судя по увиденному, вкус у благодетелей тот еще).
Спустившись к роднику, мы обнаружили несколько групп паломников, восхищавшихся всей этой красотой: "Давно пора было все это реставрировать, церковь-то та самая, знаменитая! Зато теперь как все чисто, культурно, душа радуется..." Разочаровывать паломников не хотелось. Ну в самом деле, какая им разница, где храм-новодел, а где настоящая "та самая" церковь. Тем более что судьба "той самой" еще не определена. "Мы бы взялись за талежский храм, - говорит сотрудник Управления по охране памятников при Министерстве культуры Московской области Владислав Пометов. - Но включить какой-либо памятник в программу по реставрации и сохранению очень сложно. Памятников в области свыше 6 тыс.! Здесь должна проявить инициативу местная администрация, всего-то и требуется - прислать нам заявку... Но из Чехова мы пока ничего не получали". Впрочем, представители администрации Чеховского района, узнав о сложившейся ситуации, обещали с заявкой не медлить.
АиФ Москва
N 15 (561) от 14 апреля 2004