Нет причин оставаться в расколе

Обвинения в "сергианстве" и "экуменизме" несправедливы

Новости Москвы  Религия 
0
129
Время на чтение 4 минуты
Нельзя не приветствовать начало переговоров и появившуюся возможность установления нормальных отношений Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью-Матерью. Церковный раскол всегда трагичен, всегда ранит сердца верующих людей.

Казалось бы, причин продолжать раскол теперь не осталось. Ведь он возник в результате братоубийственной войны и потери родины многими ее гражданами.

Сразу после падения богоборческой власти Святейший Патриарх Алексий II призвал Зарубежную Церковь к единению. Слава Богу, движение к сближению Церквей началось. Но непонятно, почему у некоторых оно вызывает такие затруднения. Почему продолжаются обвинения многострадальной Русской Церкви в "сергианстве" и "экуменизме"? Если вникнуть в суть этих обвинений, они окажутся весьма несправедливыми.

Попытки Церкви выжить в условиях советской власти правильнее было бы назвать не "сергианством", а "тихонианством". Ведь митрополит Сергий (Страгородский) не начал, а продолжил путь, начатый Святейшим Патриархом Тихоном, который, думая только о сохранении Церкви, пошел на контакт с воинствующей богоборческой властью.

Патриарх Тихон поначалу громогласно осуждал и анафематствовал советскую власть, но впоследствии он пришел к убеждению, что это лишь усугубит и без того бедственное положение верующих: "Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что советская власть - действительно народная рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая".

"С глубокой скорбью мы должны отметить, - писал святитель, - что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для нашей Церкви. Пользуясь нашим именем, нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: они чужды нам, мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки канонам нашей Церкви действуют от нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь заботами о ее благе. Не благо принес Церкви и народу так называемый Карловацкий Собор, осуждение коего мы снова подтверждаем". (Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы, 1917-1943 гг. - Москва, 1994).

Некоторые пошли в катакомбы. Но ведь просуществовать в катакомбах как Церковь, смогло лишь ничтожное число духовенства и верующих. Советские спецслужбы были значительно эффективнее и технически оснащеннее, чем их "коллеги" времен римских цезарей. И только некоторые, как, например, святой страстотерпец Тихон и последовавшие за ним "сергиане", жертвуя своими убеждениями и репутацией в глазах тех, кто оказался вдали и на свободе, или тех, кто был пленен, пытались сохранить структуру Церкви.

Известное послание митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. истолковано было не совсем правильно. Особенно возмутила зарубежных церковных деятелей фраза: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Но ведь в ней "радости и успехи" относятся к родине, а не к Советскому Союзу.

А вот что сказал покойный епископ Василий (Родзянко) по радио в серии бесед "Русская Церковь в XX веке": "В 1927 году митрополит Антоний (Храповицкий) написал скорбную статью, где говорил о своем ученике и друге Сергии с явно проступавшими слезами. Он уговаривал его не идти путем, которым пошел, а "принять венец мученический". Много позже, когда политические страсти разнуздались, Антоний писал в частном письме: "А у меня образ Сергия никак из сердца не выходит".

Теперь об "экуменизме". В "Архипастырском послании" - итоговом документе Епархиального Собрания РПЦЗ, состоявшегося в Нью-Йорке 27-29 мая 1962 г. находим такие строки: "Современный мир вместо истинной Христовой спасающей Церкви желает насадить на земле ложную Церковь... Так называемое "экуменическое движение" пошло по фантастическому и неосуществимому пути создания "земного" царства Христова... Не могут иметь никакого оправдания и заслуживают сурового осуждения так называемые "православные экуменисты", которые для одного сотрудничества с мировым экуменизмом искажают учение о Церкви Христовой и приспосабливают его к требованиям современной моды".

Но ведь это обвинение не соответствует истине. Экуменическое движение и Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) не ставят своей целью создание "сверх-Церкви". Православные вполне отдают себе отчет в том, что с ВСЦ, в котором количественно преобладают различные протестантские деноминации, у них часто нет желаемого взаимопонимания. На экуменических встречах православные участники стараются знакомить мир с православием. При этом ни на какие компромиссы в отношении веры православные не идут и в совместных богослужениях не участвуют. А в чтении молитвы в начале или в конце собрания всеми его участниками ничего предосудительного и греховного нет.

Если бы Господь и его ученики не шли на контакт с мытарями и фарисеями, с самарянами и римлянами, не было бы Церкви. Господь сказал своим ученикам: "Идите, научите все народы..." Это значит: не ждите, когда люди придут к вам, а идите к ним сами.

Об авторе: Протоиерей Дмитрий Григорьев - почетный настоятель Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви в Америке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35