Напомним, что последний Всеправославный Собор состоялся более 1200 лет назад, то есть еще до крещения Руси и раскола церквей на восточную и западную. Понятно, что за тысячу с лишним лет очень многое изменилось и накопилось множество "несогласованностей" внутри православия. Так, например, религиозный публицист игумен Иннокентий Павлов считает, что Собор поможет "навести порядок" в святцах: "В наших святцах много сомнительных с христианской и просто с общечеловеческой точки зрения личностей из числа правителей, которые были канонизированы по политическим мотивам". Однако святцы - это не самая главная проблема.
Внутри православной церкви накопилось много проблем. Это и расхождения со старообрядцами, и проблема воссоединения РПЦ с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ), и, пожалуй, главное - проблема взаимоотношений с другими православными патриархами, в первую очередь с Константинопольским, считающимся "первым среди равных" православных иерархов.
Сегодня между руководством РПЦ и Константинопольским патриархом Варфоломеем существует конфликт. Известный своим стремлением реформировать традиционное православие, а также не скрывающий симпатий к Ватикану, Варфоломей готовит свой проект созыва Всеправославного Собора. При этом он рассчитывает поднять вопрос о переходе Украины и Эстонии под юрисдикцию Константинопольского патриархата, что не устраивает РПЦ. Так что и для Константинополя, и для Москвы принципиально важно, под чьими именно знаменами пройдет "торжество православия". Многие специалисты ожидают, что Собор может создать коллегиальный орган церковной власти, что-то вроде международного православного синода. Москва была бы не прочь занять в этом органе ведущие позиции, оттеснив константинопольских конкурентов.