ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ХРАМЕ

Новости Москвы  Религия 
0
249
Время на чтение 5 минут

Летописное известие о том, что в киевскую Десятинную церковь князь Владимир поместил "все еже бе взял в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты", принято понимать как указание на византийское происхождение первой церковной утвари на Руси. Это в целом неоспоримо. Однако в древнем Киеве бытовали не только образцы греческого мастерства, но и западного, уже и тогда, впрочем, воспринимавшиеся как экзотика.
Киево-Печерский патерик приводит сообщение преподобного Феодора: "В житии свята-го Антониа поведаеть, Варяжскый поклажей есть, понеже съсуди Латиньстии суть, и сего ради Варяжскаа печера зовется и доныне". По печерскому преданию, варяг Шимон принес сюда со своей далекой родины золотой венец с головы изваянного Христа, который просил повесить в алтаре Успенского собора над престолом, и золотой пояс'.
Вотивные золотые короны на Западе известны с VII века (открыты в кладе, найденном в 1858 году недалеко от Толедо). В новгородском Антониевом монастыре отмечали: "Из предметов, принадлежавших преподобному Антонию, благоговейно сохраняются... шесть мозаических икон"2. Не исключается, что архиепископ Новгородский Антоний, до 1204 года побывавший в Константинополе, привез оттуда ленту - "меру Гроба Господня" - вместе с реликварием рейнской работы конца XII - начала XIII века3. Таковы наиболее известные примеры присутствия латинской утвари в русском церковном обиходе XI-XIII веков.
Произведения западного художественного ремесла X-XIV столетий, оказавшиеся в Восточной Европе, тщательно изучены В. П. Даркевичем'. Опираясь на его исследования, В. Н. Лазарев заключает: "Простой перечень находок западных изделий на русской почве является уже достаточно весомым аргументом в пользу необходимости внимательно рассмотреть вопрос о связях Киевской Руси с Западной Европой"5.
Существовало мнение, что указанные изделия бытовали на Руси почти со времени их изготовления. К сожалению, не было принято во внимание свидетельство Генриха Штадена, жившего в Москве в правление Ивана Грозного: "Сюда голландцы и антверпенцы (торговый люд) привезли несколько сот колоколов, которые были взяты из монастырей и церквей, и всякого рода церковные украшения - венчики, светильники от алтарей, медные решетки с хор, церковные облачения, кадильницы и многое множество подобных вещей"6. Учитывая данное сообщение, приходится скрупулезно разграничивать изделия из археологических раскопок и из церковных ризниц - последние могли появиться у нас лишь в XVI веке. Сложнее решить вопрос о предметах, безусловно имевших богослужебное употребление в русских храмах XI-XV веков.
Прежде всего надо сказать о немецких бронзовых колоколах. Один из них, датируемый XI веком, найден на Подоле в Киеве: приземистый, "ульевид-ный", высотой 37,4 см и с диаметром отверстия 29,7 см. Второй - возможно, саксонского происхождения (XI-XII века) - обнаружен археологами на Малом городище в селе Город-ске (летописный Городеск) на Житомирщине: тоже приземистый, высотой вместе с ухом 43,0 см и диаметром по наружному краю 34,5 см; в верхней его части надпись: "Готфридом этот сосуд назван". Колокол начала XIII века из новгородского Антониева монастыря, также скорее всего отлитый в Германии, имеет удлиненные пропорции (высота 44,0 см, диаметр отверстия 22,0 см). Если относительно первых двух можно утверждать, что они появились на Руси в XI-XII веках, то этот, не исключено, попал сюда в XVI веке.
В 1844 году на территории древнего города Вщижа под Брянском при разборке завала в алтарной части храма, построенного в конце XII - первой половине XIII века, нашли два подсвечника: бронзовый литой и медный, украшенный выемчатой эмалью, - высотой соответственно 27,5 и 23,0 см. Их западное происхождение установил уже А. С. Уваров, полагавший, что подсвечники изготовлены на Рейне или в Лиможе в XII столетии. В. П. Даркевич уточняет: бронзовый подсвечник на трехгранном прорезном основании - вестфальской работы (около 1200 года), медный - лиможской (первая треть XIII века).
В конце XIX века в городище Княжа Гора (Поднепровье) был обнаружен бронзовый литой подсвечник высотой 24,5 см, с широким трехгранным основанием, украшенный гравированными лировидными стеблями. Он типологически близок французским образцам второй половины XII - первой половины XIII века (столь примитивные вещи более точной датировке не поддаются). Вероятно, примерно в то же время изготовлен и бронзовый литой подсвечник высотой 83,0 см из раскопок храма-усыпальницы XI века близ Переяславля. Он имеет основание в виде звериных лап, трубчатый ствол, перехваченный полым кубом, и похожее на капитель завершение, что позволяет отнести его к работам лотарингских мастеров второй половины XII века.
Итак, можно уверенно констатировать употребление в русских храмах XI - первой половины XIII века колоколов и подсвечников западного происхождения. Однако вряд ли они были широко распространены, представляя скорее собой на Руси явление случайное. То же следует сказать и о предметах средневекового западноевропейского художественного ремесла, имевших собственно литургическое назначение.
Автор серебряного потира из Переславля-Залесского, до недавнего времени устойчиво связывавшегося с именем Юрия Долгорукого, явно следовал латинской традиции, характерной для ювелиров 1220-1230-х годов7. Западные потиры обычно были с гладкой чашей, и если именно к их числу принадлежит рассматриваемый литургический сосуд, то деисус и славянская надпись на нем явно гравировались уже на Руси.
В конце XIX века в Суздале обнаружили медную, исполненную в виде голубя дарохранительницу (Лимож, последняя треть XIII века) с выемчатой эмалью, гравировкой и позолотой. Едва ли она оказалась в Суздале сразу же или вскоре после изготовления - обстановка в тогдашние времена не благоприятствовала проникновению подобных изделий на Русь. Не исключено, что дарохранительницу завезли к нам значительно позднее - в XVI столетии.
Ковчег-реликварий из ризницы новгородского Софийского собора, в котором хранилась вышеупомянутая "мера Гроба Господня", сделан в Рейнской области на рубеже XII-XIII веков. Он имеет размеры 19,0x11,0x6,5 см, украшен тонкими пластинками из позолоченной меди с чеканными изображениями Христа, Богородицы, святых и с латинскими обозначениями, а на крышке укреплены пять полусферических кристаллов горного хрусталя. Скорее всего, ковчег появился в монастыре в XVI веке.
Для покрытого выемчатой эмалью и гравировкой сиенского серебряного потира первой половины XIV века новгородским мастером в первой половине XVI века была изготовлена более глубокая чаша - в соответствии с требованиями православного богослужения8.
Небольшой немецкий потир первой половины XIV века, оказавшийся в Троице-Сергиевой лавре, какой-либо переделке не подвергался, хотя "дал тот кубок Государь Царь и Великий князь всея Руси Иван Васильевич на потир".
Таким образом, из предметов западной церковной утвари в древнерусском богослужении использовались только колокола и подсвечники, иногда - потиры, к тому же большей частью адаптированные. Применение других изделий, довольно редкое, наблюдается лишь в XVI-XVII веках. Распространять данную практику на весь средневековый русский церковный уклад, как это делают экуменисты в стремлении аргументировать свою доктрину, достаточных оснований нет.

1 Муръянов М. Ф. Золотой пояс Шимона // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 187-198.
2 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 563.
3 Царевская Т. Царьградские "дары" новгородского паломника Доб-рыни Ядрейковича // София, 2000. N 3. С. 13-16; Жерве А. Мера Святого Гроба Господня // Там же. N4. С. 9-11.
4 'Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X-XIV вв). М., 1966.
5 Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI-XV вв.). М., 1970. С. 6.
6 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М., 1925. С. 63.
7 Стерлигова И. А. "Потир Юрия Долгорукого" из Оружейной палаты Московского Кремля // Декоративно-прикладное искусство. М., 1993. С. 5-24.
8 Постникова-Лосева М. М. Новгородская серебряная чаша // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960. С. 177-184; Даркевич В. П. Указ, соч. С. 48.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Пуцко
Все статьи В. Пуцко
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59