Находка у Куликова поля

01.02.2004 111

В Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике "Куликово поле" за последе десятилетие в результате археологических изысканий образовалась уникальная коллекция средневекового художественного литья1, включающая изделия, бывшие до того неизвестными в истории русских ремесел. Так, в 1994 году директор музея-заповедника В. П. Гриценко провел раскопки поселения Мельгуново 4А - пригородной слободы Епифани2. Здесь среди нательных крестов XII-XVII веков и различных украшений XII-XIV веков, а также монет времен Ивана IV и Бориса Годунова, археологи обнаружили иконку из золотистой бронзы с рельефным изображением Богоматери - находка, заслуживающая особого внимания по причине ее необычности для этих мест, редкости иконографического образа и высокого художественного уровня.

Древнерусское сюжетное литье являлось преимущественно серийным, вследствие чего здесь обычно прослеживаются определенные типологические ряды как оригинальных изделий, так и имитационных вариантов. Последние изготовлены по оттискам готовых вещей и поэтому большей частью имеют заплывший рельеф. Иногда оттискивали образцы художественной резьбы по камню, дереву или кости - фактура названных материалов неизменно видна и на оттисках. Таким образом, порой можно получить представление о давно не существующих произведениях мелкой пластики, которые, в свою очередь, могли воспроизводить в рельефе живописный оригинал. Так, по бронзовому литью отчасти удается реконструировать исчезнувшие в период монголо-татарского ига почитаемые иконы киевских церквей и монастырей.

Находка, сделанная в Мельгунове, в непосредственной близости от Куликова поля, представляет собой прямоугольную плакетку размером 4,0х3,3 и толщиной 0,5 сантиметра, отлитую в односторонней форме, без каких-либо приспособлений для ношения на груди. Поэтому естественно предположить, что это - матрица для тиснения басмы. Узкое рельефное обрамление обычно встречается на каменных иконках XIII века. Фактура бронзового рельефа наводит на мысль о мягком, хорошо обработанном камне, но не о дереве и тем более не о воске.

Плакетка воспроизводит иконописную композицию - полуфигурное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте влево, с легким наклоном головы и ходатайственно простертыми руками. Ряд особенностей данного образа позволяет отнести его к иконографическому типу, на некоторых византийских печатях обозначенному как Агиосоритисса, что связывает это изображение с часовней Халкопратийского храма в Константинополе, - с IX века там была положена одна из реликвий Богоматери - Ее пояс. По замечанию Н. П. Кондакова, "рано должны были появиться и поясные списки Халкопратийской иконы, с теми изменениями в положении головы Божией Матери (более склоненной) и рук (менее приподнятых), которые соответствуют композиции так называемой деисусной Богоматери"3. Подобная икона, датируемая примерно 1200 годом, находится в монастыре святой Екатерины на Синае. Высказано предположение, что она, возможно, являлась одной из трех икон, составляющих деисусный чин, то есть первоначально украшала иконостас4. Более широкой и давней известностью пользуется сходный по иконографии образ Богоматери размером 27,8х21,5сантиметра, датируемый первой половиной XIII века, из собора баварского Фрайзинга5. Он украшен драгоценным византийским окладом, отнесенным к эпохе Палеологов6. Рельеф бронзовой плакетки ориентирован именно на такую схему, но отличается некоторыми индивидуальным чертами рисунка.

Этот образ Богоматери известен и в византийском пластическом искусстве.

В музее Канеллопулоса в Афинах представлен бронзовый медальон с поясным изображением Богоматери в молении, отнесенный греческими исследователями к XI веку и скорее всего служивший матрицей для тиснения басмы. К началу XIII века относится бронзовая иконка размером 6,5х6,2 сантиметра, обнаруженная вместе с другими меднолитыми образками в Раковце в Воеводине7. Здесь находился известный по упоминанию в исторических источниках под 1237 годом бенедиктинский монастырь - аббатство Домбо, посвященный святому Георгию, а рядом - женская монашеская община Блаженной Девы. По-видимому, насельники стремились наладить производство евлогий для паломников с изображениями, почитаемыми в этих монастырях, для чего привлекли греческого мастера. На иконе Агиосоритиссы воспроизведен греческий текст: Богоматерь испрашивает у Христа спасения людям. Красота и удивительная пластичность рисунка свойственны лучшим константинопольским образцам.

По данным византийской нумизматики, "популярность" образа Богоматери Агиосоритиссы наблюдается главным образом во второй половине XIII столетия. Он присутствует на монетах императоров Мануила Х Комнина (1143-1180) и Исаака II Ангела (1185-1195). Как известно, именно от императора Мануила и Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга (1157-1170) полоцкой игумении-княжне преподобной Евфоросинии была около 1157-1161 годов послана икона, позже утраченная, и впоследствии за упомянутую реликвию стали выдавать изображение Богоматери Одигитрии - икону рубежа XIII-XIV веков из Торопца. Но в алтаре сооруженного преподобной Евфросинией Спасского храма - именно Богоматерь Агиосоритисса, как и на свинцовой печати, найденной в Полоце, а также на одной из туровских свинцовых моделей начала XIII века. Все это свидетельствует о почитании в древности данного образа Богоматери на западных русских землях. Представлен он и на двусторонней резной каменной иконке размером 4,6х3,5 сантиметра, раскопанной в Минске и датируемой ныне началом XIII века. Наконец, еще одна резная каменная икона, отнесенная к рубежу XII-XIII веков, обнаружена на месте затопленного древнерусского города Луковец8: та же иконография, но радикально переосмысленная.

Приведенные примеры достаточно убедительно говорят о том, что вторая половина XII - первые десятилетия XIII века были периодом наиболее широкого почитания образа Богоматери в молении как в Византии, так и на Руси. Иконки более позднего времени с подобной иконографией неизвестны. Если исходить не только из общей схемы, но и из признаков художественного стиля, бронзовую плакетку надо отнести к XIII веку. Кроме того, можно говорить о византийском происхождении если не самого изделия, то по крайней мере его оригинала.

Как и когда плакетка оказалась в окрестностях Епифании? Определенного ответа нет, а догадки едва ли стоит строить. Хотя факт наличия в том же поселении образцов металлопластики XII-XIV веков как будто подтверждает предположение о византийском художественном импорте.

Что касается функционального назначения находки, то это матрица. Она имеет аналоги, изношенные от употребления в производстве и служившие лишь моделями9. Мельгуновская плакетка, похоже, тоже выполняла производственную роль. Возможно, в будущем удастся обнаружить образцы тисненной с нее басмы. Пока подобные примеры известны лишь в средневековой Грузии, принадлежавшей к тому византийскому культурному ареалу.

1 Гриценко Т. А., Пуцко В. Г. Русская металлопластика с Куликова поля // Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. Тула, 2000. С. 208-222.

2 Гриценко В. П. Исследования позднесредневековых памятников в тульской области // Археологические открытия 1994 года. М., 1995. С. 85-86.

3 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. II. Пг., 1915. С. 304.

4 Вейцман К. Ранние иконы // Иконы на Балканах: Синай. Греция. Болгария. Югославия. София-Белград, 1967. С. XVI-XVII, LXXXII-LXXXIII.

5 Byzantine Art an European Art. Athens, 1964. P. 260-261. Ь 214; Walters Chr. Beobachtungen am Freisinger Lukasbild // Kunstchronik. Bd. 17. 1964. S. 85-91.

6 Grabar A. Les revtements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975. P. 41-43. P1. 39-41. Ь 16.

7 Надь Ш. Домбо: резултати истраживаньа на градини у Раковцу (1963-1966) // Рад вoi воtанских музеjа. Св. 20. Нови Сад, 1971. С.171.

8 Башенькин А. Н. Вологодская область в древности и средневековье // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 24.

9 Василев В. Н. Матрици и модели в средновековната торевтика // Сборник в памет на проф. Станчо Ваклинов. София, 1984. С. 192-197.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
В. Пуцко
Все статьи В. Пуцко
Последние комментарии
Америка 2.0. После выборов
Новый комментарий от грешник Вова
25.01.2021 11:15
Кагальный-Провальный и Промысл Божий
Новый комментарий от monarhist
25.01.2021 10:55
Об итогах и уроках протестов 23 января
Новый комментарий от Андрей Козлов
25.01.2021 10:40
Насколько реальна левоконсервативная коалиция?
Новый комментарий от Туляк
25.01.2021 09:53
Прививка — жертва ради нашего народа и нашей страны
Новый комментарий от Наталия 2016
25.01.2021 08:58
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от влдмр
25.01.2021 07:42
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от влдмр
25.01.2021 07:30