Большинство мусульман составляют шииты (52-55% населения), которые составляют почти все население юго-восточных губернаторств (прилегающих к границе с шиитским Ираном) Кербела, Бабиль, Кадисия, Васит, Дикар и Майсан и 75% в губернаторстве Басра. Шиитами являются 70% арабов, 30% туркмен, 2% курдов и 99% персов и луров. Подавляющее большинство шиитов - жители сельских районов, горожанами они представлены в основном в своих религиозных центрах - городах Эн-Неджеф (где находится мечеть и мавзолей основателя шиизма халифа Али), Кербела (мечеть и гробницы сыновей Али третьего имама Хусейна и Аббаса, внуков пророка Мухаммада) и Самарра (гробницы десятого имама Али аль-Хади и одиннадцатого Хасана аль-Аскари). Шииты составляют 10% населения Багдада и Мосула. Почти все шииты Ирака принадлежат к самому распространенному направлению шиизма - имамитам (преобладающим и среди шиитов Ирана).
В течение четырех веков Ирак был частью суннитской Османской империи, власти которой предпочитали доверять власть на местах своим единоверцам - суннитам-ханафитам. После образования королевства Ирак в 1921 г. у власти оказалась та же суннитско-ханафитская элита во главе с королем Фейсалом I, которая господствовала и при османах. Шииты поддержали начатое суннитами восстание 1920 г., в результате которого образовался Ирак; множество шиитов участвовали в борьбе партии Баас за власть, которая окончилась победой в 1968 г. Напряженность между руководством страны и шиитской группировкой "Ад-Даава аль-Исламийя" (Исламский призыв) 1970-1980-х гг. связана не с преобладанием суннитов в руководстве партии Баас, а последовательным курсом правящей партии на построение светского государства, который воспринимался исламистами как антирелигиозный. Правящая партия старалась поддерживать общенациональное единство, увеличив в 1977 г. с 3 до 4 человек представительство шиитов в руководстве Баас.
После победы исламской революции в Иране в 1979 г. власти этой страны поставили цель совершить подобную же революцию и в Ираке: шиитский аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр издал фетву, в котором баасистский режим был объявлен чуждым исламу. Обстановка обострилась до того, что боевики "Ад-Даавы" совершили в годовщину исламской революции в Иране 1 апреля 1980 г. неудачную попытку покушения вице-премьера Тарика Азиза, представителя христиан в иракском правительстве (принадлежащего к Халдейской католической церкви). 8 апреля 1980 г. в ответ на этот теракт казнены ас-Садр и его сестра, а также депортированы десятки тысяч персов-шиитов.
Война с Ираном 1980-1988 г. наглядно продемонстрировала, насколько большинству шиитов близки идеи шиитских исламистов: подавляющее их большинство воевало вместе со своими единоплеменниками-арабами против своих единоверцев-шиитов, основная часть иракских солдат состояла именно из шиитов. В 1980 г. 40% мест в парламенте Ирака закреплено за шиитами, а спикером избран шиит Наим Хаддад (кроме того, 12% мест в парламенте закреплено за курдами). Саддам Хусейн заявлял, что является потомком имама Али; впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными (в первую очередь Ашура - праздник в честь имама Хусейна).
После оккупации Кувейта в августе 1990 г. в отношении Ирака были введены международные санкции, существенно ухудшившие экономическое положение страны, а после поражения в Кувейте и моральный дух нации. Этим воспользовались спецслужбы Ирана, которые переправили в Ирак более 5 тысяч боевиков из "Бригад Бадр" - эмигрантской группировки иракцев, состоявшей на содержании у Ирана. 2 марта 1991 г. в Басре они вместе с местными шиитскими исламистами разгромили правительственные учреждения и освободили заключенных из тюрем, захватили Кербелу, Эн-Неджеф, Эд-Дивания, Хилла и Ханекин. Однако уже 16 марта Саддам Хусейн объявил о разгроме восстания на юге, обвинив Иран, Израиль и США во вмешательстве во внутренние дела Ирака. Шиитские боевики бежали в болотистые местности южного Ирака, где их добить помешало иракскому руководству только продавленное США решение ООН в августе 1992 г. о запретной зоне для полетов иракской авиации.
Шиитская тема с конца 1980-х гг. используется в западных СМИ для дискредитации режима Саддама Хусейна, борьбу которого с мусульманским экстремизмом и терроризмом изображают как преследование шиитов. С конца 1980-х гг. с подачи энциклопедий конгресса США и ЦРУ по справочникам мира начала гулять завышенная оценка количества шиитов в стране - их будто бы сейчас 60-65% населения, и это при том, что антииракские источники говорят о переселении в Иран 200 тысяч шиитов в 1980 г. и 500 тысяч шиитов в 1991 г., а также их "массовом истреблении". Некоторые "исследователи" дописались до того, что в болотах юга Ирака в 1991 г. нашли убежище чуть ли не миллион шиитских повстанцев! Стоит ли напоминать, что такое количество шиитских повстанцев превышает иракскую армию, да и без них Хусейн бы не удержался у власти в стране с большинством шиитов, если бы они поддерживали не его, а шиитских террористов…
Сунниты составляют 41-44% населения Ирака, в том числе почти все живущие в стране курды, турки, черкесы и палестинские арабы, а также две трети туркмен и до 30% иракских арабов. Иракские сунниты в большинстве своем принадлежат к самому мягкому (как в отношении национальных традиций, так и в отношении к иноверцам) ханафитскому мазхабу (правовой школе), меньшинство (в основном в селах) - шафиитскому мазхабу. Кстати, ханафиты преобладают и среди мусульман России (только в Чечне и Дагестане преобладают шафииты) и Турции. В Ираке практически нет приверженцев наиболее жесткого ханбалитского мазхаба (которого придерживаются правящие верхушки Саудовской Аравии, Катара и Кувейта - именно они предоставили американцам свою территорию для войны с Ираком) - именно в рамках ханбализма зародился в XVIII веке ваххабизм.
В Ираке нет почвы для возникновения суннитских экстремистов, как и возможности для пропаганды ваххабизма из-за рубежа (обычно начинающих пропаганду "чистого ислама" с призыва отказаться от мазхабов вообще), поэтому мусульманские экстремисты здесь представлены в основном шиитами, суннитские экстремисты встречаются только в автономном Курдистане.
Второй после ислама религией в Ираке является христианство, самой крупной организацией которого является Халдейская католическая церковь, образовавшаяся в 1551 г. в результате унии между Римским Престолом и епископами Ассирийской Церкви Востока, недовольными традицией назначения следующим патриархом их церкви племянника предыдущего. Сначала сторону халдо-католиков приняло меньшинство ассирийцев, но в настоящее время их число вдвое превышает количество ассирийцев, верных своей Церкви Востока: к концу 2002 г. в Ираке 185 тысяч халдеев жили в районах Багдада, Мосула, Эрбиля, Киркука и Басры. Сиро-католики - уния между Сирийской православной церковью (якобитской) и католиками - так же представлены ассирийцами и насчитывают на конец 2002 г. 60 тысяч приверженцев в районах Мосула и Багдада, что также вдвое, а то и втрое превышает число сиро-православных, не состоящих в унии с Римским Престолом. Зато армяно-католиков в Ираке (2 тысячи человек, в основном в районе Багдада) оказалось в 10-15 раз меньше, чем армяно-григориан (в Багдаде, Басре и Мосуле). Есть здесь и несколько тысяч православных - приверженцев Антиохийской православной церкви, как и более 1 тысячи антиохийцев, вступивших в унию с Римом.
Сохранились на территории Ирака и две религии дохристианского происхождения - йезиды и мандеи (они же сабии или "крестильники"). Первая уходит корнями в зороастризм и манихейство с примесью христианства и ислама (йезиды признают пророками Заратустру, Христа, Манеса и Мухаммада) и остатками племенных верований курдов - йезиды говорят на том же языке, что и курды, и живут рядом с ними в районе Мосула, Киркука и Синджара, но считают себя отдельным народом. В Ираке численность йезидов не превышала 120 тысяч. Мандеизм - смесь мистического иудаизма с зороастризмом, его приверженцы, которых сейчас насчитывается около 40 тысяч (к югу от города Эн-Насирия - больше нигде в мире!), признают пророком Иоанна Крестителя, осуждают Иисуса Христа, сочетая эти взгляды с заимствованной от зороастрийцев астрологией и представлением о вечном противоборстве доброго (духовного) и злого (материального) начал, впрочем, наиболее абсолютизировано это противоборство в манихействе, оказавшем существенное влияние на йезидов.
В последние десятилетия в Ираке начали появляться протестанты, но в небольшом количестве: адвентисты, например, в 2002 г. имели 3 общины с 219 членами. Больше всего здесь реформатов (кальвинистов), которые последнее десятилетие оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, но и им удалось переманить на свою сторону лишь несколько тысяч иракцев.