Приют строгого режима

Протоиерей Александр Немченко собрал под одной крышей людей с надломленными судьбами

Он создал при московском храме Святителя Николая в Троекурове по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго единственный в России реабилитационный центр для бывших осужденных, бомжей и алкоголиков.
...В чистой, ухоженной церкви мартовское солнце играет на ликах святых, золотит лампадки и подсвечники. Служба уже закончилась. Паства разошлась. Какой-то мужчина вешает на белоснежную стену большую икону. Прошу позвать отца Александра.
- Подождите, Батя скоро подойдет.
"Батей" здесь уважительно зовут самого настоятеля. Знакомлюсь с необычными прихожанами. У каждого, как на зоне, кличка. К примеру, Коля-Американец получил свое прозвище за то, что хотел переехать с семьей из Украины к родственникам в США.
- В ожидании визы жил с женой и двумя малышами на Киевском вокзале в Москве, - рассказывает Николай. - А заокеанские родичи в последний момент поставили условие - стать членом секты пятидесятников. Без этого, мол, не приезжай. Но я ведь православный - отказался.
Оставшись без денег и надежд, Николай пришел в этот храм. Адрес подсказали добрые люди. Теперь Коля-Американец - правая рука настоятеля. С удовольствием показывает мне второй этаж храма, где вовсю идет ремонт. Строительные и восстановительные работы выполняют обитатели реабилитационного центра, который они сами называют общиной.
А вот и Батя. Крепкий, спортивного вида священник благословляет меня. Идем в небольшой домик, где живет настоятель. У ворот храма стоит, понуро опустив голову, высокий мужик весьма живописной наружности.
- Опять видел тебя пьяным. Наказание продляется до Пасхи, - строго говорит священник. И поясняет мне:
- У нас в центре сухой закон. Никакой выпивки, никаких наркотиков. Нарушителей правил предупреждаю три раза. Сначала наказываю как бы от себя, потом ото всех, а третий раз - от имени Церкви. Это самое строгое наказание. Сане я запретил появляться в общине до Пасхи. Без строгости с такими подопечными никак нельзя. Да, моя рука не только благословляет. Иногда трудно сдержаться, могу и приложить. Потом переживаю, молюсь. Если не прав - а бывает и так, - прошу при всех прощения. Был один случай. В общине какое-то время жил бывший афганец. Как выпьет, становится неуправляемым и страшно вспыльчивым. Хватает опасную бритву и гоняется за всеми. Как-то он и на меня с бритвой полез. Пришлось его вырубить... Он лежал несколько дней, ничего не ел, я даже стал побаиваться, что помрет. У меня сердце плакало, я просил у Бога прощения, хотя виноват был он. Когда прыгнул на меня, ничего не оставалось, как "перекрестить" его по-русски...
Батя и так может, он - мастер спорта по вольной борьбе. Вечером старается обязательно попасть на тренировку. Сейчас постигает искусство боевого самбо и русской рукопашной борьбы. А во дворе у домика настоятеля сооружен "спортзал" - два столба с прикрепленными к ним боксерскими лапами.
- В детстве я жил в интернате для трудновоспитуемых, - вспоминает отец Александр. - Каждый день - драка. Занятия спортом помогли мне не скатиться вниз, да и характер закалили.
Контингент прихожан еще тот. За десяток лет в храм обратилось порядка тысячи "джентльменов удачи". Первым постояльцем был Толик Троекуров. "Троекуров" - естественно, кличка. Бывший подводник, призер первенства СССР по вольной борьбе волею судеб стал бомжем. На флоте получил большую дозу облучения. Он умер здесь, в центре.
Сейчас в общине - 50 человек. Наступит тепло - многие уйдут. Это обычное дело. А осенью вновь потянется вереница тех, кто захочет пережить зиму в тепле и в молитве.
Задача центра, по словам отца Александра, в том, чтобы те же вчерашние бомжи смогли адаптироваться к нормальной жизни. Беда, считает настоятель, что мы не обращаем внимания на этих людей. Главное - любовь и терпение. А в центре реабилитации одной из первых фраз вчерашние бродяги и зэки слышат такую: "Считайте, что вы пришли домой". И это действительно так.
Батя никого не заставляет молиться и отстаивать службу. Все - добровольно. Но к Богу так или иначе обращается каждый из постояльцев. И все они по уставу центра должны трудиться. Убирают улицы, сметают снег с крыш, выполняют строительные работы. Люди постепенно меняются - открываются лучшие стороны их души.
- Здесь мне очень нравится, - признается бывший осужденный Олег. Он отсидел за "колючкой" в общей сложности 24 года. Преступления совершал самые разные, в основном кражи. - У меня ведь между сроками воля была недолгой: от двух недель до полугода. А в общине я уже девять месяцев. Это самое лучшее время в моей жизни... Здесь отвечаю за наших рабочих, таких же, как и я сам. В моем подчинении - 40 человек. Впервые за много лет почувствовал, что нужен людям, что со мной считаются. Организатор из меня вроде неплохой. А работы я никакой не боюсь - в зоне всему научился: и тапочки шить, и лес валить.
В общине мне рассказали, что Батя в первую военную кампанию ездил в Чечню. Тогда настоятель решил освятить разрушенный храм Архангела Михаила в Грозном. Военные отговаривали. Боевики предупредили: мол, любой священник, который появится у храма, получит пулю. Батя угроз не испугался. Побывал и на передовой. Ходил, не сгибаясь, чем страшно удивлял федералов... А вот у стен родного храма отца Александра ждало жестокое испытание. Пару лет назад на пастыря совершили покушение.
- Кому-то не нравилась моя деятельность по организации центра реабилитации. Выжить мне помог Бог и спорт. Бандюки напали неожиданно. Били бейсбольными битами... У меня было тяжелое сотрясение мозга. Я узнал потом, кто эти отморозки. Всех нашел, привел к покаянию. Некоторых судили. Дали условный срок по моей просьбе. Я благодарю Господа, что он мне дал силу подняться и приносить пользу.
В 2000 году отца Александра за создание уникального реабилитационного центра наградили высшей международной юридической наградой "Фемида". Для обмена опытом в общину приезжали специалисты из Франции, Испании. Подобный центр уже создан в ЮАР. Батя очень сожалеет, что среди подражателей этого благого дела нет никого из России. Хотели его наградить и в российском ГУИНе. Но потом извинились: мол, их медаль только для священников, служащих в колониях и тюрьмах. Для таких подвижников, как Батя, наград еще не придумано.
- Молиться легко, когда страна здоровая, - говорит собеседник. - А если процветают алкоголизм и наркомания среди подростков, нарушение закона, коррупция, то священнослужителю приходится быть одновременно и председателем колхоза, и производственником, и строителем, и педагогом, и тренером.
На территории храма есть и свое подсобное хозяйство. И даже небольшая ферма - кролики, козы, свиньи.
Сами "тертые" прихожане стесняются прошлой жизни. Не называют фамилий, не очень-то рассказывают о себе. Разные это люди. Но очень дорожат тем, что имеют сегодня.
Сергей Таран 15 лет отдал гражданской авиации. До сих пор скучает по полетам. Вспоминает, как на Ан-26 возил грузы. По состоянию здоровья ушел в охранники. Нынче реставрирует храм и очень рад этому, ведь такая работа, по его словам, тоже связана с небом. В Военно-Воздушных силах долгое время служил Михаил Степанов, он же Ленин. Кличку получил за внешнее сходство с вождем мирового пролетариата. Анатолий - Дедушка - воевал в Карабахе. В прошлом военный связист, теперь вот при церкви. В Туле у него живут дочка и внук, две сестры, племянник.
Наравне с мужчинами в общине трудятся женщины. Наталья готовит еду. Библиотекарь с высшим образованием, она попала в зону в Риге на четыре года. Когда освободили, приехала в Москву к дяде. Он умер, и Наташа осталась без жилья. После долгих мытарств случайно узнала об отце Александре. Здесь уже пятый год.
Многие обитатели центра нуждаются не только в куске хлеба и крыше над головой. Батя помогает, если надо, получить регистрацию, найти работу. Стараниями настоятеля гражданином России стал, к примеру, Фабиан Эзэокана - сын короля нигерийского племени ибу. Принц учился в нашей стране на экономиста. За торговлю наркотиками загремел сначала в Бутырку, а потом в зону для иностранцев, что в Мордовии, где и принял православие. В тюремной больнице, рассказывает Фабиан, ему было видение Богородицы. Именно она, считает принц, спасла его от страшной болезни. И парень решил посвятить себя служению Богу. Священник сначала доверил Фабиану склад со стройматериалами, а затем уже и церковную казну. Недавно темнокожий брат обзавелся семьей и теперь работает прорабом на одной из подмосковных строек.
Не всем удается окончательно перебороть зло. Бывает, что бывшие члены общины вновь попадают в тюрьму. И оттуда шлют отцу Александру покаянные письма. Пишут, как тяжела жизнь в "тюряге", вспоминают с большой благодарностью, как к ним относились в центре. Клянут сами себя за то, что не смогли "завязать".
...В будущем году храму Святителя Николая в Троекурове исполнится 300 лет. В советское время он был и складом, и заводом. Обветшалой, без колокольни - такой предстала церковь перед отцом Александром в 1992 году. Священник взялся за реставрацию. Сейчас в мастерской при храме бывшие зэки выпиливают иконостас.
Настоятель мечтает открыть здесь духовную семинарию, чтобы готовить священников для постоянного служения в тюрьмах и колониях. В семинаристы он хотел бы принимать и тех, кто пришел к вере через страдания и покаяние.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иоланта Качаева:
Монахи в блокаде, Эверест закрыт
Жителей Тибета пытается усмирить китайская армия
17.03.2008
Террористка снилась мне в кошмарах
Прошел год со дня теракта на Дубровке, но Ольга и Сергей до сих пор не могут забыть три страшных дня и ночи
23.10.2003
Оружие- молитва
Российские мусульмане угрожают Америке джихадом
26.03.2003
Приют строгого режима
Протоиерей Александр Немченко собрал под одной крышей людей с надломленными судьбами
26.03.2003
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
«Это не следствие, а уголовное преступление»
3. Два апелляционных Слова в защиту прав, свобод, чести и достоинства
01.06.2020
Духовный вирус токсичнее телесного
2. Обращение из СИЗО к директору ФСИН России
30.05.2020
«Человек должен быть востребован в жизни»
Смертность в России людей в трудоспособном возрасте за три месяца 2020 года превысила показатель за этот же период в 2019 году
28.05.2020
Духовный вирус токсичнее телесного
1. Обращение из СИЗО к директору ФСИН России
27.05.2020
Госдума снюхалась со снюсовой мафией?
Законопроект о запрете продажи снюса, губящего детей, получил в Госдуме отрицательное заключение
26.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии