itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Террористка снилась мне в кошмарах

Прошел год со дня теракта на Дубровке, но Ольга и Сергей до сих пор не могут забыть три страшных дня и ночи

Общество 
0
382
Время на чтение 4 минуты
Корреспондент агентства "Интерфакс" Ольга Черняк первой сообщила о захвате здания террористами... Эта информация поступила на ленту агентства... О страшном событии узнал мир. Ольга передавала сообщения из зала, рискуя жизнью. После освобождения ей вручили государственную награду - медаль "За спасение погибавших".

Сегодня, спустя год после трагедии, Ольга будет, как обычно, работать, а вечером хочет выпить немного водки - помянуть погибших. Оле и ее мужу Сергею повезло - они выжили в этом аду, прошли долгий курс лечения, очищая организм от токсинов. Но в памяти до сих пор отчетливо сохранились лица террористов, их голоса, стрессовое напряжение, страх, жажда и голод. Дни и ночи плена не забудутся никогда. Сергей до сих пор ни с кем не хочет говорить о тех событиях. И с Ольгой в том числе. После того как выписался из больницы, даже пытался выброситься из окна восьмого этажа.

- Я буквально поймала его, когда он вскочил на подоконник, сказав: "Я, наверное, тебе не нужен", - рассказывает Оля. А она, наоборот, старается как можно больше говорить о том, что произошло тогда, год назад. По ее словам, так легче. А еще хочет донести до всех, чтобы люди стали более бдительными и не стеснялись сообщать правоохранителям обо всем подозрительном.

...На какой-нибудь мюзикл Оля хотела пойти давно. Муж купил билеты на "Норд-Ост": театральный центр на Дубровке был поближе к их дому.

- К зданию мы приехали на машине. Уже потом обнаружили: лобовое стекло прострелено, пуля застряла в спинке водительского кресла... Посмотрели первое действие, в антракте пошли в буфет. Хорошо, что поели, - впереди были три долгих голодных дня... Какое-то странное чувство как бы предостерегало от возвращения в зал. В темноте пробрались на свои места - в самой середине 14-го ряда партера. На сцене танцевали чечетку. Вдруг вышли люди в камуфляже и стали выталкивать актеров за кулисы. Мы не придали особого значения - подумали, что это такой режиссерский ход. Но они стали стрелять из автоматов в потолок. Вот тогда и поняли, что все серьезно.

Свет в зале включили, и террористы "озвучили" свои известные требования. Сказали, чтобы зрители всем звонили и говорили, что захвачены в плен. Кто-то звонил родным, знакомым, многие плакали.

А на второй день чеченцы угрожали, что расстреляют любого, кто будет звонить по телефону. Я стала отправлять сообщения по телефону своей подружке. Она их сохранила. Вот они.

"...23 октября 23.24. Повесили на сцену черные тряпки с белыми надписями на их языке, хотят, чтобы вывели войска или дали денег. Между собой не ссорятся. За 1 депутата отпустят 10 нас.

...23.51. Они слушают радио, так контролируют ситуацию, видимо, будут искать, кто сообщает. На сцену вынесли стул, к изголовью прикручена взрывчатка, жестяная банка, из нее провода.

...23.59. Говорят, если Кадыров сюда приедет, 50 - 100, а может, 200 человек отпустят, кажется, врут. Пусть свяжутся с Госбезом. Не обязательно новости строчить, это может нам повредить. Ссылки давайте расплывчатые.

...00.01. Одни слушают радио, др. делают взрывчатку прямо на сцене. В 2 метрах от меня, в центре зала, большая бомба.

...00.12. Контролируют по бокам, в центре и на балконе.

...05.10. Нас покормили, дали конфеты и "Фанту".

...18.34. Ломайте дверь, спасайте Макса. Звони маме. (Макс - это моя маленькая собака левретка)".

- Понимаешь, мы родственникам не звонили из зала, не хотели травмировать, надеялись, что выкрутимся. Я думала, что мама находится в неведении, где мы, ведь живем отдельно. Но материнское сердце не обманешь. Как только нас захватили, у нее стало плохо с сердцем.

- Как вели себя люди, осознав, что стали заложниками?

- Некоторые плакали, мы старались их успокоить. Ведь главное было - не привлекать к себе особого внимания террористов. Дети вели себя спокойно, сидели тихо. Большая проблема была с едой и водой. Ее было очень мало. Чеченцы бросали нам шоколадки, бутылки с водой. Некоторые не делились с соседями...

Поначалу было такое ощущение, что все это происходит не с нами. Думали еще, что чеченцы просто хотят денег. Чеченки следили за нами. Лиц своих они не закрывали. И не были похожи на безумных. Относились к нам как к своему стаду. Водили по очереди в туалет. Сначала - в подвальчик под режиссерской будкой. А потом в оркестровую яму.

- Не возникала идея убежать?

- Возникла, но сразу же отпала: слишком тщательно нас охраняли. На третий день заточения один парень не выдержал, кинул в сторону бутылку с водой, а сам побежал с задних рядов партера по спинкам кресел. Кричал: "Мамочка, я не знаю, что делаю". До нас он не добежал пару рядов. В него в упор стреляла чеченка. Она попала в бок какой-то женщине и в глаз рядом сидящему мужчине. Мы слышали, как зашипела кровь. Тут же выскочил человек, со словами "я - доктор" бросился к раненым. Пытавшегося убежать парня чеченцы вывели из зала и расстреляли...

- Что было самым ужасным?

- Самым страшным оказался второй день. Террористы подумали, что на крышу полезли снайперы. Чеченкам дали команду встать в шахматном порядке и по команде все взрывать. Одна террористка - на вид лет 16 - стояла в двух метрах от меня и улыбалась. Я стала молиться. И это помогло: страх ушел.

- Когда начался штурм здания, ты поняла, что освобождают?

- Когда пошел газ, мы обрадовались. Поняли, что нас хотят спасти... Очнулась в больнице. Я была в коме. Два раза откачивали. Врачи и медсестры делали нам искусственное дыхание... Я позвонила сестре, только и смогла сказать: "Ира, я жива".

Потом у меня началась истерика. Я сказала врачу, что меня пугает лицо той молодой чеченки, что стояла возле меня и хотела взорвать людей. Жаль, что психотерапевты не разговаривали с каждым пострадавшим в отдельности. И с Сергеем не поговорили... Врачи сказали, что мне очень повезло: привезли в машине "скорой помощи". Среди тех, кого везли в автобусах, было больше погибших...

Я попросила воды. И буквально проглотила литра полтора минералки. Сразу вырвало... В больнице нам все время делали уколы - противорвотные. Давали лекарства для улучшения работы печени. Еще - витамины и средства, выводящие токсины... Приходили следователи. Потом приезжали журналисты, я им все рассказывала. Когда увидела себя по телевизору, да еще по нескольким каналам сразу, меня охватил страх. Испугалась, что меня найдут чеченские террористы. Спрашивала, хорошо ли охраняется больница? Муж позвонил на третий день. Сказал, что лежит в "Склифе". Меня из больницы забрала подруга и привезла домой - к родителям. А Сергей вышел позже. Мы поняли, что надо серьезно заняться лечением. Ведь врачи откровенно сказали, что есть риск стать инвалидами. Биохимический анализ крови был крайне неблагоприятный. В справке при выписке поставили диагноз "токсикологический гепатит". Мы истратили кучу денег на лекарства. Сейчас все вроде бы пришло в норму.

- Что изменилось с тех пор в тебе?

- Мы с мужем теперь стараемся не ходить на мероприятия, где собирается много людей. Все время насторожены. Считаем, что обязательно надо обращать внимание на то, что происходит вокруг... Ведь эти террористы каким-то образом заминировали здание, прошли на представление... Что ж, судьба подарила нам шанс продолжить свою жизнь. Мы стараемся более ответственно относиться к тому, как живем. Увидев сама, сколько в мире зла, я стараюсь, как могу, сделать эту жизнь лучше. Это не просто слова...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иоланта Качаева
Монахи в блокаде, Эверест закрыт
Жителей Тибета пытается усмирить китайская армия
17.03.2008
Оружие- молитва
Российские мусульмане угрожают Америке джихадом
26.03.2003
Приют строгого режима
Протоиерей Александр Немченко собрал под одной крышей людей с надломленными судьбами
26.03.2003
Все статьи Иоланта Качаева
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54