Российский Православный Университет св. ап. Иоанна Богослова
Чтобы определить это в полном объЈме, необходимо извлечь для анализа весь кладезь мудрости из Священного Писания и всей гигантской святоотеческой литературы. В основном мы не будем касаться многочисленных правил и рекомендаций в области личной, семейной и общественной жизни, которые в наиболее общем виде вытекают из основного правила: образ жизни любого человека, исповедующего веру Христову, должен строиться на основе Евангельских Заветов. В определенных чертах образ жизни мирянина отличается от жизни христианина, служащего в церкви, и тем более посвятившего себя жизни монашеской. Образцом совершенной жизни, по учению Спасителя, является та, которую вели апостолы и к которой Он призвал богатого и нравственно положительного молодого человека, говоря: "Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 21). Известно, что обладающий большим имением молодой человек не решился следовать призыву Спасителя, на что Он сказал Своим ученикам: "...Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Мф. 19, 23-24).
В притчах о богатом и неразумном земледельце (Лк. 12, 15-21) и о ежедневно пирующем богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31) Иисус Христос показывал, как терпят крах в духовной жизни те, кто занимаются "любостяжанием", "кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет".
Общеизвестен призыв Спасителя, обращенный к Его ученикам: "...посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12, 22-23). В этой проповеди Иисус Христос обращает внимание учеников на полевые лилии, которые не трудятся и не прядут, но по сравнению с красотой которых меркнут одежды царя Соломона, и вновь призывает учеников: "Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всЈ приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк. 12, 29-34).
Благословение Божие неизменно находится на стороне бедных, обделенных и униженных, как это было и в случае с бедной вдовой, опустившей в храмовую сокровищницу всего лишь две лепты, и пожертвование которой, по сравнению с дарами богатых жертвователей, получило высокую оценку Спасителя.
Об этом же свидетельствуют выразительные строки из послания одного из Христовых апостолов первым христианам: "Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?" (Иак. 2, 5-7).
Ни одна из книг Ветхого Завета не возносит хвалу богатству, тем более богатству неправедному. И хотя в этих книгах отмечается, что богатство и бедность от Бога, тем не менее, например, наставляя своего сына, ветхозаветный пророк Сирах писал: "Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника - с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов - дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых - бедные" (Сир. 13, 20-23).
Идеальная христианская община была создана святыми апостолами во главе с Петром и Иоанном вскоре после Вознесения Господня и ниспослания им Святого Духа. Об этом периоде в "Деяниях" сказано: "Все же верующие были вместе и имели всЈ общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2, 44-45). И в другом месте то же самое повторено более пространно: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всЈ у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян. 4, 32, 34-35). Известно, что проступок неофитов Анании и Сапфиры, утаивших часть из цены проданного своего имущества, был сурово осужден св. Петром и стоил провинившимся жизни. По образу и подобию первой христианской общины были созданы наряду с отшельническими и первые общежительные христианские монастыри в III веке нашей эры.
Вскоре после крещения Киевской Руси, в середине XI века открывается общежительный Киево-Печерский монастырь, а в середине XIV века - Троице-Сергиев монастырь в 70 верстах от столицы Московского княжества. Интересно напомнить, что писал о значении этих монастырей такой светоч русской духовной мысли, как Павел Флоренский.
"Общежительство знаменует всегда духовный подъЈм: таковым было начало христианства. Начало Киевской Руси также было ознаменовано введением общежития, центр какового возникает в Киево-Печерской Лавре вскоре после крещения Руси, и начало Руси Московской, опять-таки приобщившейся новому духовному созерцанию, отмечено введением в центре Руси Московской общежития, по совету и с благословения умирающей Византии. Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, - назовется ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом - всегда столь близка русской душе и сияющая в ней, как вожделенейшая заповедь жизни, - была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространялась отсюда, от Дома Троицы, как центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной".
Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия. В кн. "Русские монастыри. Центральная часть России". Изд-во "Очарованный странник", М., 1995, 400 стр.
В русской православной аудитории вряд ли следует распространяться о том архискромном или аскетичном образе жизни, который вели или ведут монахи в восточных христианских монастырях, пребывая почти непрерывно в молитве, самообеспечивающем труде, духовном окормлении мирских посетителей.
Конечно, приведенные примеры идеального христианского общежития не могут быть распространены на всех мирян, так как в этом случае земная жизнь на нашей планете прекратилась бы. Но элементарная справедливость требует признать, что пример последовательно полного общежития христиан (причем в первой христианской общине, как видим, смешанного мужского - женского или семейного типа), правда весьма строгого, то есть пример, говоря современными терминами, строгой коммунистической общины дало человечеству христианство. И в том, что авторами коммунистических утопий XVI и XVII вв. были уважаемые католические мыслители и писатели Томазо Кампанелла и Томас Мор, нет ничего удивительного. И в том, что впоследствии понятие коммунистической или социалистической идеи было дискредитировано и демонизировано, вина не самих понятий, а жизненного "контекста", в котором это понятие истолковано и реализовано. Однако на этом этапе важно констатировать, что ни Священное Писание, ни исторический опыт христианства отнюдь не отрицают идею скромного общежительного образа жизни и ни в одном из своих мест или событий ни только не восхваляют как образец, но скорее осуждают как предосудительную земную жизнь, стремящуюся к обогащению, роскоши и потаканию земным похотям грешной плоти.
Почему же поныне происходит, не без помощи князя мира сего, чудовищное искажение этических идеалов огромных человеческих масс? Почему происходит мошенническое отождествление понятия так называемой личной свободы с понятием неограниченной свободы субъекта рыночной экономики в еЈ американо-западноевропейском понимании? А свободная рыночная экономика - это и есть не сочетаемое "дружное сожительство" льва и осла, хищного волка и беззащитной овцы (см. наставление прор. Сираха своему сыну). Может быть, законы социально-экономического развития общества с переходом в его постиндустриальную информационную фазу перестали действовать и можно соглашаться с некоторыми философами новейшего времени о конце истории?
Конечно, трижды правы те авторы, будь то геополитики, богословы, или экологи, которые наглядно показывают и огромным фактическим материалом подтверждают, что: капиталистический способ производства привел нашу планету на край экологической и социально-экономической катастрофы, о чЈм свидетельствуют угрожающее ухудшение качества окружающей природной среды (эрозия и опустынивание почв, отравление почв, воздуха и воды, изменение климата, сокращение площади лесов и биологического разнообразия, деградация условий жизни во многих регионах) и нарастающая нехватка природных ресурсов, в том числе, чистой пресной воды, всЈ возрастающий разрыв между экономически преуспевающим меньшинством и всЈ более нищающим большинством населения планеты; капиталистический способ хозяйствования со своей идеологией неограниченной ни царским, ни божественным законом индивидуальной свободы, выражающейся в основном в свободе неограниченного обогащения и потребительства сильного за счет менее сильного и защищенного ближнего (человека или народа), нанЈс и ежедневно наносит сокрушительные удары по духовному здоровью человечества, стараясь возбудить в нЈм все худшие свойства его греховной натуры и инфицировать его всеми сатанинскими соблазнами; ни о каком нравственном совершенствовании (под автоматическим воздействием научно-технического прогресса) правящей элиты экономически развитых капиталистических стран не может быть и речи. Совершенствуется, с учЈтом достигнутого огромного технического, экономического и военного преимущества, глобальный механизм овладения, эксплуатации и присвоения средств привилегированного существования "золотой" верхушки "золотого миллиарда". Думать о какой-то конвергенции геополитических, социально-экономических и социально-психологических устремлений не только правящих кругов, но и достаточно широких средних слоев населения богатого Запада и бедного Востока - это так же наивно, как думать о возможности сближения интересов волков и овец. Закон свободной капиталистической охоты на прибыль не предусматривает для слабого, отставшего в техническом и военном отношении, какого либо иного выхода, кроме как быть ограбленным и съеденным хищником.
Кроме того, если бы даже все б миллиардов населения Земли захотели бы создать себе такой же уровень и образ жизни, как жители США и Германии, то, как это показывают простые расчеты, человечеству не хватит ни полезных ископаемых, ни чистого воздуха, ни чистой воды.
Поэтому, когда западные экологи и политики говорят, что избежать глобальной экологической катастрофы можно только в случае радикального изменения существующего образа жизни, они или лукавят, или недопонимают, что классический развитой капитализм такой возможности человечеству не представляет. Свобода неограниченного обогащения и потребительства рано или поздно упирается в ограниченность жизненных ресурсов Земли и еЈ коренное противоречие христианским принципам жизнеустройства.
Какая же система социально-экономического общественного устройства в несравненно большей мере соответствует евангельским заветам, исключает грабительскую частную собственность на основные средства труда и жизни, хищническую эксплуатацию природы и людей, непомерную роскошь одних и рабскую жизнь или голодную смерть других? Такая система уже пришла в историческую повестку дня, она человечеству уже знакома, в нескольких вариантах она была реализована (один из этих вариантов - в нашей стране) и в некоторых странах она существует и ныне. О том, что социализм больше соответствует соборному духу и характеру русского человека, исписано немало бумаги и это вряд ли можно опровергнуть.
Может быть, Божье наказание состояло в том, что правящая советская элита из своей среды и взрастила предателей и гробовщиков советской системы. Перечень недостатков советского социализма велик, и он заслуживает особого рассмотрения. Тем не менее, только нечестный человек может отрицать огромные экономические и социальные, государственно-политические и военные заслуги, достигнутые народом России за исторически короткое время существования СССР. При этом нельзя забывать о том, что, как в советские годы, так и ныне, население нашей страны находится под колпаком ни на минуту не прекращающейся враждебной информационной агрессии, осуществляемой отлаженной пропагандистской машиной капиталистического мира. Цель этой информационной войны - наше духовное и моральное разложение и уничтожение.
Что касается метафизической стороны дела, то для верующего человека абсолютно ясна страшная греховность и беззаконность низложения власти Помазанника Божия, последнего императора России и чудовищной расправы над его невинной семьЈй. Но в предательстве Государя виноваты не только "коммунистические заговорщики", как услужливо вещает грязная информационная служба нынешних правящих олигархов и лакействующие при них псевдоинтеллигентные формирователи общественного мнения, а буквально все слои тогдашнего народа - от темного русского мужика, до лощенного аристократа. Какая-то доля ответственности ложится и на Православную Церковь, если она за несколько веков своей деятельности не смогла воспитать в своЈм народе стойкого иммунитета против заразных бацилл оголтелого атеизма, предательства национальных интересов, презрительного отношения к "низшему сословию".
Велика вина так называемой революционной и псевдореволюционной интеллигенции, умело стимулируемой западными спецслужбами. Но, в конце концов, Господу было угодно повторно, как и триста лет назад, лишить нас легитимной власти и подвергнуть жестоким испытаниям, из коих, по предсказанию Святых Отцов наших, нам надлежит выйти с достоинством.
Что касается общественно-исторической стороны дела, то здесь, если отвергнуть политические пристрастия, тоже как будто имеется полная ясность. Ко времени свершения двух революций 1917 года Россия находилась на экономическом подъЈме и, можно сказать, в начале капиталистического этапа своего развития, потенциальные возможности которого далеко ещЈ не были исчерпаны. Переход к советскому социализму был осуществлЈн, если так допустимо говорить, исторически преждевременно, насильственно и быстро, так как правящие классы не смогли к тому времени создать адекватный экономическому строю, духу времени и желаниям народа аппарат управления.
Социализм на Русской земле утвердился, несмотря на все свои недостатки (и достижения тоже!), ещЈ и потому, что русскому человеку в глубине его сокровенных желаний всегда были близки стремления к соборности, общности, справедливости, к поиску некоего земного Рая. В этой усиленной православием этнографической особенности характера коренится его, превышающая инстинкт самосохранения, любовь к Отечеству, невероятная терпеливость, не знающая границ доброжелательная уживчивость с неагрессивными этносами.
Но советский социализм, выведя за короткий отрезок времени Россию на уровень космической сверхдержавы, непобедимой для еЈ противников в открытом военном сражении, был взорван изнутри примерно тем же способом, что и капиталистическая Россия во главе с ЦарЈм в начале XX века. Руководство СССР сдало свои позиции без боя, потерпев поражение в холодной пропагандистской воине, не сумев создать аппарат управления страной, адекватный огромным созидательным возможностям социалистического строя. Можно сказать: Бог наказал гордецов, собравшихся без Его участия строить "рай" на Земле, и дал нам возможность лицезреть комедию со стоящими в храме и налагающими на себя крестное знамение Ельциным, Кучмой, Шеварднадзе и другими "демократами".
Насильственный слом социализма и возврат, точнее даже не возврат к капитализму, а чудовищное разграбление хорошо организованной мощной государственно-экономической системы и попытка монтажа на еЈ развалинах какого-то полууголовного капитализма вопиюще противоречит самым насущным интересам нашей страны. Аннигилируются производственные фонды и богатства, созданные тяжким и героическим трудом нескольких поколений нашего народа; разрушаются или разрушены оборона, наука, образование, здравоохранение; катастрофически снизился уровень жизни; несмотря на увеличивающееся число храмов угрожающе деградирует духовное и физическое здоровье нации, из года в год сокращается еЈ численность.
В этих условиях верующим и лояльно относящимся к вере патриотически настроенным левым надо понять, что наше общее историческое будущее - христианский социализм, социализм с Богом. Безнадежная, антиисторическая и антинаучная утопия состоит ныне как в том, чтобы построить в нашей стране социализм без Бога, так и в том, чтобы построить на обломках социализма тот капитализм, на создание которого в западных странах ушло 200 - 300 лет и который уже изжил себя даже в этих странах. Во главе социалистической и христианской России может быть парламент, президент или монарх - как этого захочет народ и как Бог соизволит.
Все прочие, кроме атеизма, недостатки советского социализма должны быть подвергнуты тщательному анализу и, по моему глубокому убеждению, могут быть легко устранены. Определенная область деятельности, не противоречащей стратегическим интересам страны, должна быть предоставлена частному капиталу, а частная собственность не на главные средства производства и природные ресурсы, должна получить твердую законность. Разумеется, исповедание атеистических убеждений, как и принадлежность к нехристианским конфессиям, должны быть так же ограждены законом. Но и воля в большинстве своем исповедующего православную христианскую веру народа России должна уважаться.
Таков мой ответ на судьбоносный вызов времени, от которого зависит будущее не только нашей страны, но и всего христианского мира: каким должен быть в основе своей образ жизни мирского человека, в наибольшей мере соответствующий этическим принципам Ветхого и Нового Заветов.
Правильное понимание основных стратегических интересов и путей скорейшего возрождения материального и духовного благополучия нашей Родины в согласии с основными принципами веры Христовой избавит население России от многих грубых ошибок в оценке политических партий и движений, в решении любых политических задач. И одна из этих важнейших задач - избавление от тяжелого и позорного ельцинского наследия, навязанного России в последние 10 лет.
Многие авторы пишут о страшной опасности мондиалистского технотронного фашизма для человеческой цивилизации. Но ещЈ опасней те, кто открывает шлюзы для свободного воздействия этого фашизма на наш дом, на наши души. Разорвать гипнотический дурман антихристовой пропаганды и освободиться от предателей-прислужников, которые ведут нас на бал бесов по случаю окончательной гибели России, - вот в чем состоит сейчас главная суть нашего духовного возрождения во Христе.