100 лет назад, 8/21 июля 1915 года, в день Казанской иконы Божией Матери в столице Российской Империи ‒ Петрограде состоялся торжественный молебен и грандиозный крестный ход с молением о даровании победы Русскому воинству. Журнал «Огонек» в заметке «Торжественный крестный ход по Невскому проспекту» сообщал: «Вся Россия отпраздновала день Казанской Божией Матери и благоговейно помолилась о ниспослании победы над врагом. Торжественные молебствия и крестные ходы собрали во всех городах громадные толпы народа. Столица давно не видала на своих улицах столь грандиозной, величественной картины: могущественная человеческая волна, возглавляемая золотыми хоругвями, буквально затопляла все артерии столицы. Свыше полумиллиона человек в этот день молились в одном лишь Петрограде об одолении нашими войсками упорного врага».
Инициатива проведения всероссийских молебнов о даровании победы и крестных ходов исходила от монархистов. 26 мая 1915 года на экстренном заседании Главного совета Союза русского народа (СРН) было постановлено обратиться в Св. Синод с ходатайством «об устройстве в один день повсеместно крестных ходов с молебствиями на площадях о даровании окончательной победы воинству русскому над всеми нашими врагами; германцами, австрийцами, турками».
Приведем ниже текст этого прошения русских монархистов, опубликованный в «Вестнике Союза русского народа»:
«В дни скорби и бедствий народных: засухи, труса и потока [потопа?], в дни моровых поветрий, в дни военной грозы, русский православный народ черпал всегда духовные силы в всенародной горячей молитве Всевышнему.
Ныне, когда христолюбивому доблестному воинству нашему приходится выдерживать страшный натиск несметных полчищ озверелых тевтонов, австрийцев, мадьяр и турок, настало, думается, время, когда мы, мирные жители, чью честь, свободу и жизнь защищают наши отцы, братья и дети, должны все сообща вознести наши горячие мольбы к Престолу Всевышнего.
Посему Главный Совет Союза Русского Народа почтительнейше и усердно просит Святейший Правительствующий Синод назначить день для всенародного поста по всей Руси Великой и молитвы на площадях всенародно. Да смилуется Господь Милосердный над грехами нашими и да склонит Он скорей весы победы над врагами лютыми в сторону воинства нашего.
Пусть в один и тот же день, в один и тот же час по всей Руси необъятной зазвонят колокола, призывая верующих в их приходские храмы, пусть из этих храмов благоговейно и торжественно выйдут крестные ходы, пусть эти ходы, пройдя по стогнам столиц, городов и сел, сольются на самых больших площадях, пусть на этих площадях будет прочтено вдохновенное послание Святейшего Синода, призывающее к молитве, и весь русский народ, движимый им, вознесет свои пламенные мольбы к Престолу Царя Царей.
Да пошлет Господь, чтобы день всеобщей русской молитвы был бы днем Божьего прощенья, началом новой светлой и счастливой жизни нашего Отечества, торжества святой Православной Веры на счастье народа и радость страдающего ныне за своих сынов Царя-Самодержца.
Если Господу Богу до этого дня или в самый день угодно будет благословить решительной победой наши доблестные войска, то день молитвы должен быть днем благодарности Русского православного народа Господу Милосердному.
Если Святейшему Синоду благоугодно будет согласиться на предложение Главного Совета Союза Русского Народа, то лучшими днями для такового моления были бы или день Святых Апостолов Петра и Павла, или день подвижника Божия - святого Серафима Саровского - день объявления народу русскому войны».
Чтобы предложение СРН не затерялось в синодальных канцеляриях, было решено направить депутацию к петроградскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), «которая должна была просить владыку-митрополита о содействии означенному ходатайству».
6 июня депутация в составе графа Н.Ф.Гейдена, И.И.Баранова и Л.Н.Боброва посетила владыку, который, как сообщала правая пресса, «очень сочувственно отнесся к ходатайству Главного Совета и обещал поддержать его в заседании Св. Синода». Через неделю предложение монархистов было доставлено обер-прокурору Св. Синода В.К.Саблеру, который пообещал обсудить его с членами Синода на ближайшем заседании.
Рассмотрев предложение русских монархистов, Св. Синод в целом поддержал его, но остановился на другой дате, посчитав более правильным приурочить молебны и крестные ходы к дню Казанской иконы Божией Матери ‒ 8 июля. В синодальном решении, в частности, отмечалось: «Вместе со всеми сынами России Святейший Синод неизменно уповает, что Господь Бог дарует нашему доблестному воинству и союзникам нашим крепость и силу к конечному одолению врага. Но в то же время, глубоко скорбя о ранах, наносимых упорным и жестоким врагом нашему Отечеству в настоящей тяжелой и длительной войне, Святейший Синод почитает ныне благовременным обратиться от имени Святой Церкви, как чадолюбивой Матери, ко всем православным людям с увещанием вознести 8 июля 1915 года ко Господу Богу общее, едиными усты и единым сердцем, пламенное моление о скорейшем даровании российскому оружию и оружию союзников наших победы над врагом и о ниспослании Родине нашей и всему Mиpy христианскому вожделенного мира...»
В связи с этим, отмечалось далее, Св. Синод постановил: «1) в день празднования явления Казанской иконы Божией Матери, 8 июля, повсеместно совершить крестные ходы и вознести усердное моление ко Господу о даровании победы над врагом, предварив cиe моление чтением особого (...) послания от Святейшего Синода о необходимости усиленных молитв о даровании воинству нашему победы над врагами; 2) призвать пастырей Церкви к неослабному и усердному совершению в храмах возможно частых молений, особливо пред местночтимыми иконами и святынями; 3) поручить причтам и церковным старостам принять меры, чтобы приходские храмы не только городские, но где окажется нужным и сельские, были открыты возможно продолжительное, в течение дня, время, причем настоятели церквей должны иметь попечение, чтобы, в случае заявления от желающих совершить молебные пения, панихиды или другие требы, таковые желания в течение всего дня священниками удовлетворялись немедленно; 4) возложить на архипастырскую попечительность преосвященных принятие мер к устройству по приходам возможно частых крестных ходов и совершению общих молений в селениях, на площадях и других удобных местах».
При этом, как сообщали монархические издания, Св. Синодом Союзу русского народа было указано, что недопустимо превращать Крестный ход в «партийную акцию», а потому черносотенцы могут принять участие в указанных торжественных мероприятиях лишь как рядовые участники. Это замечания явно задело правых, которые ответили на проставление Синода следующими словами: «Когда Главный Совет обращается в Святейший Синод с ходатайством об назначении дня для всенародного поста и молитвы, о даровании победы русскому оружию, то, конечно, он хлопочет не о собственном оказательстве. Не для демонстрации сил своих он добивается этого. Нам демонстрация не нужна и невозможна! Не нужна, ибо в патриотизме нашем никто здравомыслящей и незлонамеренный не сомневается. Не возможна, ибо большая половина членов Союза в рядах доблестной русской армии сражается на всем тысячеверстном фронте с врагом. Мы не виноваты в том, что Св. Синод подчинен бюрократам, чиновникам, привыкшим выносить свои постановления только, получивши бумагу за номером. И мы вполне удовлетворены тем, что роль Союза Русского Народа во всенародном молебствии назначенном Св. Синодом на 8 июля будет сведена к тому, что члены Союза сольются, ничем не выделяясь со всем народом русским в жаркой и пламенной молитве Всевышнему о спасении дорогой нашей родины».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук