Ровно 100 лет назад, 5/18 июля 1915 года состоялся первый в истории авиации воздушный бой бомбардировщика с истребителями. Произошло это событие на русском фронте Первой мировой войны.
Как сообщалось в рапорте, в этот день легендарный русский бомбардировщик «Илья Муромец ‒ Киевский» под командованием поручика Иосифа Станиславовича Башко, возвращаясь с боевого задания, на высоте около 3200-3500 метров был атакован тремя немецкими аэропланами типа «Бранденбург». Обладая большей скоростью и маневренностью, один из вражеских самолетов быстро обогнал «Илью Муромца» и, поднявшись метров на 50 выше русского бомбардировщика, открыл по нему пулеметный огонь.
При первой же атаке были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы моторов, радиатор 2-го мотора, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы моторов, разбиты стекла правых передних окон и ранен в голову и ногу командир бомбардировщика Башко. Эти повреждения привели к тому, что, отключив бензонасос левого бака, экипаж повел самолет на двух правых моторах.
Тем временем, немецкий аэроплан попытался вторично атаковать «Илью Муромца» с левой стороны, но был отогнан пулеметным и ружейным огнем русских летчиков. Отбив атаку, член экипажа «Ильи Муромца» поручик Смирнов заменил командира бомбардировщика Башко, которому была сделана перевязка. Чтобы предотвратить потерю топлива, Башко, снова взяв на себя управление самолетом, поручил поручику Смирнову и вольноопределяющемуся Лаврову по очереди закрывать руками отверстия фильтра правой группы и принимать все возможные меры к сохранению оставшегося в баках топлива для продолжения полета.
После отражения атаки первого немецкого аэроплана из пулемета была полностью выпущена кассета в 25 патронов, а вторая кассета позволила сделать всего лишь 15 выстрелов, так как внутри магазина заклинило патрон и дальнейшая стрельба стала совершенно невозможна.
Между тем, «Илью Муромца» атаковал второй немецкий аэроплан, обстрелявший его из пулемета и пробивший масляный бак второго мотора. Отгонять противника пришлось выстрелами из карабина, на ходу затыкая руками пробоины в баках. Вскоре, спасавший остатки топлива вольноопределяющийся Лавров отморозил себе руки (температура за бортом самолета, как сообщил позже секретарь Императорского аэроклуба А.Н.Срединский была примерно ‒5°), его сменил поручик Смирнов.
На линии передовых позиций русский бомбардировщик снова был обстрелян из пулемета уже третьим немецким аэропланом. Одновременно по русскому самолету била с земли и вражеская артиллерия...
Имея многочисленные повреждения, не далеко от города Холма на высоте примерно в 700 метров у «Ильи Муромца» отказали и правые моторы, так как весь запас топлива был полностью израсходован. Но несмотря на всю критичность положения и полученные ранения, поручик Башко сумел благополучно осуществить вынужденную посадку на болотистый луг около деревни Городище. Как отмечали очевидцы, колеса шасси бомбардировщика увязли в земле до самых стоек и были переломаны, но никто из членов экипажа не пострадал.
Этот воздушный бой «Ильи Муромца» был отмечен следующей телеграммой из Ставки: «Верховный Главнокомандующий повелел благодарить вас и ваших боевых сотрудников за молодецкое дело». За проявленные мужество и героизм поручик Башко был произведен в штабс-капитаны и удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
Дальнейшая судьба героя этого боя ‒ Иосифа Башко ‒ сложилась следующим образом. В 1917 году, уже в звании полковника, Башко установил на «Илье Муромце» новый мировой рекорд высоты, поднявшись на 5200 метров. Добровольно поступив на службу в Красную армию, прославленный летчик прослужил в ее рядах до 1921 года, после чего вернулся на свою историческую родину ‒ в Латвию (Башко происходил из белоруссов-католиков, живших Яшмуйжской волости Двинского уезда Витебской губернии), где в 1938 году возглавил всю латвийскую авиацию, получив в 1940-м чин генерала. После присоединения Латвии к СССР Башко был уволен со службы «по болезни». Еще в 1939 году Башко написал мемуары о Первой мировой войне, которые были изданы в Латвии в 1939 году под заглавием «Над землей врага» и до сих пор, к сожалению, не переведены на русский язык. Скончался Иосиф Станиславович в СССР 31 мая 1946 года.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук