Во время Первой мировой войны самой почетной военной награды Российской Империи - ордена святого Георгия удостаивались не только русские герои, но и офицеры союзнических держав. Среди них можно отметить английского морского офицера Макса Кеннеди Хортона, удостоенного по личному распоряжению Императора Николая II орден Святого Георгия 4-й степени.
Журнал «Природа и люди» так писал об этом необычном случае: «В газетах официально сообщается, что комендор английского флота Макс Кеннеди Хортон награжден за свои подвиги орденом св. Георгия 4-й степени. Этот офицер является одним из национальных героев Англии и до сих пор известен своими подвигами на Северном море, когда он, командуя подводной лодкой Е9, потопил 30-го августа германский легкий крейсер "Гела", а 23-го сентября истребитель миноносцев Ѕ126, и его имя находится в числе четырех наиболее отличившихся офицеров английского подводного флота... (...) Комендор Хортон является первым английским морским офицером, получившим Георгиевский крест во время этой войны и до сих пор за время существования этого ордена его получили только английские адмиралы Кондрингтон за сражение при Наварине 1827 года (2-й степени) и Стопфорд, тоже 2-й степени в 1840 году. Но, в виду совместной работы во время этой войны русского и английского флотов, надо надеяться, что комендор Хортон не будет единственным офицером британского флота, который заслужит нашу высшую боевую награду».
За какой же и именно подвиг российский Император удостоил британского офицера столь высокой награды?
Макс Кеннеди Хортон встретил Первую мировую войну командиром подводной лодки E9 в звании лейтенант-коммандера. Уже 13 сентября 1914 года он обнаружил и потопил в Северном море у острова Гельголанд германский патрульный крейсер «Хела». А через две недели британский подводник отправил на дно эсминец S116. За эти победы он был награжден орденом «За выдающиеся заслуги». 31 декабря 1914 Хортон, ставший к тому времени уже легендарной личностью, был произведен в коммандеры и в числе 3-х других британских подводных лодок направлен на Балтику, куда благополучно прибыл, прорвав оборону Датских проливов.
С января 1915 года началась его служба на Балтике, где возглавляемая им подводная лодка Е9 успешно действовала против транспортов, перевозящих железную руду, а также против германских боевых кораблей. Уже в марте 1915 года Хортон был награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами, а в ноябре того же года английскому подводнику был Высочайше пожалован орден св. Георгия 4-й степени. Эта высокая награда была пожалована Максу Хортону за то, что его подводная лодка повредила германский броненосный крейсер «Принц Адальберт».
Произошло это событие 100 лет назад ‒ 2 июля 1915 года. В этот день эскадра русского Балтийского флота дала бой группе немецких кораблей у острова Готланд. Командир германской эскадры контр-адмирал Гопман, узнав о нападении русских крейсеров на отряд немецких кораблей, возвращавшихся после установки мин, отдал приказ идти ему на помощь. Около полудня он вышел в море с броненосными крейсерами «Принц Адальберт», «Принц Генрих» и эсминцами S-138, S-139. Однако выход немецких кораблей был замечен британской подводной лодкой под командованием Макса Хортона. Хортон начал немедленно маневрировать, чтобы выйти в атаку. Море было тихим, и противник легко мог обнаружить перископ. Но британскому подводнику удалось приблизиться на расстояние 400 ярдов и выпустить 2 торпеды из носовых аппаратов. Первая торпеда взорвалась под первой трубой головного крейсера ‒ столб дыма и обломков взлетел выше мачт. Затем прогремел второй взрыв... Взрыв первой торпеды привел к затоплению носовой кочегарки и еще нескольких отсеков крейсера. Из строя вышли приборы управления огнем, заклинило руль, и немцам пришлось перейти на ручное управление. Вторая торпеда пошла слишком глубоко и взорвалась, врезавшись в морское дно, при этом сильно встряхнув крейсер. Поврежденный немецкий корабль был вынужден вернуться в Данциг. Тем временем, немецкие эсминцы несколько часов гонялись за британской подводной лодкой, но обнаружить ее так и не смогли.
Крейсер «Принц Адальберт» пришлось ремонтировать, но дни его, как оказалось, были сочтены. Когда осенью 1915 года германский крейсер снова вступил в строй, его обнаружил другой британский подводник ‒ лейтенант-коммандер Гудхарт и утопил его единственной торпедой. Из экипажа крейсера в 675 человек спаслись лишь трое моряков. С начала Первой мировой германский флот не нес таких потерь на Балтике. Капитан-лейтенант Гудхард за эту атаку также был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
Но вернемся к Максу Кеннеди Хортону. Этот английский офицер получил еще немало наград. Первую мировую войну он закончил на Северном море. В послевоенное время Хортон поочередно командовал крейсером, линкором, служил помощником директора Адмиралтейства по мобилизации. В 1932 году Хортон был уже контр-адмиралом, затем командовал эскадрой. Вторую мировую войну он встретил в звании вице-адмирала и был назначен командующим Северного патруля. С 1940 года Хортон возглавлял подводный флот Британии, получив в 1941 году звание адмирала. В 1942 году, полагая, что лучше всех бороться с немецкими подводными лодками может только подводник, правительство Британии назначило Хортона главнокомандующим Западными подходами. В 1945 году легендарный английский подводник по собственному желанию вышел в отставку. Скончался герой двух мировых войн 30 июля 1951 года.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук