100 лет назад, в Страстную субботу 1915 года (выпавшую тогда на 21 марта / 3 апреля), недалеко от Одессы подорвавшись на русской мине затонул турецкий крейсер «Меджидие». «Турки задались целью испортить нам первый день Пасхи, ‒ отмечала в эти дни "Московская копейка". ‒ ...Злой умысел османов обратился на их же головы». «С Николаевского бульвара в бинокль отчетливо виден затонувший крейсер "Меджидие", выделяющийся тремя трубами и двумя мачтами. Тысячная толпа запружает место, откуда открывается вид на море», ‒ писало «Русское слово». «24 марта из Черного моря к нам донеслась приятная весть, ‒ вспоминал служивший на Балтийском флоте морской офицер Г.К.Граф. ‒ В пасхальную ночь, у самой Одессы, погиб турецкий крейсер "Меджидие". Пользуясь туманом, он хотел обстрелять Одессу, но попал на заграждение и затонул, причем так удачно, что может быть поднят. Таким образом, Черноморский флот неожиданно получил очень ценный приз».
Событию этому предшествовали следующие обстоятельства. Воспользовавшись выходом русской эскадры для обстрела портов турецкого побережья Черного моря, турецкое командование 19 марта / 1 апреля направило из Босфора к российским берегам отряд кораблей в составе крейсеров «Меджидие», «Гамидие» и четырех эсминцев под прикрытием германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау». Атаковать турецкая эскадра собиралась Одессу, поскольку здесь, как утверждала их разведка, были сосредоточены транспортные суда для проведения десантной операции в районе Босфора.
Подойдя к Одессе 21 марта, турецкие корабли стали готовиться к обстрелу портов, но совершенно неожиданно крейсер «Меджидие» (водоизмещение 4030 тонн, десять 130-мм орудий), шедший за тралами миноносцев, подорвался левым бортом на мине. Кренясь, крейсер стал быстро погружаться носом в воду. Не имея возможности справиться с аварией, капитан крейсера посадил корабль носовой частью на ближайшую отмель Одесской банки. Произошло это в 15 милях от Воронцовского маяка. В результате взрыва мины погибли 26 членов экипажа. В течение получаса турки пытались спасти корабль, но поскольку их усилия оказались тщетны, находившийся на «Гебене» командующий османским флотом немецкий адмирал Вильгельм Сушон, приказал капитану «Меджидие» Эрнсту Бюкселю (также немцу) затопить крейсер. Выбросив за борт затворы с артиллерийских орудий и уничтожив радиостанцию, экипаж покинул крейсер, который тут же был затоплен торпедой с эсминца «Ядигар». Однако место затопления оказалось неглубоким ‒ всего 12 метров ‒ поэтому над водой остались торчать трубы, мачты и верхние мостики турецкого крейсера. Неудача, постигшая турок, заставила их отменить операцию и возвратиться в Босфор. На следующий день, русские моряки обследовали затопленное судно и водрузили на торчащей из воды мачты русский флаг.
Что же за корабль достался в качестве трофея морякам Черноморского флота? Бронепалубный крейсер «Меджидие», названный в честь султана Абдул-Меджида I, правившего Османской империей в годы Крымской войны, был построен для турецкого флота в 1903‒04 гг. в США. В 1905 году он вошел в состав ВМФ Турции и на пару с крейсером «Гамидие», построенным в то же время в Англии, на несколько лет составил костяк османского флота. «Меджидие» довелось принять участие в Балканских войнах против греческих судов, а в декабре 1914 года крейсер обеспечивал связь 3-й армии со Стамбулом во время Сарыкамышской операции.
Однако на этом история турецкого крейсера не заканчивается. В начале июня 1915 года «Меджидие» был поднят специалистами российского Черноморского флота и отбуксирован в Одессу. При осмотре помещений корабля была обнаружена сигнальная книга (справочник позывных и шифров для радиограмм) в спешке забытая турками и ряд других документов, позволивших разгадать шифр радиопередач турецкого флота. Сам же крейсер, после ремонта (который, кстати, облегчили американцы, продав России чертежи крейсера) и переоснащения русской артиллерией (турецкая артиллерия была снята и отправлена на усиление обороны Одессы), вошел в состав Черноморского флота, получив название «Прут», в честь погибшего 16/29 октября 1914 года у Севастополя минного заградителя. В ноябре 1915 года ремонтирующийся корабль посетил Император Николай II, а в 1916 году уже в качестве русского крейсера бывший «Меджидие» принял участие в боевых действиях против Османской империи во время Трапезундской наступательной операции.
После прихода к власти большевиков, «Прут» в конце 1917 года был включен в состав Красного Черноморского флота, но послужить стране Советов бывшему турецкому крейсеру практически не довелось. 1 мая 1918 года «Прут» был захвачен германскими войсками в Севастополе, где он находился на переоборудовании, и возвращен Турции. Турки вернули своему кораблю прежнее название, под которым он продолжил нести службу в ВМФ Турецкой республики до 1947 года.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук