Ровно сто лет назад, 18/31 марта 1915 года русский ас Александр Казаков повторил подвиг Петра Нестерова, совершив воздушный таран вражеского самолета, после чего сумел благополучно приземлиться. Таким образом А.Казаков стал первым в истории авиации пилотом, применившим таран и оставшимся живым.
Александр Александрович Казаков родился 2 января 1889 года в дворянской семье в Херсонской губернии. Окончив Воронежский кадетский корпус (1906) и Елисаветградское кавалерийское училище (1908) А.Казаков в чине корнета начал службу в 12-м уланском Белгородском полку. Летом 1911 года он был произведен в чин поручика, а через два года удостоился первого ордена ‒ Св. Станислава 3-й степени. В это же время молодой кавалерийский офицер, как и многие его сверстники, увлекся зарождавшейся авиацией и в январе 1914 года по собственной просьбе был откомандирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине.
Здесь поручика Казакова и застала Первая мировая война. Успешно пройдя все испытания, в сентябре 1914 года Казаков получил свидетельство об окончании воздухоплавательной школы по 1-му разряду и столь желанное для него звание военного летчика. Однако сразу же оказаться на фронте, куда так стремился А.Казаков, ему не удалось ‒ из-за нехватки самолетов, он был оставлен в Авиаотделе на должности обучающего офицера.
Попасть на фронт Казакову довелось в декабре 1914 года. Став младшим летчиком 4-го корпусного авиационного отряда, он совершил свой первый боевой вылет на Рождество Христово, 25 декабря 1914 года, который едва не стал для него последним ‒ у самолета воспламенился двигатель и 25-летнему пилоту с трудом удалось посадить аэроплан. Зато последующие полеты были весьма успешны. Казаков проводил разведку вражеских позиций, а однажды даже пытался атаковать австрийский аэроплан, но противнику удалось скрыться за линией фронта.
Поскольку никакого оружия на самолетах в это время установлено еще не было, Александр Казаков стал задумываться над оснащением своего аэроплана, которое бы позволило ему результативно атаковать противника. Но «максим» для этой цели не годился, так как был слишком тяжел для его «Морана», поэтому находчивый пилот решил закрепить на фюзеляже своего аэроплана небольшой якорь ‒ «кошку», на одной из лап которой была бы размещена пироксилиновая шашка. Расчет Казакова был следующим: при встрече с вражеским самолетом взмыть над ним и зацепить «кошкой», при ударе которой о неприятельскую машину должен был произойти взрыв пироксилиновой шашки.
Испытать свою дерзкую задумку на практике Казаков решил при первой же встрече с противником. Такой шанс ему представился 18/31 марта 1915 года. В этот день вражеский аэроплан бомбардировал наш аэродром, располагавшийся в одном из польских сел, и Казаков, пренебрегая опасностью, бросился к своему «Морану» и повел самолет наперехват противнику. Поначалу все шло по задуманному плану. Казаков поднял аэроплан над двухместным германским «Альбатросом», но когда он уже намеривался пусть в дело «кошку», ее заклинило. «Что было делать? ‒ вспоминал позже Казаков. ‒ Два фронта, 40 000 глаз ‒ русских и немецких ‒ смотрели на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника, ‒ позор перед этими 20 000 русских глаз». И тогда отчаянный русский пилот решился на таран...
Этот воздушный бой, принесший ему славу, Казаков впоследствии описывал следующими словами: «Проклятая кошка зацепилась и болтается под днищем самолета... Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами по его верхней поверхности. Недолго думая, дал руль вниз... Что-то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". Неприятельский "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз... Я выключил мотор ‒ одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар был настолько силен, что шасси было вогнуто под крылья».
Вражеский самолет был сбит, а русского военлета поздравляли со славной победой на родном аэродроме. Казаков совершил второй в истории мировой авиации таран (после П.Н.Нестерова) и остался невредим, чем на практике доказал возможность успешного осуществления этого крайне рискованного приема воздушного боя! Однако после подвига Казакова ни один из пилотов противоборствующих стран за весь период Первой мировой войны не решился повторить рискованный воздушный таран.
За свой подвиг Александр Казаков был произведен в штабс-капитаны и награжден Георгиевским оружием. Храброго и решительного авиатора заметили и в августе 1915 года назначили командиром 19-го корпусного авиационного отряда, воевавшего на Северном фронте. Здесь Казаков продолжал заниматься авиаразведкой, аэрофотосъемкой и бомбежкой неприятельских позиций. А когда на вооружение отряда поступил двухместный французский «Ньюпор-9», изобретательный летчик превратил его в самолет-истребитель, установив на его борту пулемет. Из этого пулемета в июне 1916 года Казаков сбил второй вражеский аэроплан. Всего Казаков лично сбил 17 и в групповых боях еще 15 самолетов противника и был признан самым результативным русским летчиком-истребителем периода Первой мировой войны. За эти подвиги Казаков помимо Георгиевского оружия был удостоен орденов Св. Анны 4-й и 3-й ст. (1915, 1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1916); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1917) и самого желанного для всех офицеров ордена Св. Георгия 4-й ст. (1917).
С февраля 1917 года Александр Казаков стал командиром 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта, получив весной того же года чин ротмистра. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации. А в конце 1917 года выдающегося аса произвели в подполковники, поручив ему командование 19-м корпусным авиационным отрядом. В служебной характеристике, выданной Казакову в 1917 году, говорилось: «Выдающийся военный летчик и офицер. Своей беззаветной храбростью и решительностью всегда служит блестящим примером своим подчиненным. Технически очень хорошо подготовлен и отряд в этом отношении держит высоко». А служивший под началом Казакова будущий красный комдив И.У.Павлов вспоминал: «Казаков в моем представлении был самым крупным героем 10-миллионной царской армии. Человек с громадной силой воли, необычайно храбрый, способный в воздушном бою подходить в упор к противнику и драться до тех пор, пока тот не свалится на землю, ‒ он вызывал восхищение в летной среде. За эти качества я уважал его, у него учился».
После победы Октябрьской революции Казаков решил продолжать службу. «Наш долг бить врага и побеждать, ‒ говорил он, ‒ Россию защищать ‒ это наша главная политика. В остальном без нас разберутся». Но большевики определили прославленного аса в ГУВФ РККА на чисто бюрократическую работу. А когда Казакову сообщили, что им заинтересовались чекисты, летчик поспешил скрыться и тайно уехал на север. Когда в августе 1918 года в Архангельске началось формирование 1-го Славяно-Британского авиационного отряда, подполковник Казаков, получивший от англичан чин лейтенанта, был назначен его командиром. Здесь он принял участие в Гражданской войне на стороне белой Северной армии, многократно отличившись в разведывательных и бомбардировочных вылетах. За проявленные успехи британцы произвели русского аса в майоры королевских ВВС Великобритании и назначили командиром Двинского авиационного дивизиона. Но видя, что дело белых терпит поражение, Казаков отказался от предложенной ему должности. Отказался он последовать и за своими друзьями-сослуживцами в армию адмирала А.В.Колчака, а когда англичане предложили ему вместе с ними эвакуироваться в Британия, отказал и им.
1 августа 1919 года, прославленный герой Первой мировой войны погиб в авиакатастрофе, разбившись на своем аэродроме. По общему мнению, Казаков, стремительно подняв свой самолет на большую высоту, намеренно на полной скорости врезался в землю, сведя таким способом счеты с жизнью... Могилу героя украсили два перекрещенных пропеллера и доска с надписью: «Летчик Казаков. Сбил 17 немецких самолетов. Мир праху твоему, герой России». А спустя год после гибели Казакова, генерал от авиации В.М.Ткачев в статье о прославленном русском асе, опубликованной на страницах врангелевского авиационного журнала «Наша стихия», обращаясь к современникам и потомкам, писал: «Россия должна гордиться этим человеком!»
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук