Курская икона Знамение Божией Матери – одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение, 8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. После этого охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но святыня пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни – 27 верст.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С чудотворной иконой связаны также некоторые ужасные события предреволюционных лет в России, как, например, взрыв в Курском соборе с целью уничтожения иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Икона покинула Россию вместе с отступавшими частями Белой армии, и в настоящее время она является особо почитаемой святыней Русской Зарубежной Церкви и находится в Нью-Йорке.
В этот день мы вспоминаем подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в 1613 году. 21 февраля Михаил Федорович Романов был избран Земским Собором на русский Престол, а 13 марта он находился уже в Ипатьевском монастыре в Костроме, куда к нему прибыла депутация Собора. По некоторым данным, 7 или 8 марта Сусанин завел в глухой лес польский отряд, шедший схватить и убить находившегося в своей родовой вотчине селе Домнино 16-летнего Царя. Подвигу Ивана Сусанина, ценою собственной жизни спасшего жизнь Государя, посвящена знаменитая опера Михаила Глинки «Жизнь за Царя». В 1851 г. в Костроме, как символ единения Царя и Народа был открыт памятник Сусанину, снесенный в 1918 г.
Сегодня мы также вспоминаем поэта-переводчика, редактора и издателя Николая Васильевича Гербеля, скончавшегося в 1883 году. Он родился 26 ноября 1827 г. в Твери в генеральской семье. Начиная с 1850-х гг. Гербель печатался в различных петербургских журналах. В конце 1850-х гг. он предпринял издание на русском языке лучших иностранных поэтов. К этой работе он привлёк выдающихся деятелей русской литературы того времени; кроме того собрал все лучшие переводы классических иностранных поэтов, рассеянные по разным журналам. В 1857 г. усилиями Гербеля появилось собрание сочинений Шиллера в переводе русских писателей, затем были изданы полные собрания сочинений Шекспира, Байрона, Гёте, Гофмана, Шевченко, хрестоматии из лучших произведений немецких, английских и славянских поэтов. В области русской литературы особое значение имеет перевод Гербеля в стихах «Слова о полку Игореве» (1854), встреченный весьма благосклонно учёными-филологами того времени. Гербель также оставил после себя книги «Русские поэты в биографиях и образцах» и «Немецкие поэты в биографиях и образцах».
В этот день 1887 года скончался литературный критик, историк литературы, мемуарист Павел Васильевич Анненков. Он родился 19 июня 1813 г., по другим сведениям 18 июня 1812 г. в Москве. Павел Васильевич был вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. Около 1832 г. он познакомился с Н.В.Гоголем, в 1839 – с В.Г.Белинским. В 1840-1843 путешествовал по Германии, Италии, жил в Париже. В 1840-х годах активно участвовал в кружке Белинского. Дебютировал в печати очерками «Письма из-за границы» в журнале «Отечественные записки» в 1841 г. Анненков вошёл в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина (1855-1857) и первой обширной биографии Пушкина – «Материалов для биографии Пушкина» (1855). Позже, собрав новые материалы и получив возможность в более либеральных цензурных условиях опубликовать многие старые, издал книгу «Пушкин в александровскую эпоху» (1881). Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы.
Сегодня мы вспоминаем поэта Аполлона Николаевича Майкова, отошедшего ко Господу в 1898 году. Он родился 23 мая 1821 г. в семье академика живописи Н.А.Майкова. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни – чиновник в комитете иностранной цензуры. После увлечений т.н. «свободомыслием» (в молодости Майков был близок Белинскому и кружку петрашевцев), поэт, начиная с 1850-х гг. все более смыкается с консервативно-патриотическим лагерем. С этого времени Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-70). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского, Государей Иоанна IV Грозного и Петра I Великого («Кто он?», «В Городце в 1263», «У гроба Грозного Царя»). А начиная с 1870-хгг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения. К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика, рисующая чарующие картины русской природы («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). Многие его стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов. Его сын художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народа и товарищем председателя Главного Совета этой монархической организации.
Сегодня мы также вспоминаем известного русского художника, выдающегося мастера пейзажа Ивана Ивановича Шишкина, скончавшегося в 1898 году. Он родился 13 января 1832 г. в г. Елабуга в семье небогатого купца, бывшего большим ревнителем старины, автора книги «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище»,- записал Шишкин в своем дневнике. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы...» В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1865 г. художник удостоился звания академика живописи. Среди наиболее известных полотен мастера можно выделить картины «Сосновый бор», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу» и другие. «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», - так писал о живописце известный русский критик В.В.Стасов.
В этот день 1917 года скончался историк, общественный деятель, профессор Николай Васильевич Покровский. Он родился в 1848 г. в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Петербургской духовной академии, с которой была связана вся его дальнейшая судьба. В 1880 г. Покровский защитил магистерскую диссертацию по теме «Происхождение древнехристианской базилики», а в 1892 г. докторскую по теме «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских». Он состоял профессором по кафедре церковной археологии и литургики, а также инспектором академии. В 1898 г. Покровский стал директором Императорского Санкт-Петербургского археологического института. Покровский получил известность своими трудами по церковной археологии и церковному искусству. Он одним из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению церкви и текстам литургии и внёс в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив этим западные исследования. Он также участвовал в работе по составлению «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». В 1900-1901 гг. Николай Васильевич был в числе 40 учредителей Русского Собрания, на первом заседании избран членом Совета, но отказался по причине занятости научно-административными обязанностями.
Сегодня также день памяти композитора Александра Константиновича Глазунова, скончавшегося в 1936 году. Он родился 29 июля 1865 г. в Петербурге в семье крупных книгоиздателей и книготорговцев, чей купеческий род был знаменит еще в XVIII в. Музыка постоянно звучала в родительском доме. В 13 лет мальчик играл на фортепиано, скрипке, виолончели. В 1883 г. он окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879–1881 гг. Глазунов изучал теорию музыки под руководством Н.Римского-Корсакова. В 16 лет юный композитор написал первую симфонию, поразившую слушателей яркостью и законченностью формы. По инициативе Ф.Листа симфония прозвучала на Парижской всемирной выставке, сделав Глазунова в одночасье знаменитым за рубежом. В относительно короткий срок композитор создал множество произведений: в его наследии 8 симфоний, концерты, хоровые произведения, романсы. Известный критик В.В.Стасов высоко оценил мастерство Глазунова: «Неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность, и всегда - изумительная ясность и свобода формы». В 1899 г. Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Он также выступал как дирижер, много гастролировал. Получил степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов, стал почетным членом академии Санта Чечилия в Риме, почетным профессором Будапештской консерватории. После октября 1917 г. Глазунов стал первым советским ректором консерватории и в 1922 г. был удостоен звания народного артиста Республики. В 1928 Глазунов выехал в Вену на Шубертовский конкурс, затем отправился в Париж. Болезнь вынудила его там задержаться. Получив множество приглашений выступить с концертами в Европе и Америке, он попросил о продлении срока отпуска. Дело было не только в болезни и концертах. В 20-е гг. Глазунова часто упрекали в «старомодности» и «консерватизме». Полемика иногда принимала жесткие формы, а борцом Глазунов никогда не был. К тому же окружавшие Глазунова эмигранты объясняли ему, что происходит в СССР. И все же композитор хотел вернуться на родину, но сделать этого не успел. А.К.Глазунов скончался в Париже. В 1972 г. его прах был доставлен в Ленинград и торжественно захоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.
В этот день 1960 года отошел ко Господу председатель Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископ Виталий (Максименко). Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа - Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке. Согласно завещанию, погребен в построенном по его инициативе храме-памятнике в честь равноапостольного князя Владимира в городе Джэксон (шт. Нью-Джерси).
Сегодня также день памяти балерины, народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда Галины Сергеевны Улановой, скончавшейся в 1998 году. Она родилась 26 декабря 1909 г. в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Одна из величайших танцовщиц за всю историю балета, «обыкновенная богиня», как называл ее Сергей Прокофьев. В балетной школе первым педагогом Галины была мама, впоследствии в 1928 г. она окончила Ленинградское хореографическое училище у знаменитой А.Я.Вагановой и сразу же была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова).
Первые выступления Галины Улановой сразу же привлекли к ней внимание критиков, они отметили легкость ее танца, ее лирическое дарование. В танце Галина Уланова не просто демонстрировала техническое мастерство, поражали одухотворенность ее танца, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений, казалось, сама мелодия переходит в движение, зримо воплощаясь на сцене. В Кировском театре в 1929 г. Уланова станцевала свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». В родном театре Уланова проработала до 1944 г. Среди других её лучших ролей были Жизель («Жизель» Адана), Маша («Щелкунчик» Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева). Но самым большим успехом Улановой стало создание неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940). В 1944-1960 гг. Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в балетах «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан» и других. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия). Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на 1940-1950-е гг. В этот период ей были присвоено звание народной артистки СССР (1951); она стала дважды Героем Социалистического Труда (1974; 1980), лауреатом четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957). Помимо этого, Уланова была награждена многими советскими и зарубежными орденами. На первых гастролях Большого театра в 1956 г. в Лондоне Уланова танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времён Анны Павловой.
Уланова не была красавицей, не любила роскоши и блеска. Магия ее таланта заключалась в поразительной одухотворенности танца, в его строгой выразительности и редчайшем совпадении со вкусами эпохи. В 1960 г., в последний раз станцевав «Шопениану», Галина Сергеевна закончила карьеру примы-балерины. С 1960 г. и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Среди её учеников – целая плеяда звезд: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачёва. Г.С.Уланова умерла в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище. Она была единственной балериной, которой при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984) и Стокгольме (1984). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».
В этот день 2003 года скончался генерал-лейтенант, кандидат военных наук, профессор, Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петренко. Он родился 1 января 1912 г. в крестьянской семье на Полтавщине. После окончания средней школы работал в селе. В 1929 г. юноша был призван в ряды Красной Армии. В 1932 г. он окончил военное пехотное училище, а в 1940 г. – Военную академию имени М.В.Фрунзе. С июня 1941 г. воевал на Воронежском, Центральном и 1-м Украинских фронтах Великой Отечественной войны, командовал дивизией. В битве за Днепр личный состав соединения проявил большое мужество и отвагу. Благодаря этому 26 сентября 1943 г. первые подразделения дивизии, используя плоты из бочек и досок, под огнём противника переправились на правый берег у села Толокунская Рудня Вышгородского района Киевской области. Гитлеровцы намеревались восстановить оборону и бросили в контратаку значительные силы. Но наши воины решительно отразили натиск врага. Они расширили плацдарм и удерживали его до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу полковнику Василию Яковлевичу Петренко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Командуя дивизиями в составе 60-й армии, В.Я.Петренко успешно осуществлял ответственные операции в направлении главного удара советских войск на рубеже Шумское – Любар Ровенской области, а позже принимал участие в боях на Сандомирском плацдарме и в Верхне-Силезской операции. Победу встретил на территории Германии. После окончания Великой Отечественной войны Василий Яковлевич продолжал службу в армии. В 1948 г. он окончил Военную академию Генерального штаба. Генерал-лейтенант профессор В.Я. Петренко возглавлял кафедру Военной академии имени М.В.Фрунзе. В 1976 г. вышел в отставку.
В этот же день, 8 марта 1917 года, по распоряжению Временного правительства командующий Петроградским военным округом генерал Л.Г.Корнилов арестовал Царскую Семью.