Ровно 100 лет назад, 7/20 февраля 1915 года началась Праснышская операция ‒ одна из крупнейших военных операций на Русском фронте Первой мировой войны, закончившаяся крупным успехом наших войск и прозванная французами «русской Марной».
По итогам первого года войны немецкому командованию стало очевидно, что стратегический план А. фон Шлиффена, предполагавший быстрый разгром Франции, полностью провалился. После того как к концу 1914 года фронты стабилизировались и на Западном фронте наступило затишье, связанное с вынужденным переходом к позиционной войне из-за невозможности ни одной из сторон одержать уверенную победу, германское командование решило нанести главный удар по России, рассчитывая тем самым скорее вывести ее из войны.
Тем временем, русское командование, убедившись в уязвимости «польского балкона», а также в результате давления западных союзников в очередной раз поставило перед войсками задачу овладения Восточной Пруссией с одновременным вторжением на территорию Венгрии. Однако эти планы не были секретом для немцев и, пользуясь преимуществом лучшей системы коммуникаций, германское командование решило перехватить инициативу в свои руки, осуществив глубокий охват русского фронта с обоих флангов - с севера и с Карпат, а затем осуществить полный разгром русских армий. На северном участке германские «клещи» должны были быть обеспечены в результате Праснышской операции.
Опередив русское командование, немцы в начале февраля 1915 г. начали свою наступательную операцию, нанеся удар по нашей 10-й (Неманской) армии, которая растянулась в линию на 170 км без резервов. Этим ударом было не только было сорвано планирующиеся русское наступление в Восточную Пруссию, но и создалась угрожающая ситуация: 10 армия была вынуждена отступить, а 20-й русский корпус был отрезан от основных сил, окружен в Августовских лесах и вскоре практически полностью уничтожен противником. В этих условиях развернувшаяся на Млавском направлении Праснышская операция приобретала особое значение.
В ходе Праснышской операции немцы рассчитывали удержать за собой линию Влоцлавск-Млава-Иоганнесбург-Осовец и не допустить переброски русских сил на помощь 10-й армии. В свою очередь, русское командование надеялось сосредоточить 12-ю и 1-ю армии на линии Ломжа-Прасныш-Плоцк, а затем начать наступление на Сольдау и далее в Восточную Пруссию. Но, как уже отмечалось выше, идея глубокого вторжения на немецкую территорию уже с самого начала операции оказалась сорванной успешных германским наступлением из Восточной Пруссии и поражением 10-й русской армии.
Имея превосходство в живой силе, немцы 7/20 февраля начали наступление против 1-й русской армии генерала Литвинова и уже через 3 дня замкнули кольцо вокруг Прасныша. Этот небольшой польский город защищал русский отряд, состоявший всего лишь из четырех батальонов, отрезанных от основных сил. Командовал им полковник А.К.Барыбин. Дважды отклонив предложение немцев капитулировать, Барыбин принял на себя удар целого корпуса, а когда все патроны были расстреляны, повел своих солдат в штыковую... По словам военного историка А.А.Керсновского, это был «бой одного сводного полка против целого корпуса, его окружившего». Шансов на победу не было никаких и несмотря на героическое сопротивление его защитников, Прасныш 11/24 февраля был взят немцами. Тяжело раненный полковник Барыбин попал в плен. Немцы высоко оценили мужество своего противника и, выразив свое уважение к его храбрости, вернули ему оружие, взяв под козырек.
Между тем, упорные оборонительные бои за город позволили сосредоточиться 12-й русской армии. А вскоре русские армии получили подкрепление частями 1-го и 2-го Сибирских корпусов и перешли в контрнаступление, что было полной неожиданностью для противника. Под натиском сибиряков немцы стали отходить, неся большие потери (около 10 000 пленных) и к 14/27 февраля Прасныш был полностью очищен от противника. Сводка Ставки Верховного Главнокомандующего гласила: «В праснышском районе наши войска достигли существенных успехов, вынудив к германцев к отступлению на фронте около 40 верст... Войска, доблестно преодолевая огнем и штыками сопротивление германцев, энергично продвигаются вперед. Наши успехи в праснышском районе 11-го, 12-го и ночи на 13-е февраля приобрели значительные размеры... Противник отступает на всем этом фронте, оставляя нам пленных, орудия, пулеметы, обоз... Потери неприятеля очень велики...»
Тем временем перешла в наступление и 10-я армия, очистившая от немцев Августовские леса. А 2 марта 1, 10 и 12-я русские армии в условиях весенней распутицы, крайне затруднявшей продвижение и снабжение войск, перешли в общее наступление, нанеся новое поражение немцам, которые к 30 марта были снова отброшены на территорию Восточной Пруссии. Император Николай II записал в дневнике 13/26 февраля: «На нашем Северо-Западном фронте, слава Богу, дела значительно поправились. От Ломжи до Прасныша идут успешные наступательные бои; наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулеметов».
Таким образом, немецкий план охвата русских в «клещи» был сорван. В плен было взято до 14 тысячи немцев, захвачено 58 орудий и около 100 пулеметов. Были полностью разгромлены и почти уничтожены два германских корпуса. Общие потери германской армии составляли 60 тыс. человек. Но и Русской армии этот успех дался недешево ‒ за все время операции наши войска потеряли 40 тыс. человек, 36 орудий и 19 пулеметов.
Стратегическое значение Праснышской операции было очень велико. Одержав уверенную победу над сильным противником, русскому командованию удалось стабилизировать положение на северо-западном направлении и ликвидировать последствия неудачного для нас Августовского сражения. Как справедливо замечал участник Первой мировой войны и военный историк генерал А.М.Зайончковский, «в действиях западной группы русских войск можно отметить один положительный факт ‒ это все большее и большее вкоренение в привычку частных начальников отвечать на удар контрударом. Праснышская операция является в этом отношении положительным образцом». «Мы восстановили наш фронт и под Праснышем нанесли врагу поражение, тактическими размерами превышавшее Варшавское», ‒ считал А.А.Керсновский. Другой же военный историк, полковник А.Борисов утверждал: «Праснышская операция, несомненно, оказала значительное влияние на весь ход военных действий на русском Северо-западном фронте. (...) ...После поражения у Прасныша положение германских войск на указанной линии уже нельзя было назвать прочным. Таким образом, успех русских войск в этой операции наряду с другими факторами расстроил германский план весенней кампании 1915 г.».
Вместе с тем, полного успеха достигнуто не было. Наши войска уже в третий раз за эту войну не смогли закрепиться в Восточной Пруссии и идея упрочения правого фланга Русского фронта путем овладения этой областью и выдвижения к Нижней Висле была окончательно сорвана. В итоге, в самом большом выигрыше оказались наши союзники по Антанте, поскольку в ходе Праснышской операции немцам пришлось снять с Западного фронта 4 своих корпуса, что существенно облегчило положение Франции.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук