Героическая семья Панаевых

К 100-летию со дня подвига ротмистра Льва Аркадьевича Панаева

100 лет с начала Первой мировой войны  Герои России 
0
1760
Время на чтение 8 минут
Братья Панаевы

100 лет назад, 19 января / 1 февраля 1915 года на поле брани пал Лев Аркадьевич Панаев - младший из прославленных героев Первой мировой войны братьев Панаев. Сегодня о подвигах и героической смерти трех братьев Панаевых - Бориса, Гурия и Льва - слышали лишь интересующиеся историей Русской армии времен Великой войны, а сто лет назад о них говорила и писала вся Россия. Известный русский писатель Евгений Поселянин (Погожев) выпустил в 1917 году очерк в память об этих славных сынах Отечества - «Краса русской армии братья Панаевы», в котором, в частности, были следующие строки: «...Как одна звезда горит ярче другой, так и в общем изумительном подвиге доблестной русской армии выделяются высотой и святостью подвига некоторые отдельные лица. И к числу таких лиц, о подвиге которых в умилении и в счастливом изумлении узнала вся Россия, принадлежат приснопамятные братья Панаевы».

Титульный лист брошюры Е.Поселянина

Панаевы происходили из старого дворянского рода. Отец их Аркадий Александрович Панаев (1821‒1889) воевал офицером-кавалеристом в Крымскую войну, «был человеком во всех привычках и взглядах своих чисто русским, отличался большой набожностью и был чрезвычайно привязан к своим детям». В звании полковника он вышел в отставку и, женившись на Вере Николаевне Одинцовой, на склоне лет обзавелся семьей. В семье Панаевых было четверо сыновей ‒ Борис (1878‒1914), Гурий (1880‒1914), Лев (1882‒1915) и Платон (1884‒1918). Как сообщает Е.Поселянин, «от матери и от отца мальчики Панаевы получили глубокую набожность, которая, укрепившись в них с детских годов, с течением, времени не умалялась, а все усиливалась. Никто из них не был ханжой, они не затрагивали и не укоряли товарищей равнодушных к вере, но себе искали и нашли в религии опору». Рано лишившись отца, которого они очень любили, братья пошли по его стопам, избрав военную службы. Трое старших один за другим поступили во второй Петроградский кадетский корпус, а затем в Николаевское кавалерийское училище, по окончании которого, братья Борис, Гурий и Лев начали службу в славном боевыми традициями Ахтырском Дениса Давыдова гусарском полку. Исключение составил только младший брат Платон, избравший морскую службу.

«Все братья Панаевы, как прекрасные наездники, выскакивали много призов, и полученные деньги употреблялись ими на поездки по монастырям, ‒ писал Е.Поселянин. ‒ А Борис Аркадьевич даже провел на Валаамe несколько месяцев, скрывая свое офицерское звание, и неся трудные послушания. Вообще братья бытом своим напоминали тех воинов первых веков христианства, которые под воинским долгом скрывали жажду духовных подвигов и кончали жизнь свою в муках за Христа. Такой смерти жаждали и братья Панаевы. После их смерти духовник их открыл матери, что в них, как в тех древних мучениках, была жажда положить жизнь за веру, погибнуть в бою за Русь православную».

Борис Панаев

Когда разразилась Первая мировая война, братья Панаевы в составе родного полка выступили на фронт. В первые же дни войны, 13 августа 1914 года во время наступления Русской армии в Галиции, авангард ахтырцев получил приказ выбить австрийцев с хорошо укрепленной позиции близ деревни Демня, защищавшей плотину. Атаковать противника вызвался ротмистр Борис Панаев, поведший на австрийцев свой второй эскадрон. Помогал ему в этой лихой атаке брат Гурий. Под ураганным огнем противника Борис был ранен в ногу, но несмотря на ранение, «летел с трубачом далеко впереди, с поднятой высоко шашкой, на своей любимой лошади Дрофа». О том, что произошло дальше, пишет Е.Поселянин: «Нога была раздроблена. Чтобы не упасть, он держался рукою за луку седла. К ней был привязан родовой образ Преображения, перед которым ему суждено было умереть. Новая рана в живот. Он все держится в седле, все продолжает скакать на противника по крутому подъему и, крича; "С Богом, за Россию", через проволоку врубается в австрийские ряды. Изнемогает, но еще рубит. Успевает сказать трубачу, чтобы тот взял с него сумку с эскадронной иконой. Подскакивает к австрийскому офицеру, схватывает его за шею, но тот выстрелом из револьвера в висок сражает Панаева. Мечты сбылись. Он вел свой эскадрон в атаку и умер среди своих солдат-учеников. Быстро и верно сошел на него небесный венок». В ходе этого боя бригада австрийской кавалерии в панике бежала, и ахтырцы захватили важный пункт, открыв нашим войскам дорогу для движения вперед.

Но радость победы омрачала смерть любимого командира, которого многие считали праведником: молодой гусарский офицер не обзавелся семьей, не имел отношений с женщинами, вел аскетический образ жизни (спал на досках, подложив под голову седло), не употреблял в пищу мяса, ревностно соблюдал церковный устав. По службе требовательный и суровый начальник, вне службы он был заботливым товарищем. Чувство долга было у него на первом месте. В выпущенной до войны работе «Командиру эскадрона в бою», Борис Панаев писал: «Раз решена атака, она должна быть доведена до конца, т.е. до последнего солдата. Поворот солдат во время атаки недопустим ни в каком случае, ‒ ни проволоки, ни волчьи ямы, ‒ ничто не служит оправданием "ретирады". Жалок начальник, атака части которого не удалась, а он цел и невредим. Пагубно злоупотреблять атаками: отбитые и бесполезные развращают войска. Но, когда часть уже пущена в атаку, она должна твердо помнить: "Либо победа, либо смерть", ‒ другой исход атаки преступен и должен караться по всей силе военного закона». Смерти он не страшился и рассуждал о ней так: «Убитым на войне быть - что выше, почетнее для военного. Как привлекательна смерть впереди и на глазах своей строевой семьи. Но эта смерть легкая. Есть смерти почетные, зато и во многом тяжелые. Это смерть кавалериста-разведчика, в одиночку, и в бурю пробирающегося оврагами и лесами, в дали от своих, следить за противником. Соблазн поберечь свою шкуру силен. Поверить, узнать, как нес он свою высокую службу, нельзя: все равно никто не увидит. Его движет вперед только долг. А там из-за куста, из-за засады уже ждет его роковая пуля. Его смерти никто не увидит. Как он исполнил свой долг, никто не узнает. Если тело найдут, запишут "убитым". А если и тело свои не увидят, зачислят "без вести пропавшим". Так умереть я бы желал». Но Бог судил иначе, и офицер-герой умер красивой смертью в пылу атаки на глазах своих боевых товарищей.

Гурий ПанаевЧерез две недели после геройской смерти Бориса пришел черед и его брата ‒ штабс-ротмистра Гурия Панаева. В одном из боев с австрийцами, Гурий отличился тем, что прорвавшись со своими гусарами через позиции австрийцев доставил ценное донесение, а затем, хотя это и не входило в его обязанности, вызвался лично привезти ответ в свою часть, в одиночку вторично преодолев вражескую линию. Погиб он 29 августа 1914 года во время атаки ахтырцев на густые цепи наступавшей австрийской дивизии. С пикой в руке пробился он сквозь две линии неприятеля, но при преодолении третьей, потерял лошадь и был вынужден сражаться в пешем строю, пока его не сразили осколки разорвавшегося рядом снаряда. Офицеры Белгородского полка видели, как тяжело раненый Гурий лежал на земле, держа за узду лошадь. Страдая, он успел крикнуть им: «Пошлите матери сказать, что я убит в конной атаке». Тело Гурия нашли через несколько дней в овине, ограбленным, с уцелевшим на нем каким-то чудом родовым образом Преображения, перед которым умер Борис.

А менее, чем через полгода смерть настигла и Льва Панаева. В одном из писем к родным он писал: «И жить кажется хорошо, свидеться с близкими, поделиться чувствами ‒ и умереть хорошо, соединиться с братьями-героями и удостоиться их венца». Будучи человеком глубоко религиозным, Лев пожертвовал все свои сбережения на помощь семьям павших гусар своего 4-го эскадрона и на церкви. Он писал, что «этим хочет по силе и возможности воздать Господу Богу, всегда во благовремении подававшему нам хлеб насущный и корм для лошадок». А приказав расстрелять австрийского офицера, который, сдавшись в плен, вероломно застрелил его друга, глубоко переживал о том, что отдал такой приказ, сообщая матери: «Этого австрийца я велел расстрелять, но только по горячке, и мне неприятно, так как он молил о пощаде и ограждал себя крестным знамением. Скажи об этом батюшке и попроси помолиться об упокоении души этого неизвестного австрийца. Он, видишь ли, поступил вероломно: перед тем, как выстрелить, махал платком и сдавался». Сам же, как и старшие братья, смерти он не боялся, заверяя в другом письме, что «если можно выбирать смерть, то одна из самых завидных это на войне при исполнение своего долга. Вот, почему не приходится сожалеть о жертвах войны и во всех обстоятельствах видеть волю Божию и святой Промысел, который наблюдается здесь на каждом шагу в каждой мелочи».

Лев Панаев

19 января 1915 года четвертый эскадрон, которым командовал ротмистр Лев Панаев, уже имевший к тому времени Георгиевское оружие за то, что «личным примером довел эскадрон до удара холодным оружием, несмотря на встречные окопы и убийственный ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь противника», получил приказ идти на помощь пехоте. Спешившись, гусары расположились в окопах, а уже через 10 минут Лев Панаев по глубокому снегу по пояс повел солдат в штыки, чтобы выбить врага у села Лютовиско (ныне ‒ Львовская область). Вырвавшись вперед, увлекая за собой гусар и стрелков, Лев Панаев был убит наповал двумя пулями в живот. Между тем, предпринятая им атака окончилась полным успехом ‒ враг был выбит со своих позиций. «Так Промысел послал и ему ту смерть, которую он называл "завидной", и стал он последним смыкающим звеном в этой чудной цепи белых рыцарей».

Все трое братьев Панаевых были награждены орденом Св. Георгия 4 степени, причем ротмистр Борис Панаев стал первым офицером Русской армии, удостоенным этой высокой воинской награды посмертно. «Те высоты духа, которых достигли они, ‒ писал о героической смерти братьев Панаевых Евгений Поселянин, ‒ манят за собой и других благородных и мужественных людей, и память об этих трех братьях-героях, всех трех заслуживших посмертный заветный белый крест Великомученика и Победоносца Георгия, не умрет в России, и будет живым примером увлекать к новым подвигам таких же, как они, благородных офицеров».

Братья Панаевы 

Вера Николаевна Панаева

Трагическая судьба братьев Панаевых обратила на себя и внимание Государя. В приказе от 2 апреля 1916 года, Император Николай II писал: «Особое Мое внимание привлекла геройская смерть трех братьев Панаевых. Офицеров 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова, ныне Ее Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны полка, ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани. Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной ими присяги, бесстрашно исполнили свой долг до конца и отдали жизнь свою за Царя и Родину. Все три брата награждены орденом Св. Георгия 4-ой степени, и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов ставших грудью на защиту Меня и Отечества. Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви и преданности к Престолу и Родине. Сознание, что дети ее честно и мужественно исполнили долг свой, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание. Признавая за благо отметить заслуги передо Мною и Отечеством вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее, в соответствие со ст. 8-ю статута знака отличия Св. Равноапостольной княгини Ольги, сим знаком 2-й степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей».

Платон Панаев

В заключение, несколько слов нужно сказать и о самом младшем из братьев Панаевых ‒ Платоне. Первая мировая война застала его лейтенантом Сибирской флотилии. В 1915 году он прибыл в Ахтырский полк, чтобы практиковаться в артиллерийской стрельбе по наземным целям и, пообщавшись с братом Львом, принял решение проситься о переводе их флота в гусары. Подав рапорт генералу А.А.Брусилову, в котором излагалась эта просьба, младший Панаев услышал от командующего 8-й армии столь радостные для него слова: «Панаевы ‒ героическая семья, чем их больше в полку, тем лучше». Но служба в Ахтырском полку оказалось недолгой. После смерти Льва Панаева, Платона отозвали из действующей армии в Петроград, и вскоре он снова оказался на флоте, где заслужил чин старшего лейтенанта и боевые ордена Св. Анны и Св. Станислава. Жизнь его оборвалась в 1918 году. Мать братьев-героев, Вера Николаевна, пережила всех своих сыновей и умерла в родном Павловске в 1923 году.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Георгиевский крест, орнамент 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Герои России
Герои останутся в наших сердцах
Военные химики почтили память генерала Игоря Кириллова
16.07.2025
По местам памяти
Полоцкие краеведы почтили память героя Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнева
16.07.2025
Уроки познания Родины
XXI Международные Ушаковские сборы. 2-й этап
14.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Советский недобиток
25.07.2025 15:11
Время взлететь Русскому соколу!
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.07.2025 15:05
А разве Патриарх не прав?
Новый комментарий от Александр Волков
25.07.2025 10:51
Историю переписать можно, но изменить нельзя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
25.07.2025 10:03
Дух РОСа не подвластен конъюнктурным решениям
Новый комментарий от Андрей Карпов
25.07.2025 08:59
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
25.07.2025 08:06