100 лет назад, 12/25 января 1915 года российские пограничники и моряки сбили, а затем уничтожили германский дирижабль, взяв всю его команду в плен. Это было крупным успехом, так как дирижабли были на тот момент совершенно новым видом военной техники и оказывали на современников большое психологическое воздействие. Вот как, например, характеризовало изобретение немецкого графа Фердинанда фон Цеппелина одно из русских дореволюционных изданий, сравнивая его с аэропланом: «...Громоздок исполинский Цеппелин, этот воздушный сверхдредноут. Это уже не легкокрылая птица, парящая в высях воздуха, а неземное чудовище».
Во время Первой мировой войны дирижабли стали применяться германским военным командованием для участия в боевых операциях, как для разведки, так и для бомбардировки объектов противника, поскольку эти аппараты могли подолгу висеть в облаках, оставаясь незамеченными. Но, как выяснилось довольно скоро, дирижабли оказались довольно уязвимыми перед артиллерийскими орудиями, поскольку их скорость и маневренность были явно недостаточными для того, чтобы избежать поражения снарядами.
Как сообщали газеты, 12 января 1915 года около 10 часов утра над прибалтийским городом-портом Либава (ныне ‒ Лиепая), где была главная стоянка русских подводных лодок на Балтике, неожиданно появился немецкий морской дирижабль типа «Парсифаль» (PL‒19). Во время этого разбойного налета дирижабль, немного покружившись, сбросил на город девять мощных бомб, не причинивших, к счастью, никакого вреда ‒ из-за густого тумана, окутавшего Либаву, немцы не смогли произвести прицельное бомбометание и все бомбы упали на поле, образовав большие воронки. Израсходовав боезапас и будучи обнаруженным русскими солдатами, открывшими по нему огонь из винтовок, дирижабль, поставив дымовую завесу, поспешил скрыться в южном направлении. Однако далеко уйти немцам не удалось ‒ в миле от Либавы цеппелин был подбит с пограничного поста, потерял маневренность и вынужден был сесть на воду. Поскольку «Парсифаль» относился к классу морских управляемых аэростатов, он мог держаться на плаву более суток.
Для захвата дирижабля были направлены вооруженные буксиры под командованием капитана 2-го ранга А.Н.Никифораки. Погоня за немецким цеппелином продолжалась более двух часов, пока наши моряки не настигли его в трех верстах от берега. При приближении русских судов немцы достали маузеры, завязалась перестрелка. Но после выстрелов из пулеметов по оболочке дирижабля экипаж дирижабля, в числе 7 человек, выбросил белые платки и сдался в плен.
В плен к нашим морякам попали командир «Персифаля» капитан 2-го ранга Мейер, наблюдатель ‒ лейтенант Ратсольд, лейтенанты Шенк, Лиман и Гиссов и три матроса. Захватив пленных, наши суда попытались отбуксировать дирижабль, но попытка эта оказалась неисполнимой, и тогда неприятельский воздушный корабль был уничтожен.
Поначалу, как сообщали газеты, «немцы хранили глубокое молчание». Но во время допроса дали необходимые сведения. Как оказалось, цеппелин вылетел из Кенигсберга в 3 часа ночи, чтобы уничтожить русские военные объекты в Либаве. После поражения кормового отсека «Парсифаль» потерял высоту и был вынужден сесть в море. За уничтожение дирижабля, стоимость которого составляла 700 тысяч марок, вся команда портовых судов была награждена Георгиевскими крестами и георгиевскими медалями. Царским указом удостоился сразу двух Георгиевских крестов ‒ 3-й и 4-й степени пограничник с Виргенского поста младший вахмистр Сергеев, подстреливший вражеский аппарат.
14/27 января 1915 года по инициативе ротмистра Пограничной стражи М.Ф.Бокова команда добровольцев, обследовав место боя, обнаружила остатки вражеского летательного аппарата на глубине пяти сажен. Боков и помогавший ему капитан Никифораки при помощи установленного на буксире подъемного крана извлекли из воды части дирижабля‒ балонную ткань, тросы, механизмы, пропеллеры, гондолу, а также судовой флаг «Персифаля», попавший вскоре в отдел трофеев Собрания собственных Его Императорского Величества предметов и затем демонстрировавшийся на выставках.
Газеты того времени особо отмечали роль в операции по захвату дирижабля капитана 2-го ранга Апполинария Николаевича Никифораки (1880‒1928). «Голос Москвы» сообщал, что французская колония в Риге поднесла русскому моряку, «участвовавшему в расстреле появившегося над Либавой германского дирижабля», большой серебряный бокал с надписью: «В память геройского подвига капитана 2-го ранга А.Н.Никифораки, 12 января 1915 года». «Это известие, ‒ продолжало издание, ‒ в Москве встречено с особую радостью, т.к. А.Н.Никифораки ‒ москвич, и в настоящее время его семья, ‒ мать и сестра, ‒ находятся в Москве».
А.Н.Никифораки родился в 1880 году. Он происходил из известного русского дворянского рода греческого происхождения. Дед его ‒ Е.Н.Никифораки был начальником Санкт-Петербургского жандармского управления, а отец ‒ Николай Егорович ‒ генерал-лейтенантом и последовательно занимал посты начальника черноморского округа и ставропольского губернатора. Окончив курс морского корпуса, А.Н.Никифораки стал осваивать зарождавшийся подводный флот, какое-то время работал над улучшением подводной лодки системы С.К.Джевецкого. Во время Русско-японской войны он был направлен в составе экипажа транспорта «Дон» во Владивосток, но прибыл туда уже перед самым концом войны. С 1905 года он был назначен командиром миноносца «Плотва», затем последовательно командовал подводными лодками «Почтовый» (1908) и «Сиг» (1910-1914). Деятельное участие принимал Никифораки при подъеме затонувшей в 1913 году у Либавы подводной лодки «Минога», причем «от распорядительности и энергии А.Н. зависел успех этого блестящего дела» ‒ лодку подняли и весь экипаж удалось спасти. Первую мировую войны он встретил в звании капитана 2-го ранга и заведующего обучением по управлению подводными лодками в учебном отряде подводного плавания. Затем последовали назначения командиром подводной лодки «Крокодил» (1915) и начальником 2-го дивизиона подлодок Балтийского моря (1916). Как сообщала пресса, одна из сестер А.Н.Никифораки также ушла на войну, работая в качестве сестры милосердия. Летом 1917 года за очередное отличие Никифораки был произведен в капитаны 1-го ранга, после прихода к власти большевиков принял участие в Белом движении, состоя на конец декабря 1919 года начальником Санитарной части Северо-Западной армии генерала Н.Н.Юденича. Скончался Апполинарий Николаевич Никифораки в 1928 году в Ницце.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук