«Наставникам, хранившим юность нашу…»

Памяти профессора А.И.Груздева

0
40
Время на чтение 15 минут
Фото: из личного архива автора

С глубокой благодарностью вспоминаю о моём учителе и добром наставнике, относившемся ко мне с отеческой заботой. Мои аспирантские годы прошли под его мудрым и чутким покровительством.

Александр Иванович Груздев родился 4 декабря 1908 года в деревне Опалёво Подосиновского района Кировской области. В 1931 году он поступил в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена на факультет русского языка и литературы. В 1941 году Александр Иванович окончил здесь же аспирантуру по кафедре истории русской литературы.

23 июня 1941 года, на второй день войны, состоялась защита его диссертации «Д.Н. Мамин-Сибиряк и его роман "Приваловские миллионы"». В те годы степень кандидата наук присваивалась Ученым Советом сразу же после успешной защиты. Она освобождала от мобилизации на фронт: обладателям ученых степеней давали специальное освобождение от призыва в армию. Но Александр Иванович ни минуты не колебался, как ему поступить. Он пошёл на фронт добровольцем.

Уже в первых числах июля его зачислили младшим лейтенантом в 5-ю Стрелковую дивизию Народного ополчения. На фронтах Великой Отечественной войны Александр Иванович сражался на передовой и был тяжело ранен. В феврале 1944 года он перенёс ампутацию левой ноги, ходил сначала на костылях, а потом на протезе. За боевые заслуги он был награждён: медалью «За отвагу» (1941), орденом Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны I степени (1944).

В 1945 году Александр Иванович не без трудностей и мытарств вернулся в родной институт к преподавательской и научной работе. В ЛГПИ им. А.И. Герцена он долгие годы заведовал кафедрой русской литературы, читал курсы истории русской литературы XIX века, спецкурсы по творчеству Н.А. Некрасова и текстологии, подготовил и успешно защитил докторскую диссертацию, руководил аспирантами.

Этот честный, чуткий и одарённый человек во многом определил круг моих исследовательских интересов и дальнейшую научную судьбу. Именно в послевоенные годы, в зените жизненного опыта, наступил расцвет его научно-педагогической деятельности. Круг его интересов был очень широк и многосторонен: творчество С.Т. Аксакова, И.А. Гончарова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, которому А.И. Груздев посвятил специальную монографию, большая текстологическая работа над изданием собраний сочинений Н.С. Лескова, Н.А. Добролюбова, Д.Н. Мамина-Сибиряка и др.

Однако основным «героем» исследовательских статей и книг А.И. Груздева оказался Н.А. Некрасов. Его перу принадлежит цикл текстологических исследований, среди которых особенно выделяются статьи о «Кому на Руси жить хорошо». Тщательно изучив творческую историю поэмы, её автографы, прижизненные публикации, мемуары и письма современников поэта, он восстановил отвечающий замыслу Некрасова и логике развития художественных образов его произведения порядок расположения частей в поэме, принятый теперь в большинстве научно проверенных её изданий.

Текстологические открытия А.И. Груздева нашли убедительное подкрепление в работах, посвящённых целостному анализу поэмы. В специальных статьях и монографии «Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (М.-Л., 1966) учёный опроверг устойчивое мнение о незавершённости поэмы, согласно которому она представляет собою лишь фрагменты неосуществленного замысла. Он исследовал внутреннюю динамику сюжета поэмы рост народного самосознания и увидел в так называемой «фрагментарности» композиции глубокий содержа­тельный смысл, обусловленный эпической её природой. Александр Иванович был одним из редакторов пятого тома Академического собрания сочинений Н.А. Некрасова, целиком посвящённого поэме «Кому на Руси жить хорошо» и вышедшего в свет уже после его смерти. В результате тщательной текстологической работы он внёс существенные поправки в канонический текст поэмы, обновлённый в соответствии с последней волей поэта. Учёный исключил из него строки о Григории Добросклонове, вычеркнутые Некрасовым в автографе, но произвольно восстановленные советскими литературоведами по причине их «революционного» звучания:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

В статье «О спорном четверостишии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» А.И. Груздев доказал, что этот отрывок «не согласуется с основной идеей поэмы. Некрасов устранил из “Пира” не только стихи о чахотке и Сибири, но и мысль о возможности безвременной кончины Гриши и главное  об отсутствии счастливого на Руси. В результате системы авторских правок изменилась центральная идея произведения. Историки литературы не имеют права не замечать столь значительной авторской правки текста».

С другой стороны, исследователь убедительно обосновал необходимость включения в канонический текст «Пира на весь мир» очень значимых стихов о формировании мировоззрения главного героя поэмы Григория Добросклонова:

Ему всё разом вспомнилось,

Что видывал, что слыхивал,

Живя с народом, сам.

Что думывал, что читывал,

Всё даже и учителя,

Отца Аполлинария,

Недавние слова:

«Издревле Русь спасалася

Народными порывами».

(Народ с Ильею Муромцем

Сравнил учёный поп.)

Так в число наставников отрока попадает не только народ, но и учитель духовной семинарии отец Аполлинарий, народолюбец и патриот. Его историческая мудрость тоже формирует ёмкий поэтический смысл сочинённой Гришей финальной песни «Русь».

Большой вклад внёс А.И. Груздев в изучение шедевра некрасовского творчества поэмы «Мороз, Красный нос». В обстоятельной и глубоко аргументированной работе, бесспорно лучшей в числе исследований, посвящённых этой поэме, он показал, что «Мороз, Красный нос» является произведением эпохального масштаба, выводящим поэтический эпос на новые пути. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывается на прочность крестьянский семейный союз. Показывая семью в момент драматического потрясения её устоев, Некрасов держит в уме общенародные испытания. «Века протекали!» В поэме, по утверждению А.И. Груздева, это не поэтическая декларация: всем содержанием, всем метафорическим строем поэмы Некрасов выводит сиюминутное событие к вековому течению российской истории, крестьянский быт к всенародному бытию.

Коснусь некоторых эпизодов нашего общения в ходе работы Александра Ивановича над этой поэмой. Однажды он обратился ко мне с вопросами текстологического характера, связанными с автографами Некрасова в «Записной тетради № 4», хранившимися в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Откликаясь на мои текстологические догадки, Александр Иванович писал: «Дорогой Юрий Владимирович, благодарю Вас за скорый и содержательный ответ. Ваши наблюдения, раздумья и приложение мне помогли. Некоторые вопросы у меня ещё остаются, мне хочется с Вами ещё раз побеседовать, тем более что в конце письма Вашего – тронувшая меня приписка, что Вы согласны говорить на эту тему как угодно долго.

Напомню Вам некоторые даты:

а. "Ты как подёнщик…" – под текстом: “1861, 14 июля”, над текстом: “7 июля”.

б. “Похороны” – под текстом: “1861, июль 22–25”.

в. “Коробейники” – над текстом:“25” августа”, под текстом: “25 авг. 1861”.

Далее на листе 60 идёт “По дороге зимой” – без даты.

На обороте листа 60 – “Литература с трескучими фразами…”, 1862.

Следовательно, “По дороге зимой” написано раньше “Литературы с трескучими фразами” и создавалось не позднее 1862 года. Но ведь тогда для датировки “Мороза” потребуется иная дата: 1861–1863, или, опять-таки, в крайнем случае, 1862–1863! Вот что меня занимает. Уже полтора месяца пишу о “Морозе”, написал листа 2 и конца пока не вижу. Правда, датировка, о которой я Вас спрашиваю, мне для работы пока не очень нужна. Мне Ваши текстологические соображения потребуются потом. Если Вы ответите, как и на моё первое письмо, буду рад и благодарен. Ваш А. Груздев».

Не помню, что я ответил тогда своему учителю. Статью «"Мороз, Красный нос" – эпическая поэма нового типа», о работе над которой шла речь в письме, Александр Иванович опубликовал в сборнике «О Некрасове. Статьи и материалы. Выпуск IV. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1975». Но вопросов атрибуции поэмы он в ней так и не коснулся. Не учла его наблюдений и О.Б. Алексеева, комментируя «Мороз» в четвёртом томе академического Некрасова и проставляя такие даты работы над поэмой: 1863–1864.

А между тем отнесение начала работы над «Морозом» к 1862-му году существенно меняет представление об историческом контексте, побудившем Некрасова к созданию этой поэмы. Замысел «Мороза» обычно связывают с польским восстанием 1963 года, жестоко подавленным правительством, и с наступившим спадом общественного движения, когда радикально настроенная интеллигенция потеряла веру в народ.

А.И. Груздев показывает, что зерно поэтического замысла «Мороза» созрело значительно ранее, почти одновременно с завершением работы над поэмой «Коробейники». 30 ноября 1862 г. Некрасов получил известие о смерти отца. В первых числах декабря он приехал в Грешнево, занимался там строительством нового родового склепа у алтаря Благовещенской церкви села Абакумцева рядом с могилой матери, хлопо­тал об устройстве на собственные средства начальной школы для крестьянских детей. Тогда же совершался раздел отцовского имения между братьями и сестрой поэта Анной Алексеевной Буткевич.

В начале декабря 1862 года, по пути из Ярославля в Грешнево, и было написано Некрасовым стихотворение «По дороге зимой» зерно замысла поэмы «Мороз, Красный нос»:

Савраска увяз в половине сугроба,

Две пары промёрзлых лаптей

Да угол рогожей й покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.

Старуха, в больших рукавицах,

Савраску сошла понукать.

Сосульки у ней на ресницах,

С морозу должно полагать.

Привычная дума поэта

Вперёд забежать ей спешит:

Как саваном, снегом одета,

Избёнка в деревне стоит,

В избушке телёнок в подклети,

Мертвец на скамье у окна;

Шумят его глупые дети,

Тихонько рыдает жена.

В контексте случившихся в 18611862 годах событий становятся понятными строки Посвящения сестре поэта Анне Алексеевне, которым открывается поэма «Мороз, Красный нос»:

Буря воет в саду, буря ломится в дом,

Я боюсь, чтоб она не сломила

Старый дуб, что посажен отцом,

И ту иву, что мать посадила…

Есть все основания признать неопровержимыми наблюдения А.И. Груздева и атрибутировать работу Некрасова над поэмой «Мороз, Красный нос» 1862–1863 гг.

В 1971 году А.И. Груздев успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Поэмы Н.А. Некрасова 1860–1870-х гг. (Природа жанра)». Я был на его защите и писал своим друзьям в Кострому: «Нахлынула тьма народу, все ленинградские "киты" присутствовали. Дело затянули оппоненты, которых к концу защиты никто уже не слушал. А.М. Докусов озвучивал свою речь более часа (его отзыв оказался около 20-ти страниц). Потом выступали И.Г. Ямпольский и С.А. Рейсер. Но Александр Иванович блестяще разрушал этот скучный ритуал. Он был на высоте! Его ответы оппонентам, живые и остроумные, постоянно вызывали аплодисменты в аудитории».

В монографии «Декабристский цикл поэм Некрасова» (Л., 1976) А.И. Груздев убедительно доказал, что некрасоведы, игнорирующие жанровую специфику поэтического эпоса Некрасова, приземляют и неоправданно обытовляют высокий, поэмный пафос его творчества. По-новому охарактеризовал учёный и причину обращения Некрасова к декабристской теме. Он увидел её в отрицательной реакции поэта на «Нечаевский процесс». Если Достоевский откликнулся на него романом «Бесы», то Некрасов – поэмами «Дедушка» и «Русские женщины». Некрасов избрал тактику, отличную от Достоевского. Он действовал «от противного»: его герои-декабристы были своеобразным упрёком той революционно-материалистической бездуховности, которая глубоко потрясла и встревожила поэта.

Александр Иванович одним из первых русских некрасоведов обратил внимание на православно-христианскую основу поэтического миросозерцания Некрасова. Он подметил, например, что библейские строки поэмы «Дедушка» «задают высокий тон, определяют её атмосферу. Возвратившийся из ссылки дедушка торжественно снимает с шеи “образ распятого Бога”. Поэту дорога такая ассоциация – пострадавший, распятый за людей Христос и пострадавший за людей, возвратившийся в родные края старец». Все народные за­ступники у Некрасова, в отличие от нигилистического уклона, свойственного реалиям революционного движения тех лет, напоминают русских святых.

В декабре 1978 года, на кафедре литературы ЛГПИ им. А.И. Герцена отмечали 70-летие А.И. Груздева. На этом юбилее я говорил: «Дорогой Александр Иванович! Я выступаю здесь не только от себя лично, но и от целой группы Ваших учеников, от целой колонии костромичей-герценовцев. Это, прежде всего, Б.М. Козлов, Н.А. Лобкова и я, но это и А.В. Торопова, В.В. Тихомиров, А.М. Крупышев, Л.Д. Волкова и другие. По сути – от имени и по поручению всей кафедры русской и зарубежной литературы Костромского педагогического института имени Н.А. Некрасова.

Мы долго обсуждали с друзьями и коллегами, какое самое отличительное свойство характера Александра Ивановича ценили и ценим мы – ученики нашего юбиляра? Чем он нам особенно близок и дорог? И мы решили, что первое и главное достоинство Александра Ивановича – мудрость. Мудрость как особое качество ума, приобретаемое не книжными знаниями только, но прежде всего суровым жизненным опытом, ощущением жизни в её глубоких, почвенных основах.

Как человек и педагог Александр Иванович не речист и не многословен. Но именно в этой внутренней сдержанности и не суетности – главное достоинство его ума. Вспоминается мне по этому поводу один эпизод из аспирантской жизни. Известно, что Александр Иванович бережно и чутко относится к творческим возможностям аспиранта. Его свободу он ничем не сдерживает и не сковывает. Но когда следует, он бывает очень требователен и крут.

Помню, что в одной из глав своей диссертации я, окрылённый первыми успехами и щедрыми одобрениями своего руководителя, слишком широко размахнулся пером. Получилось, как мне казалось тогда, и умно, и красиво, и я с победными ожиданиями вручил текст моему учителю.

Александр Иванович взял всё это и вернул мне рукопись с лукавой усмешкой, не сделав ни одного замечания. Дома, как всегда, лихорадочно перелистал я страницу за страницей – ни одной заметки на полях. Полный успех! Добираюсь до последней странички и – о, ужас – в конце рукописи крупными буквами рукою Александра Ивановича написано следующее: "О, друг мой, Юрий Владимирович, об одном прошу тебя – не говори красиво!" Острое чувство правды-истины, идущей от глубинных национальных корней, является драгоценным качеством мудрого человека и бережного руководителя.

Вообще Александр Иванович часто повторял с укоризною в наши аспирантские годы слова своего любимого поэта Н.А. Некрасова, относя их к некоторым нашим научным сочинениям:

Верить, не верить – ему всё равно,

Лишь бы доказано было умно!

Дорогой наш учитель, примите от костромичей скромный подарок – герб нашего города, выполненный Красносельскими ювелирами. Низкий поклон Вам за то, что Вы вдохнули жизнь в паруса костромской литературной ладьи».

Александр Иванович ушёл из жизни 5 декабря 1981 года. Горькую весть об этом получил я от Николая Николаевича Скатова: «Юра, дорогой. Схоронили мы Александра Ивановича… Ленинград, конечно, опустел. Для меня и для Вас, во всяком случае. В пятницу были на дне его рождения, а в субботу – за столом – почти с шуткой и в хорошем настроении: только два раза вздохнул. Лёгкая смерть, как говорят…».

На его день рождения мы послали ему из Костромы «Библию». «Дорогие друзья, – откликнулся он, – от всей души благодарю вас за такой дорогой для меня подарок. Эту книгу положено читать многократно, значит – надо настраиваться на жизнь долгую и благочестивую».

Но оказалось – на жизнь вечную…

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
О Николае Николаевиче Скатове
Из юношеских воспоминаний
05.11.2025
«Соборяне»
Памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
31.10.2025
Кино привезли!
Детские воспоминания и взрослые размышления
29.10.2025
Лев Толстой о творческих силах истории
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды
22.10.2025
Готовься в дорогу на долгие годы…
Из детских воспоминаний
10.10.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Последние комментарии
История России могла закончиться в 1918 году
Новый комментарий от учитель
10.11.2025 23:17
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2025 22:29
Поездка Путина в КНДР и Вьетнам, или что общего
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2025 20:22
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от Константин В.
10.11.2025 19:58
Кто спровоцировал «еврейские погромы» 1903 года?
Новый комментарий от Бузина Олесь
10.11.2025 19:11
От первоапрельской шутки до подводного монстра – один шаг
Новый комментарий от Тюменец
10.11.2025 15:04
Святая Русь – национальная идеология России
Новый комментарий от Победа45
10.11.2025 14:00