Современная гибридная цивилизационная война, развязанная коллективным Западом против Русского мира, требует мышления особого типа из-за её многослойности, разнонаправленности и динамичности. В гибридной войне тесно взаимосвязаны её материальная и духовная составляющие. При этом важно осознать, что роль духовной составляющей в цивилизационной войне для достижения победы становится определяющей. Возрастает роль духовных лидеров и властителей дум – таких как Пушкин, которые могут стать победоносными символами. Ведь война цивилизаций -это схватка сверхкультур за овладение сознанием человечества. В ней необходима опора на гениев-мыслителей и на коллективный разум народа. Но в итоге побеждает та армия, которая крепче духом.
Согласно хронополитике, приводящей мышление в соответствие с вызовами времени, сейчас необходим наиболее целостный подход, т.е. учёт духа времени, особенностей пространства, менталитета народов и цивилизаций. Победа невозможна без хорошего умения рождать и понимать глубинные смыслы ключевых генетических слов, а также без способности искать и создавать привлекательные символы победы. Движение Русский Лад неоднократно обосновывало, что Смысл – это заряд духовной энергии, наполняющий человека и народ для самоотверженной борьбы с врагом и полной победы. А Символ – это магнит, притягивающий и сплачивающий людей силой духа в победоносный народ. Как утверждал советский поэт Егор Исаев, магнитное поле символа настолько велико, что оно чувствуется повсюду: всенародно и лично, в своей стране и за её пределами.
Следует признать, что наши противники – англосаксы сумели привести своё мышление в соответствие с вызовами гибридной цивилизационной войны. Они умело инициировали глобальную русофобию и довольно успешно искореняют русский дух, искажают мышление народов Русского мира, подменяя их родные смыслы и целеустремлённо уничтожая наши общие символы. Сейчас наряду с памятниками Ленину и советским воинам – освободителям Европы от фашизма, они неслучайно начали уничтожать памятники А.С.Пушкину и устранять плоды его творчества в сознании людей. Для врагов в гибридной войне Пушкин ненавистен и опасен как символ русской культуры и русского мира. Однако в России его по-прежнему чествуют только как великого русского поэта и создателя литературного русского языка. Это верно, но в условиях гибридной войны и жестокой русофобии такой оценки явно недостаточно. Российской власти и обществу для победы самим жизненно необходимо осознать в чём состоит суть русскости и какова её роль в гибридной войне. Без этого нельзя спасти Русский мир.
ВСД «Русский Лад» считает, что в современной России Пушкин А.С. действительно недооценён, а его значение в судьбе нашего Отечества до сих пор глубоко не осмыслено. Нынешнее тревожное время требует, а колоссальный масштаб личности Пушкина, как русского гения, позволяет сделать его настоящим символом грядущей победы русского духа и Русского мира в современной цивилизационной войне. Постараюсь обосновать почему это необходимо и возможно. В 1880 году Ф.М.Достоевский пророчески указал, что Пушкин «обладая необъятной великостью гения, унёс с собою в гроб в расцвете сил некую великую тайну. И вот теперь мы без него эту тайну разгадываем». Движение «Русский Лад» тоже стремится осмыслить и разгадать тайну о необычайном величии личности Пушкина, как выразителя русскости в концентрированном виде и понять в чём суть народной притягательности его произведений.
Мы предлагаем признать великого русского гения А.С.Пушкина – победоносным символом русскости в современной гибридной войне. В словаре Ожегова сказано, что «символ – это предмет или действие, служащее условным знаком какого-то понятия». Давайте определимся символом какого понятия может быть Пушкин в условиях гибридной войны и чем он притягателен, как магнит. Может ли Пушкин быть символом отдельно русского человека или русского народа; русской мысли, ума, духа и русского языка; русской истории, культуры и литературы; Русской земли, России, Русского мира; русской природы и русской духовности; или он символ русскости, в целом объединяющий все вышеуказанные понятия?
Для правильного ответа важно осознать, что русскость - это не проявление русского национализма или русского варварства, наносящего вред свободному цивилизованному миру, как внушают русофобы. Русскость несёт пользу не только Русскому миру, но и всему человечеству.
«Русскость» - это понятие цивилизационно-мировоззренческого уровня, а не только кровородственной связи с великороссами. Слово «русский» означает принадлежность человека к Русской земле, к Русскому миру, к Русской цивилизации, к русскому мировоззрению, а прежде всего – к русскомыслию. Поэтому оно является прилагательным, а не существительным, как все имена народов. Пушкин - яркое подтверждение правомерности такого подхода к осмыслению данного явления. Русскость – это сплав русскомыслия, русского вселенского мировоззрения Лад, великого, могучего и правдивого русского языка и многонационального русскомыслящего державного народа. Движение Русский Лад предлагает признать, что «русскость – это всемирно значимое явление в истории человечества, призванное помочь ему сохранить не только жизнь на планете Земля и во Вселенной, но и наладить её как гармоничное единство многообразного в соответствии с законами Космоса под девизом «Миру - мир».
В осмыслении этих утверждений Движением проделана целенаправленная работа. Председатель Высшего совета Движения, лидер КПРФ Зюганов Г.А. написал Манифест «Русский стержень державы», в котором обосновал всемирное значение русскости и русского вопроса. К 220-летию поэта по инициативе и под редакцией заместителя председателя Высшего совета Движения Л.Г.Барановой-Гонченко была издана книга «Памятник Пушкину - русский народ». В ней собраны и систематизированы оценки и высказывания о Пушкине и его творчестве современников: наставников, друзей, учеников, а также более поздних поколений российских и советских деятелей искусства. Обобщив оценки наставника Пушкина русского поэта В.Жуковского, писателей - его учеников Гоголя Н.В., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С., драматурга А.Островского, а также наркома просвещения Советской России А. Луначарского, советских писателей и поэтов А. Платонова, А. Твардовского, Е. Исаева, П. Полиевского, мы сформировали обобщённый образ Пушкина, доказывающий правоту оценки его современника Аполлона Григорьева (1822-1864), провозгласившего: «Пушкин – наше всё!».
Пушкин – наше всё, потому что он гений, рождённый духом народа; знаток и хранитель генетической памяти, героической истории и традиций народа; носитель и генератор русского духа; выразитель русскомыслия, созидатель совершенного слова и литературного русского языка; учитель, раскрывающий людям тайны природы и общества; распространитель русского смысла жизни и неприемлемости западной модели для России; пророк и светоч-указатель, освещающий новый путь к счастливому будущему, защитник Отечества от клеветников и внешних врагов-русофобов.
Нарком просвещения Советской России А.Луначарский в 1922 году заслуженно назвал Пушкина: «Русской весной, русским Адамом, чудесный и пламенный гений которого расцвёл в суровой России и со всей полнотой и певучестью выразил основное в русской природе, в общечеловеческих чувствах, почти во всех областях внутренней жизни».
А теперь посмотрим на образ Пушкина исходя из требований гибридной войны и хронополитики, приводящей мышление в соответствие с вызовами времени. Давайте проникнем в глубинные смыслы корневых генетических слов и применим максимальный научный метод академика Вернадского. Он гласит, что истинное знание можно получить лишь сложением всех форм человеческого сознания: научного и философского, мифологического и религиозного, литературно-художественного и обыденного.
Итак, первый вопрос – а был ли Пушкин гением? Понятие «гений», происходит от корня «ген». Гений – это корневое генетическое слово. Это человек, обладающий не только исторической, но и генетической памятью своего рода, полученной при рождении. Русские гении – это очень немногие, избранные судьбой люди, одарённые свыше особым русским складом ума в виде сплава разума, духа и светлых помыслов, хранители и носители генетической, т.е. родовой памяти народа и мудрости всех предшествующих поколений. Они выразители и генераторы русского духа и его устремлённости в справедливое и счастливое будущее.
Историческое предназначение гениев – успеть передать русскому народу главные смыслы его жизни и его исторической миссии, показать горькую правду жизни, раскрыть сильные и слабые стороны народа и указать ему путь в светлое будущее. Но сделать это гений обязан таким искренним русским народным языком, который воспринимался бы и умом, и сердцем народа. Он должен зажигать искрами глагола сердца людей, заряжать их огнём духовной энергии и побуждать к прорыву через трудности к светлому будущему, а главное – вооружать верой, что это обязательно сбудется. Неоспоримо, что Пушкин А.С. всей своей жизнью и творчеством доказал, что он настоящий русский гений.
Первый Вице-президент Петровской академии наук и искусств А.И.Субетто в своей статье «Пушкин, как пророчество будущей русской универсальности» правильно напомнил нам, что ещё в 1985 году пушкиновед Б.И.Бурсов в своём романе -исследовании «Судьба Пушкина» правомерно сделал вывод, что «основа превосходства Пушкина над другими литературными гениями в его уникальной целостности…. В Пушкине в концентрированном виде воплотилась русскость, как особое качество человека, качество мировидения, мироощущения и мироотношения, качество словотворчества и словосозидания, особое понимание смысла человеческого бытия, которое и делает русского человека русским, русскую культуру – русской, русский народ – русским народом, и саму русскость – выражением особой универсальности русского бытия, приобретающей всемирное ноосферное измерение….». Субетто А.И. делает важный вывод: «Пушкинский гений наиболее ярко воплотил в себе всемирность русского человека и всемирное значение русскости». Это очень глубокомысленная оценка, раскрывающая таинство Пушкина.
Противники Русского мира – англосаксы давно осознали, что всемирное значение русскости состоит в том, что русскость является альтернативным и непримиримым к западному потребительскому мироощущению мировоззрением и мышлением. В XXI веке наиболее ярко проявилось, что история – это не только борьба классов и идеологий, но и борьба мировоззрений. Западное мировоззрение «мирового господства» и их жизнеутверждающий принцип «разделяй и властвуй» несовместимы и непримиримы к русскому мировоззрению «мирового лада» и принципу «в единстве – сила». Поэтому вскормленная Западом тотальная русофобия нацелена на полное уничтожение именно русскости, как альтернативы западному глобализму.
В этой жестокой гибридной цивилизационной войне русский гений Пушкин и его творчество являются привлекательным символом именно всемирного значения русскости и эффективным оружием против происков внутренних и внешних русофобов. Глубинное осмысление его творчества указывает нам – потомкам наиболее эффективные формы и методы сопротивления западной агрессии. Именно Пушкин показывает нам, что в ментальной войне Запада против русскости главным объектом удара является определяющий признак русскости – русскомыслие и главная святыня нашего народа – русский язык. В «Заметках по русской истории XYIII века» поэт прямо указал, что «Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европой… История её требует другой мысли и другой формулы». Пушкин признавал мысль первоисточником знаний и социальных действий. Мыслить – значит понимать. Успешность всех действий зависит от правильности понимания нами сути современных явлений и способности быстро приводить своё мышление в соответствие с вызовами времени и своевременно разгадывать тайные замыслы врага. Уже в своём первом произведении – сказке «Руслан и Людмила» поэт вложил в уста седовласого Финна ключевые слова: «И тайны страшные природы я мыслью светлою постиг». Именно волхвы подобные Финну в древней Велесовой книге утверждали, что русские обладают особым даром в виде уникального склада ума – сплавом разума, духа и светлых помыслов.
Движение Русский Лад предлагает считать, что русскомыслие – это русский способ мышления в виде уникального сплава разума и духа, позволяющего русским правильно познавать мир, т.е. наиболее целостно, в единстве материального и духовного, в постоянном движении, а также в чистоте помыслов, т.е. правильно понимать смысл правого дела, справедливой и счастливой жизни. Русскомыслие основано на благородстве, вселенскости, правдивости, разумности и добродетельности русскости.
Гибридная война для определения «свой-чужой» требует наряду с понятием русскомыслия ввести новое понятие западномыслия. Ведь ещё Пушкин указал на их коренные различия. В своих произведениях он показывал пагубное влияние западномыслия на русских и на всё человечество. Наш русский гений по-своему боролся с западничеством и целеустремлённо укреплял русскомыслие. Великий русский драматург А.Островский в 1880 году написал об этом так: «Пушкин дал смелость русскому писателю быть русским. Он положил начало освобождению русской мысли, раскрыл русскую душу, указал русскому уму путь и простор». Достоевский Ф.М. дополнил это так: «Поворот Пушкина к народу в столь раннем возрасте удивителен и стал новым направляющим светом, освещающим нашу тёмную дорогу. Повсюду у Пушкина слышатся вера в русский характер, вера в его духовную мощь, великая надежда на русского человека». Малоросс и русский писатель Гоголь Н.В. уточнил, что точным определением поворота, совершенного Пушкиным в русской литературе, был переход от отображения господствующего слоя к правдивому показу «простого величия простых людей».
Советский и российский литературовед Петр Полиевский (1932-2019) на этой основе сделал вывод, что «Пушкин дал русским писателям этот взгляд снизу- вверх и идею роста, идею развития снизу-вверх, а не привычного для захвата верхов, подавления и диктата «просвещением», к чему призывали западные мудрецы». В то время, отмечал Полиевский, Шекспир достиг высшего признания и был принят в России как первый авторитет. Но в отличие от русского гения Пушкина западный гений Шекспир всё благородное и достойное в человеке связывал с господствующим слоем. Идеал Шекспира оставался аристократическим. Об этом Пушкин в 1835 году записал на листке, вложенном в книгу, подаренную ему австрийским послом: «Освобождение Европы придёт из России, потому что только в ней совершенно не существует предрассудков аристократии… В России в неё не верят». Действительно в России поворот Пушкина к правдивому показу именно народной жизни, основанный на русскомыслии, стал притягательным магнитом для большинства. Гоголь Н.В., пытаясь разгадать притягательность пушкинской «Капитанской дочки», написал: «Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной – простой комендант крепости, капитанша, поручик, сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, всё – не только самая правда, но ещё как бы и лучше её». Вот так высока оценка русскомыслию Пушкина, как сплаву благородства, вселенскости, правдивости, разумности и добродетельности.
Борясь с западномыслием, Пушкин в своём цикле «Маленькие трагедии» ярко раскрыл главные пороки западного общества: сребролюбие («Скупой рыцарь»), зависть и коварство («Моцарт и Сальери»), безнравственность и разврат («Каменный гость»). Оценивая жизнь в Северо-Американских Штатах, Пушкин отмечал: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (комфорту)». А вот в «Повести Белкина» он гениально показал без прикрас русский характер и его коренное отличие от западного. В повести «Выстрел» Пушкин подчеркнул, что у русскомыслящих есть черта характера, за которую они не переходят. Эта черта, за которой человек становится зверем, алчущим смерти другого. Ведь мог и имел право Сильвио застрелить графа, но не застрелил, оставшись человеком. В гибридной войне задача русофобов воспитать в России русскоговорящее, но западномыслящее население. Задача истинных патриотов России с помощью творчества Пушкина и его русскомыслия не допустить этого.
Пушкин обогатил наш народ еще одним важным секретом и эффективным оружием для гибридной войны. Он раскрыл тайну и суть особого русского космизма и уникальной духовной мощи русского народа. Пушкин показал, что в отличие от Запада, лживо борющегося за свободу слова, для русских жизненно необходимо совершенство слова. Ведь наши предки считали Совершенством – Космос. Они признавали необходимость жить по законам Космоса, т.е. по правде, чтобы получать больше космической, т.е. духовной энергии. Уже в своём первом произведении – сказке «Руслан и Людмила» Пушкин накрепко связал наше Отечество с этой космической энергией - с русским духом, написав: «Там русский дух – там Русью пахнет!». Русофобы высмеяли это открытие, утверждая, что русский дух – это запах портянок. Но Пушкин оставил потомкам верную подсказку, написав, что «Руслан, и смысл, и память потеряв, теряет твёрдый дух и силы». Так русский гений обозначил прямую взаимосвязь между смыслом, духом и силой, т.е. духовной энергией человека. Он раскрыл потомкам сокровенную тайну, до которой лишь недавно дошли учёные. Она состоит в том, что смысл, т.е. суть мысли, выраженный в совершенном слове является главным источником укрепления русского духа и необходимой основой для духовной победы нашего народа над врагом. Очень точно раскрыл победный путь совершенного слова, используя пушкинский литературный язык, современник поэта преподобный Серафим Саровский. Он, призывая людей к правому делу, убеждал, что «Совершенство слова неотделимо от дела. Оно и само есть дело, и дело это является той несущей волной, на которой совершенство слова предстаёт как нечто животворящее, одухотворяющее дело. И дело тогда возвышается и становится вдохновением, деятельным совершенством и ему покоряется дух наш. И нет таких невзгод, которые не преодолел бы человек-созидатель силами совершенства слова и дела». Вот так русский космизм обеспечивает укрепление духовной мощи русского народа с помощью русскомыслия и русского языка.
Могущество русского языка, раскрытое Пушкиным, основано на одухотворённом осмыслении речи и технологиях энерго-информационного обмена смыслов на духовную и трудовую энергию людей. Живой великорусский язык, собранный в словаре В.И.Даля, потому назван живым, что буквенное начертание слова наполнено в нём глубоким одухотворённым смыслом и особым звуковым строем-ритмом, способным вызывать резонанс души и укреплять духовную энергию человека и народа. Таким образом воспроизводится созидающая правда, нацеливающая людей на творческое созидание и русское подвижничество, на подвиги при защите Отечества.
Пушкин первым соединил воедино понятия язык и народ. Родной язык является главной святыней народа и основой его могущества. Одновременно поэт понимал, что при этом русский язык – это духовная основа для сплочения всех языков - народов России в единую семью. Он целенаправленно всем своим творчеством укреплял дружбу народов и верил, что «слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык: и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык». Пушкин понимал в чём состоит величие русского языка и его историческое предназначение. Он отмечал, что главным различием между европейской и русской цивилизациями является формула (способ) сложения слов в мысль, т.е. структура грамматики языка. Она не меняется с годами и отражает уровень цивилизованности народов. В XXI веке доказано, что народы западной Европы обладают упрощенной грамматикой, где смысл фразы зависит от порядка следования слов, потому что они наследники более низшей собирательной, иждивенческой и кочевой, а значит более агрессивной цивилизации. Русский же народ, как наследник первой оседлой, миролюбивой, а значит более передовой цивилизации, занявшейся земледелием, обладает древнейшим великим языком и флексивной грамматикой со сложной морфологией, а поэтому слова в нём разделяются на отдельные части. В результате появляется возможность наиболее полно и точно выразить действительность во всех оттенках цвета, полутонах звука и трепета чувств. Такое отличие русскомыслия от западномыслия опровергает миф о вечном цивилизационном превосходстве Запада над Россией. Эта улика из прошлого ненавистна англосаксам и объясняет их ожесточённую борьбу с русскомыслием. Историческое предназначение русского языка состоит в том, чтобы сохранить и донести до человечества во всей полноте и точности, т.е. во всём многообразии цветов, звуков и чувств, информацию-правду о развитии и движении мира. У русского языка для решения этой задачи есть необходимый словарный запас, уникальная грамматика и пушкинское совершенство слова. Но ещё необходимо расширять ареал русского языка на планете, т.е. не только в среде народов России, но и всего мира. Нужно признать, что А.С. Пушкин и его творчество было наиболее приемлемым и привлекательным для такого продвижения правды и русскости по миру.
Эту роль Пушкина, укрепляющую духовную мощь страны и её влияние в мире, хорошо понимали в СССР во времена И.В. Сталина. К 1952 году произведения А.С. Пушкина были изданы на 70-ти языках народов СССР тиражом свыше 111 млн. экземпляров. Для сравнения: книги Л.Н.Толстого были изданы на 63-х языках тиражом 76 млн. экземпляров, а книги М.Горького на 60-ти языках тиражом 58 млн. экземпляров. Возникает вопрос почему в советское время при Сталине произведения дворянина Пушкина были изданы тиражом вдвое большим, чем книги пролетарского писателя М.Горького. Дело в том, что Сталин, глубоко изучив духовную составляющую общественного развития, в статье «Марксизм и вопросы языкознания» доказал, что утверждение Н.Я.Марра о классовости языка ненаучно и неверно. Сталин утверждал, что язык одинаково обслуживает всё общество, как средство обмена мыслями и как средство общения является всегда общенародным языком, а вот культура разделяется на буржуазную и народную.
Пушкин был ярким представителем именно народной, а не буржуазной культуры. Он никогда не кичился своим дворянством, хотя и гордился тем, что ведёт свой род от одного из соратников Александра Невского. Кроме этого, его дед Лев Александрович Пушкин был артиллерийским подполковником и во время дворцового переворота 1762 года остался верен Петру III, отказавшись присягать Екатерине II. За это он провёл два года в крепости. Российский литературовед Л. Вяткин в книге «206 страниц неизвестного Пушкина» показал, что Пушкин в юности тоже мечтал стать офицером-артиллеристом. После окончания лицея, готовя себя к военной карьере, он участвовал в испытаниях артиллерийских стволов и исследовал различные способы их литья. В итоге в 1821 году в журнале «Невский зритель» он напечатал интересную статью «Краткие исторические известия об артиллерии», которая в 1824 году вышла отдельной книгой и по сути являлась диссертацией. В том же году в типографии Императорского воспитательного дома в Санкт-Петербурге была издана книга Пушкина «Краткие известия об образовании в Европе войск и об успехах огнестрельного искусства». Подчёркивается, что она была издана на прекрасной бумаге и из-за хорошего содержания оказалась в библиотеке Генерального штаба. После этого как известно Пушкин написал «Историю пугачёвского бунта» и «Историю Петра». Он собирался, но не успел написать «Историю цивилизаций», «Историю русской литературы» и «Историю русской песни».
Это подтверждает, что А.С.Пушкин был всесторонне развитой личностью и истинным патриотом, тесно связанным с Родиной, глубоко знающим духовную жизнь народа и живущим духом своего народа. Он готовил себя к борьбе с ненавистниками России, с внешними и внутренними русофобами. Это ярко проявилось в его стихотворении «Клеветникам России». Западники не простили Пушкину его русскости. Он погиб в открытой схватке с ними, но не ушёл в прошлое, а продолжил свою жизнь в благодарном народе. Советский писатель Андрей Платонов в 1970 году написал: «Пушкин был коллективным произведением народа, качеством, трудно превращенным из количества. Не родная мать – дворянка, а крепостная женщина – псковская няня-крестьянка Арина Родионовна наполнила душу поэта русским духом и помогла зажечь в груди Пушкина свет народа… Светоносная энергия народа проявилась в пророческом даре Пушкина, в его ясновидении действительности, питала пушкинское творчество и делала его реалистичной истиной». Советский поэт Егор Исаев в 1984 году в статье «День Пушкина» подчеркнул, что «ген простонародья в Пушкине был куда выше и сильнее унаследованного им звания дворянина. Его гениальность от его народности. Он гениален прежде всего народом, чувством его истории, культуры и языка».
Неоспоримо, что в творчестве А.С.Пушкина нашла самое полное и точное выражение жизнь народного духа, определяющая сущность Родины, и вера поэта в грядущую победу русскости, устремляющая народ вперёд в светлое будущее. Пушкин верил, что «оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас встретит радостно у входа». Он призывал: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Произведения Пушкина дышат счастьем, несмотря на многие несчастья в них изображенные. Пушкину принадлежат слова: «Говорят, что несчастье – хорошая школа. Может быть. Но счастие есть лучший университет». У русских и европейцев разное понимание счастья. Для русских счастье более духовное понятие – это жизнь без страданий, а на Западе оно материально – это успешный поиск наслаждений и, прежде всего, денег. Так вот творчество Пушкина по-русски объясняет, что не в деньгах счастье.
Современники Пушкина мечтали о том, что придёт время, когда к сокровищнице творчества Пушкина будет иметь доступ большинство народа. Великий русский драматург А.Островский в 1880 году так сказал об этом: «Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и не оценены. Первая заслуга великого поэта состоит в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть». А создатель полноценной русской литературы И.С.Тургенев выразил при открытии памятника Пушкину в Москве надежду, что «В недальнем времени сыновья простого народа прочитают Пушкина и поймут, что его поэзия – это освободительная, возвышающая и нравственная сила и тогда сознательно скажут: «это - памятник учителю!». Такое время пришло вместе с советской властью. Ленин и Сталин дальновидно говорили о том, что безграмотный человек стоит вне политики, что «грамотность является основой всякой культурности». Была успешно проведена борьба с безграмотностью. Налажено издание книг русских писателей и поэтов. При этом Сталин мудро подчёркивал, что образование должно вестись на родном языке, «потому что миллионные массы народа могут преуспеть в деле культурного, политического и хозяйственного строительства только на родном национальном языке». За словом у Сталина шло дело. За сравнительно короткий срок многие народы, не имевшие своей письменности, получили её. Так, была создана письменность для народов Якутии, ненцев, башкир, ряда народов Севера, Кавказа и Средней Азии. Обобщив опыт развития языков, советские учёные впервые разработали грамматику языков, в том числе таких как азербайджанский, башкирский, татарский, ойратский, шорский, якутский, карельский, монгольский, казахский, нагайский, адыгейский.
Народы СССР говорили на 200-х родных языках. Но основой сплочения для всех был великорусский язык. Для обучения русскому языку представителей других народов впервые были созданы словари: туркмено-русский, казахско-русский, чувашско-русский, якутско-русский, татарско-русский, алтайско-русский и другие. Продолжая эти добрые традиции, в 2025 году по инициативе Тарасовой В.П. – первого заместителя председателя Координационного Совета Движения, мы проводим в регионах акцию «Читаем Пушкина на языках народов России и Русского мира».
Движение «Русский Лад» считает, что в условиях гибридной цивилизационной войны против Русского мира целесообразно более эффективно использовать творчество Пушкина А.С., как магнит, для сплочения народов Русского Мира и борьбы против русофобов. Напомню, что ещё в 2011 году по инициативе Движения и благодаря настойчивости КПРФ указом Президента России был учреждён новый государственный праздник «День русского языка», который ежегодно отмечается в день рождения А.С. Пушкина 6 июня. Однако масштаб организации празднования до сих пор не соответствует государственному статусу праздника. Власть отдала приоритет празднованию Дней славянской письменности и культуры и делает это достойно с большим размахом. Но Специальная военная операция на Украине заставляет пересмотреть приоритеты. Сейчас против Русского мира, русскости и русского языка ожесточённо борются славянские Польша, Чехия, Болгария и др. Пришло время прекратить саботаж празднования Дня русского языка. В условиях гибридной войны целесообразно и необходимо придать празднованию новое качество, показав русского гения А.С. Пушкина не только как великого поэта, а как хранителя, выразителя, распространителя и смелого защитника русскомыслия, русского языка и в целом русскости. Показать русскость как уникальное явление всемирного значения, как реальную альтернативу западному глобализму и их неонацизму.
Следует использовать гениальное творчество Пушкина для возрождения в государствообразующем народе и других братских народах глубокого понимания русского смысла жизни. Жить по-русски – это значит жить по правде, т.е. по законам Космоса, в ладу с природой и человеческим сообществом, жить по совести, как единому нравственному закону, решать по справедливости, вершить правое дело, творить добро и сдерживать зло, рвущееся к мировому господству. Пора по-пушкински дать решительный отпор западномыслию российской «аристократии» и перейти в информационно-духовной сфере от лживой западной свободы слова к пушкинскому совершенству слова, как к главной смысловой и нравственной опоре наших народов. Великий русский гений А.С. Пушкин – это настоящий духовный символ русскости и грядущей победы русского духа в гибридной войне, развязанной англосаксами и другими русофобами.
Владимир Степанович Никитин, основатель движения «Русский Лад», академик Петровской академии наук и искусств, кандидат экономических наук