Художники-передвижники и ныне помогают нашему народу, «седящему во тьме и сени смертной», обрести себя и свою спасительную православную веру
В русском языке есть хорошее слово – просветитель. Кто такой просветитель? Конечно, Главный Просветитель – это Господь наш Иисус Христос. Он просвещает нас Евангельскими истинами, обожает Духом Своим Святым. Но есть и иные просветители, в мирском плане; это люди (писатели, поэты, художники, композиторы), которые несут в массы добрые мысли, насаждают нравственные идеалы, учат любить ближнего. Просвещать, говорит Владимир Даль, – это значит «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце».
К таким людям принадлежит целый отряд художников, которые творили во второй половине девятнадцатого века. Их называют передвижники. Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов – их так много, что перечислить довольно трудно. Они создали Товарищество для «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством». Передвижные выставки побывали в Нижнем Новгороде, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Варшаве и в других городах.
Сегодня передвижники вернулись к нам – в новом здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной открылась выставка, посвященная их творчеству. Большая часть произведений нам знакома, мы их много раз видели в залах старой Третьяковки. Довольно много новинок, прибывших из четырнадцати провинциальных музеев. Перед зрителем предстает панорама русской жизни девятнадцатого века: тут и сцены из крестьянских будней, и городские мотивы, и замечательные русские пейзажи, и портреты современников – как известных, так и «рядовых», и милые детские лики. Это большой пласт русской культуры, знакомство с которым чрезвычайно интересно и познавательно.
Остановлюсь на трех духовных картинах, которые, на мой взгляд, «держат» всю экспозицию, освещая ее Евангельским светом.
Иван Шишкин, «Рожь». Широкое раздольное русское поле с поспевающей рожью, с глубоким ясно-бирюзовым небом, которое занимает большую часть картины, с великолепными янтарными соснами, передающими поклон одна другой, извилистая дорожка, убегающая вглубь поля. У картины есть Евангельский подтекст: «А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4, 35). И в другом месте: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела...» (Иоил. 3, 13). Художник говорит о России и о русском народе, который все более и более расцерковлялся и опрометчиво уходил в «страну далече». Это грозило серьезным катаклизмом и большими бедствиями. Шишкин подчеркивает это несколькими деталями: ласточки летят низко над землей, предвещая близкую грозу; на горизонте собираются тучи - верный признак того, что погода скоро испортится.
(Революционные брожения, которые не сулят ничего хорошего, тревога за будущее России ясно просматриваются и в других произведениях, представленных на выставке: Григорий Мясоедов, «Земство обедает»; Илья Репин, «Не ждали»).
Алексей Саврасов, «Грачи прилетели». Картина многоплановая, серьезная, с глубоким подтекстом; главный акцент – грачи прилетают ранней весной и приносят на своих крыльях радостную весть: скорое обновление природы, близость Христовой Пасхи, и как следствие - освобождение человеческой души от греха, неизбежное Воскресение России.
Михаил Нестеров, «Голгофа». Картина написана для двадцать восьмой передвижной выставки. В январе 1900 года художник сообщал: «Я много работаю над «Голгофой», она занимает меня своей новизной, «трагедия» - для меня задача небывалая». Трагизм события Нестеров подчеркивает темным фоном, но в этом фоне есть и хорошо просматриваемый просвет. Перед Распятым Христом стоят, склонив головы, Божия Матерь и любимый ученик Господа – Иоанн Богослов.
Христос принял смерть на Кресте, чтобы просветить заблудший род человеческий Евангельским Светом и даровать ему Жизнь Вечную.
Художники-передвижники держали руку на пульсе России, болели душой о ней, делали все возможное, чтобы пробудить народ от греховного сна и направить его на путь истинный. В свой тревожный век они занимались просвещением русского народа, в наш еще более тревожный и грозный век они продолжают свое важное дело, помогая нам трезветь и обретать утраченные духовные корни.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора
Предлагаю читателям РНЛ краткий фото-обзор выставки.