Павильон-звезда. От Выставки-1882 до наших дней

Неизвестная Ходынка. X.2

0
4
Время на чтение 27 минут
Фото: Александр Иванович Резанов (1817-1887)

СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ

Книга 2

 

НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА

Павильон-звезда. От Выставки-1882 до наших дней -

НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА – X-2

 

Павильон-звезда. От Выставки-1882 до наших дней

Павильон-звезда: от рождения до закрытия выставки-1896

«Это стальное кружево!»

Архитектор Денис Плеханов сделал открытие                    

Посмертная жизнь павильона-звезда

Новая жизнь павильона-звезда

«На грани временного, временнóго и вечного»

Суперграфика в пространстве

 

 

Павильон-звезда. От Выставки-1882 до наших дней

 

Павильон-звезда: от рождения до закрытия выставки-1896

 

Изначально, местом рождения павильона-звезды для Московской выставки-1882 был Санкт-Петербургский металлический завод. Над проектом Главного здания Всероссийской выставки трудились известные в России архитекторы и инженеры.

Общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора академика архитектуры Александра Ивановича Резанова.

Сподвижник Константина Андреевича Тона, он строил храм Христа Спасителя в Москве. Творчество Резанова связано и с нижегородской землей – по его проекту возведен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря:

 

 

Металлический несущий каркас Главного здания разрабатывали конструкторы Герман Егорович Паукер и Иван Алексеевич Вышнеградский.

Характерно, что оба доросли в дальнейшем до ранга министров Российской Империи: Паукер – министра путей сообщения, а Вышнеградский – министра финансов.

Окончательный проект Главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы Август Егорович Вебер и Александр Степанович Каминский, они же руководили строительством этого сооружения. Любопытно, что в творчестве Каминского, как и Резанова, есть момент связи с нижегородской землей – последней его воплощенной работой стал храм преподобного Серафима Саровского в Сарове, освященный в 1903 году.

Павильон-звезда стал украшением Выставки-1882, ее визитной карточкой и лучшим, во всяком случае самым грандиозным московским выставочным зданием уже после закрытия Выставки. Оно могло украшать Москву по сей день, все это мы уже знаем.

Но странным образом исчисленная «экономия» заставила приступить в 1894 году к его демонтажу и перевозу на Выставку-1896 в Нижний Новгород.

Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод, тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения. Разборка в Москве шла под наблюдением архитектора академика Фомы Осиповича Богдановича, а сборку в Нижнем вел архитектор Ф.О. Станек; он, кстати, собирал Главное здание дважды − в Москве и в Нижнем.

«Разборка здания в Москве, его укладка, перевозка, разгрузка на месте, новая сборка – все это потребовало работы, о размерах которой можно судить по объему здания. При переборке здания, простоявшего в Москве более десяти лет, пришлось откинуть до 2% металлоконструкций.

Потребовался также довольно значительный расход на возведение в Нижнем Новгороде нового фундамента и на замену старых связей в кровле новыми» – говорит одно из выставочных изданий. Повторяя затем, что все же-де удалось сэкономить 300 тыс. рубликов.

Но ведь уже в том же 1896 году было реально подсчитано и указано, что никакой экономии, тем паче в заявленных масштабах добиться не удалось.

А вот перерасход мог быть запросто, поскольку оценить не то что до копейки, хотя бы и царской, но даже и до царского же рубля, во что может вылиться демонтаж почти двух тысяч тонн только металлических конструкций – вес легкого крейсера той эпохи, – их транспортировка и новая сборка, вряд ли представляется возможным.

Это примерно, как при земляных работах, которые до сих пор считаются в строительстве оптимальным способом для отмывания денег. Не говоря уж о десятках тысяч квадратных метров стекол, о судьбе которых вообще нет ясных сведений.

Ну хорошо. Демонтировали, перевезли. Архитектурный стиль павильона-звезды, включая оформление его фасадов, было решено оставить в прежнем, московском виде, каким создали его Резанов, Каминский и Вебер.

Несущий каркас был почти полностью сохранен, лишь главный вход в здание, а это павильон со стороны главного входа на выставку, приподняли почти на три метра (на 10 футов), благодаря чему он стал еще более привлекательным в художественном отношении.

Фасад был обновлен архитектором профессором Александром Никаноровичем Померанцевым – главным архитектором Выставки – по его проекту были построены павильоны Царский, Машинный и Средней Азии, а также здание Художественного отдела.

В Нижнем Новгороде полностью сохранили и первоначальную функцию павильона-звезды. В его восьми радиально расположенных павильонах разместились экспонаты следующих отделов: Горного, Изделий из волокнистых веществ, Художественно-промышленного, Изделий фабричного, заводского и ремесленного производств.

Внутри кольца, как и в Москве, был сад, в центре – Музыкальный павильон.

Все торжества на выставке, ее открытие и закрытие, проводились в этом саду. Здесь побывал Государь с Александрой Федоровной, произнес свою речь С.Ю. Витте, посетили другие высокие персоны, здесь служили торжественные молебны. В этом саду собиралась публика на музыкальные концерты. Приведем описание Главного здания, сделанное очевидцем.

«Судить о нем во всей его целостности нет возможности зрителю, находящемуся снаружи его; этому препятствует убегающая от глаза по всей безконечной круговой линии фигура здания.

Вид сверху издали также не полон вследствие ракурса круговой фигуры.

Где бы зритель ни остановился, обходя здание, он видит перед собою только один из восьми павильонных фасадов и уходящие по окружности прилегающие стены.

Общее впечатление получается во всей полноте лишь при обзоре постройки с внутреннего круглого двора. Тут глаз последовательно переходит с одного павильона на другой по всему просторному кругу сада.

 

Павильон для оркестра во внутреннем саду павильона-звезда

 

Все восемь павильонов Главного здания совершенно одинаковы по величине, фигуре и декорациям. Фасады их изящно-пестры, покрыты целым узором орнаментов.

Весь двор – почти сплошной газонный ковер, усеянный цветочными клумбами.

Около Музыкального павильона, превосходно устроенного в акустическом отношении, простирается громадное газонно-цветочное плато; сам павильон несколько приподнят и опоясан рядами скамеек, на которых заседает публика».

Так и нес павильон-звезда свою честную службу величию Российской Империи уже на второй Всеимперской выставке. До 1 октября 1896 года. В этот день, как мы знаем, состоялось торжественное закрытие великой Выставки.

Выставка закрылась, павильоны разобрали. Конструкции металлического каркаса павильона-звезды были сборно-разборными.

После закрытия выставки они были проданы и, как считалось до недавнего времени, были куда-то развезены. В общем-то в никуда. Так и закончилась жизнь выдающегося творения выставочной архитектуры Империи.

Останься это здание в Москве, его ждала бы иная судьба, для Нижнего Новгорода оно было в то время избыточной роскошью.

 

 

Центральное здание Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко») «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде»

 

«Это стальное кружево!»

 

В 2015 году было сделано сенсационное открытие. Группа нижегородских архитекторов, осматривая в закрывающемся порту на Стрелке пакгаузы, предназначенные к сносу в связи с приближающимся чемпионатом мира по футболу, обратила внимание на необычайную красоту их внутренних перекрытий.

По счастью до нас дошли первые непосредственные впечатления от встречи с этой красотой: «Чтобы увидеть сохранившиеся на Стрелке уникальные конструкции, надо попасть в порт.

Там вдоль Волги стоят два огромных пакгауза. Снаружи в них нет ничего привлекательного – типичные складские сооружения. Но войдя внутрь, испытаешь одновременно изумление и восторг. Это надо видеть. Стальной скелет пакгауза, его несущий каркас образуют ряды колонн.

И это не привычные для нас мощные швеллеры и двутавры.

Колонны сквозные, ажурные. Собранные из уголков и металлических полос, соединенных заклепками, они напоминают стволы пальм, огромные листья которых как-то незаметно для глаза превращаются в такие же ажурные арки и фермы покрытия.

Создается впечатление удивительной легкости и гармонии.

Как это ни кажется странным, пересечения составляющих элементов каркаса напоминают кружево – кружево, сплетенное из стальных стержней.

Такое нам не приходилось видеть.

 

Центральный пакгауз. 2015 год

 

Уникальные конструкции на Стрелке вобрали в себя забытую или, правильнее сказать, неведомую нам инженерную культуру, сложившуюся в середине XIX века. И что важно, они доносят до нас информацию о методах создания большепролетных металлических сооружений»[1].

А снаружи это были просто старые портовые склады, предназначенные к запланированному сносу. «И никто бы не дрогнул от такого решения, не организуй архитектурный критик Марина Игнатушко осмотр этих пакгаузов группой архитекторов.

Можно представить себе всеобщий восторг при виде уникальных конструкций. Все были едины в оценке: “это стальное кружево!”. Кто-то стал высказывать идеи, как сохранить несущие каркасы пакгаузов, вдохнув в них “новую жизнь”.

Все сошлись на мысли – конструкции надо “открыть”, используя для этого свето-прозрачные ограждения. Уже на следующий день в интернете появились прекрасные фотографии, сделанные архитектором Надеждой Щемой»[2].

 

Архитектор Денис Плеханов сделал открытие

 

А затем сенсация: архитектор Денис Плеханов сделал открытие.

Он не просто высказал предположение, что в порту на Стрелке сохранились конструкции павильонов Главного здания Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, а профессионально доказал это и установил их подлинность»[3].

Денис Плеханов действительно провел настоящее историческое расследование, сравнимое по своей увлекательности с хорошим детективом.

И так же увлекательно рассказал о своем открытии.

 

«Увидев в социальной сети фото интерьера складов на Стрелке, я был поражен разительным контрастом между шикарной металлической конструкцией и предельной утилитарностью ее использования. Конструктивное решение складов было явно избыточно для решения такой незамысловатой задачи, как хранение.

Это противоречие между формой и содержанием и натолкнуло меня на мысль, что мы имеем дело с незаурядным сооружением, образно говоря, “вышедшим на пенсию”.

Рисунок конструкций, материал и технология изготовления (клепаные соединения) позволяли отнести несущий каркас ко второй половине XIX века. Именно тогда сооружения с металлическими конструкциями получили широкое распространение, став символом технического прогресса.

Характер внутреннего пространства с его открытостью и немалыми размерами намекал на то, что изначально это было общественное сооружение, возможно – с репрезентативной функцией. Приняв эти соображения за исходные данные, я предположил, что заинтересовавшее меня сооружение связано с 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставкой, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896.

 

Павильон-звезда и его план

Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. Издание Германа Гоппе

 

Первым этапом исследования стало изучение архивных фото и планов выставочных павильонов с целью определить возможное здание – “донор”. В процессе было обнаружено поразительное сходство конструктивных элементов центрального здания выставки с конструкциями пакгауза. Это очень хорошо заметно на архивных фото интерьера центрального здания.

Определенные вопросы вызывали расхождения в плане.

Каждый из 8 радиальных корпусов, из которых состояло центральное здание, представлял собой в симметричном поперечном сечении 3-нефное сооружение с повышенным центральным нефом и низкими боковыми.

Длина каждого нефа варьировалась от 4 пролетов (в семи рядовых павильонов) до 5 (в главном входном павильоне). Каждый пролет был выявлен небольшим фронтоном, расположенным на боковых фасадах.

На главном – соответственно, пять с боковым фронтоном, на остальных – по четыре. Конструкция же существующих пакгаузов представляла собой асимметричную двухчастную структуру, состоящую из высокого и низкого нефов. Но зато на низком нефе располагались те самые характерные фронтоны. Другой боковой неф отсутствовал – предположительно, был демонтирован во время возможного переноса здания.

Ключом к разгадке оказалась немецкая аэрофотосъемка города Горького (Нижнего Новгорода) 1943 года [далеко, однако, залетало Люфтваффе!]. Если ее сопоставить с современной спутниковой картой, видно, что павильоны в 1943 располагались немного выше по течению Волги, имели симметричную 3-частную форму и на одном из них при детальном изучении можно увидеть пять боковых фронтонов, на другом – четыре.

 

Аэрофотосъемка Люфтваффе 1943 года (вверху) и съемка © Google, 2015 (внизу)

 

То, что павильоны располагались именно на этом месте, подтверждается историческими фотографиями Сибирской пристани, на которых также видно, как выглядели павильоны после переноса с территории выставки. …

 

Почтовая открытка с видами Нижнего Новгорода фотографа и издателя Василия Бреева. 1896-1917. Павильоны центрального выставочного здания просматриваются отчетливо.

 

Изучение архивных фотографий начала XX века позволило установить, что на Сибирскую пристань перекочевали четыре из восьми павильонов центрального выставочного здания. Но к 1943 там осталось только два. На Сибирской пристани эти два павильона находились по крайней мере до 1958. Именно тогда они случайно попали в объектив фотографа американского журнала Life Говарда Сочерека, посетившего город Горький.

В начале 1960-х павильоны были демонтированы, перенесены на 100 м ниже по течению Волги и развернуты на 90 градусов. Там они находятся и сейчас. [В 2015 году].

 

В процессе переноса у обоих павильонов были демонтированы по одному боковому нефу и один из павильонов был укорочен на один пролет. Этим объясняется их нынешнее состояние. Сравнительный анализ общих архитектурных масс выявляет закономерности в построении объемов обоих зданий.

Разница в высоте объясняется тем, что главный павильон при монтаже на Всероссийской выставке 1896 года был поставлен на 3-метровый цоколь.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что один из сохранившихся пакгаузов – это пятипролетный входной павильон центрального здания, другой – один из 4-пролетных рядовых»[4].

Все же отрадно, что уцелел в числе двух именно входной павильон! Символично также, что конструкции на Стрелке «открылись» к юбилею Нижегородской выставки – ее 120-летию. Напомним, что XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года была последней в дореволюционной истории России и получила официальный титул «Великая».

 

Посмертная жизнь павильона-звезда

 

Спасибо нижегородцам, они не ограничилась констатацией открытия, но продолжили исследования. Большую работу провел в частности нижегородский историк Виталий Краснов[5].

В ходе проведенных историко-архивных изысканий он, в частности, выяснил, что после окончания выставки в Нижнем Новгороде, павильон-звезду не предполагалось вновь перемещать на дальние расстояния.

Отмечалось, что «перевозка… частей… и восстановление… обошлось бы слишком дорого, и потому, если нижегородское ярмарочное купечество не пожелает приобрести это здание для своих потребностей, оно будет продано на слом»[6].

В 1897 году городу был пожертвован небольшой Музыкальный павильон – он находился во внутреннем дворе центрального здания. Вскоре эту постройку продали на слом за 190 руб. частному лицу[7]. Найти покупателей на весь павильон-звезду было сложнее.

А сохранять его Нижний Новгород, в отличие от Москвы, вовсе не собирался.

Наконец, в июле 1900 года в «Нижегородском листке» появилась краткая заметка: «Продажа выставочного здания. По словам петербургских газет, центральное здание продано за 115 тыс. руб. компании “Надежда” для устройства кладовых и складов по берегам Волги и Каспийского моря»[8].

Отметим, что «Надежда» приобрела главное выставочное здание непосредственно у Министерства финансов, на балансе которого оно находилось.

Части разобранного Центрального павильона перевозили на новое место, видимо, не только по воде, но и по железнодорожному пути – на Сибирскую пристань вела ветка Московско-Нижегородской железной дороги, подводя как раз к участкам №№ 4 и 5, принадлежавшим «Надежде». Из них должны были сделать несгораемые лабазы.

Причем и с этим были какие-то приключения, о которых любознательный читатель может узнать непосредственно из статьи Виталия Краснова.

Потом компания «Надежда» разорилась, и построенные ей несгораемые лабазы нашли других хозяев и каким-то чудом дожили до наших дней.

Еще большим чудом стало то, что нижегородцам удалось спасти остатки павильона-звезды от уничтожения.

И что кажется уж совсем невероятным – даровать останкам павильона-звезды новую жизнь. В буквальном смысле слова – воскресить их.

И воскрешение это прозвучало во всероссийском масштабе!

 

Новая жизнь павильона-звезда

 

Сначала в газетах появились заметки, что сохранившиеся остовы павильонов ровесники Эйфелевой башни, которая, заметим, тоже была временным сооружением, а сейчас стала символом Парижа. Затем историки пришли к выводу, что металлические конструкции внутри бывших складов являются вторыми старейшими сохранившимися перекрытиями подобного масштаба в России. Из более ранних называют лишь висячий мост через реку Великая в городе Остров[9].

Защитники исторического наследия, возглавляемые членом общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Анной Давыдовой, прибегнув к помощи городской прокуратуры добились того, что «металлическим конструкциям времен XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года был присвоен статус вновь выявленного объекта культурного наследия». Они были официально взяты под государственную охрану.

В 2017 году каркасы избавили от кирпичных стен и шиферных крыш, конструкции подвергли их первичной антикоррозийной обработке. К чемпионату мира по футболу 2018 года они приобрели следующий вид.

 

А это уже июнь 2018-го. Право, что мистическое проглядывает в этих величественных останках.

Павильон-звезда и после смерти не потерял свое очарование

 

 

«На грани временного, временнóго и вечного»

 

Но чуду воскрешения еще только предстояло состояться. Сначала в 2020 году был проведен комплекс работ по сохранению и защите металлических конструкций. Они были очищены от старых слоев краски и пыли, а также покрыты тремя слоями лака и морозоустойчивой краской для защиты металла от коррозии. Цвет конструкций был приближен к натуральному оттенку тёмного металла дореволюционных конструкций.

К реконструкции павильонов, блиставших на Московской 1882 года и Нижегородской 1896 года, и к созданию на их основе нового культурного центра Нижнего Новгорода, в составе выставочного и концертного залов, городской администрацией было привлечено архитектурное бюро СПИЧ [SPEECH], возглавляемое архитектором Сергеем Чобаном.

 

Сергей Чобан

 

И именно последним было предложено решение по оптимальному экспонированию ажурных конструкций «павильонов вечности». Решение, находящееся «на грани временного, временнóго и вечного», как характеризовала его главный редактор портала Архи.ру Юлия Тарабарина[10].

Вместо того, чтобы накрыть металлические каркасы неким чехлом снаружи, Сергей предложил оставить их открытыми, встроив внутрь простые объемы с фасадами и скатными кровлями из зеркальной полированной стали.

 

 

Вот что говорит об этом сам Сергей Чобан.

«В самом первом варианте 2019 года мы накрывали конструкции однослойным стеклом, помещая внутрь объемы, обшитые деревом. Но это решение показалось неудачным по целому ряду причин.

Во-первых, мы таким образом прячем конструкции – даже если внешняя оболочка будет стеклянной, стекло далеко не всегда по-настоящему прозрачно, чаще оно скрывает то, что внутри.

Во-вторых, в этом случае возникал риск создания неприятного парникового эффекта: зимой – «точка росы», а летом внутри было бы слишком жарко. Кроме того, снаружи здания стали бы достаточно массивными, однако внутри не добавилось бы полезной площади для функционального наполнения.

И наконец, конструкции в их современном состоянии не были способны нести новую оболочку. Удивительно, но, когда мы начали работать с проектом, нам говорили, что они не могут оставаться открытыми; когда же мы сделали первое предложение по полученному ТЗ, оказалось, что конструкции и закрытыми быть не могут, поскольку не могут ничего нести на себе.

Почему не могут нести? Хотя бы потому, что изменились нормативы, сейчас другие допуски по нагрузкам, так что теперь конструкции не имеют права принять на себя даже тот вес, который они несли раньше. Следовательно, их потребовалось бы укрепить, исказить, утяжелить.

Любое усиление такой конструкции – это изменение ее характера.

Я достаточно долго думал над задачей и где-то весной 2020 года пришел к тому, что оставить структуры XIX века открытыми – единственное приемлемое решение, наиболее демократичное и элегантное. Эта идея позволила нам простейшим образом сохранить наружную конструкцию, не утяжелив ее визуально.

Конструкции фактически стали самонесущими, держат сами себя и могут простоять очень долго. В сущности, сейчас они – памятник самим себе.

Такими мы их приняли, в этом качестве сохранили и экспонируем».

 

Суперграфика в пространстве

 

«Итак, главное в этом проекте – идея. Решение смелое, элегантное и парадоксальное.

Изнанка исторического здания оказалась снаружи, но зеркальные фасады отражают конструкции, удваивают их в себе, усиливают впечатление и дают эффект сродни кружевному плетению, которое всех так восхищало после разборки стен в 2017 году.

…Ощущение металлического скелета, суперграфики в пространстве, руинированной и устойчивой, гигантской и хрупкой – сохранено и пересказано новым языком, родственным современному искусству и сценографии, – то и другая любят многослойность и подвижность смены впечатлений.

 

Впечатления меняются постоянно: зеркала усиливают зависимость от погоды и состояния атмосферы как будто усиливается. Иногда, в некоторых ракурсах, иллюзия отсутствия объемов становится совершенной. Их как будто и впрямь нет, они не привлекают к себе внимания; так памятник предстает во всей красе.

Иногда зеркало оказывается более светлым, чем фон, и образует выгодную яркую подложку для суперграфики конструкций, высвечивая темные тяги. Это тоже одно из идеальных впечатлений, срежиссированных и театральных.

В хмурую погоду зеркала тоже могут высветиться на фоне темных туч – а могут налиться свинцовой темнотой, и тогда особенно заметно, что внутри что-то есть – в этом один из аргументов критиков проекта.

Заметим однако, что в ту же пасмурную погоду здания, решенные в иной парадигме, с фасадами по внешнему контуру, выглядели бы еще более объемными, но не обладали бы привлекательностью парадокса «вывернутости наизнанку», который, так или иначе, дают открытые каркасы.

В этом еще одна особенность решения – сейчас конструкции широко экспонируются, показывают себя всему городу … их можно увидеть: из Кремля, с набережной Федоровского, с Волги… Если бы они были забраны во внешний чехол, рассмотреть каркасы могли бы только посетители, входящие внутрь – сейчас же они стали фактом городского пространства, мега-арт-объектом.

Их дополняют две металлические башни – объекты Петра Виноградова, своего рода «памятник» опорам ЛЭП Владимира Шухова.

 

Вид с юго-востока. Ближайший павильон – Концертный зал, за ним – Выставочный зал Справа две башни Петра Виноградова, современные металлические скульптуры на тему опор ЛЭП Владимира Шухова, дополнившие ансамбль. Слева кирпичное здание водозабора Нижегородской ярмарки.

 

Вместе два пакгауза и башни образуют симметричный ансамбль, объединенный темой металлической ажурности, размышлениями на темы исторического и современного металла: темный металл пакгаузов конца XIX века отражается в светлом современном металле»[11].

Культурный центр под названием «Пакгаузы на Стрелке» был открыт в июне 2022 года. Он стал едва ли не самым посещаемым историческим объектом Нижнего Новгорода. Как сказал вице-губернатор Нижегородской области Олег Беркович в интервью всероссийскому отраслевому интернет-журналу «Строительство.RU»:

«Это площадка для проведения событий мирового уровня: премьер оперных постановок в концертном пакгаузе, уникальных экспозиций в выставочном. Кроме того, это привлекательный объект и внешне.

Сюда приходят просто погулять, сфотографироваться. Модные бренды снимают здесь каталоги одежды, лайфстайл-издания – интервью и фотосессии. Мы можем позволить проводить в городе события международного уровня, для этого есть все условия»[12].

 

Южный павильон. Концертный зал

 

Проект восстановления нижегородских Пакгаузов, а на самом деле уцелевших павильонов Центрального Выставочного здания Московской-1882 и Нижегородской-1896 всероссийских выставок, приобрел мировую известность. Отмечен многими премиями и наградами.

Как указано в вышеупомянутом интервью, в 2022- м году Пакгаузы выиграли премию Russian Creative Awards в номинации «Креативное пространство». Стали победителями премии «Сделано в России» проекта «Сноб» в номинации «Креативные пространства».

Проект выиграл в конкурсе лучших реализованных общественных интерьеров и инновационных решений, определяющих дальнейшее развитие отрасли, − Innovative Public Interior. Пакгаузы − лауреаты двух номинаций: «Лучший объект культуры» и «Выбор года».

Открытым народным голосованием Пакгаузы одержали победу в премии Russian Traveler Awards в номинации «Культурно-исторический объект». Имеют звание лауреата международной премии «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».

Отмечены серебряным дипломом международной премии «Зодчество» в номинации «Объект социального и культурного назначения». Кроме того, в 2023 году удостоены золотого диплома в номинации «Реконструкция» фестиваля «Золотое сечение» (архитектурное бюро «СПИЧ»).

В том же 2023 году Пакгаузы получили очень уважаемую в мире архитектуры Международную премию International Architecture Awards в номинации «Реставрация/Реконструкция» (архитектурное бюро «СПИЧ»). Награда учреждена Чикагским музеем «Атенеум» в 2006 году и отмечает наиболее знаковые постройки в мире.

И наконец, уже в этом, 2024-м, году Нижегородские Пакгаузы попали в шорт-лист авторитетной архитектурной премии итальянского журнала The Plan. Впервые за 2,5 года международное архитектурное сообщество отметило проекты из России.

И хотя лично мне не слишком нравится название «Пакгаузы», − «павильоны вечности» мне явно ближе, не будем придираться. Нижегородцы – молодцы! Иногда просто не верится, что наше время еще способно на такие подвиги духа.

Тонкости конструктивные проекта и прочие желающим легко найти в инете. Отметим только особую достопримечательность Концертного зала – стеклянную панорамную стену, открывающую за сценой вид на верхнюю часть города. Своего рода – живую декорацию.

 

17

В концертном зале на 430 мест отмечают великолепную акустику, над которой работали лучшие специалисты в этой области. Сергей Чобан назвал этот зал ««шкатулкой для слушания музыки».

Само открытие зала 1 июня 2022 года было отмечено концертом оркестра MusicAeterna под управлением знаменитого греко-русского дирижера Теодора Курентзиса, известного реконструкциями исторической музыки, а еще тем, что он дирижирует без палочки.

Несколько дней спустя был открыт второй, выставочный павильон – в нем была организована экспозиция, посвященная Всероссийской выставке 1896 года. В частности, демонстрировались рельсы электрической железной дороги – первой общественной транспортной сети, действующей на Вытавке-1896.

Все же кажется чудом, что «павильоны вечности», эти обломки Империи в современном обрамлении стали визитной карточкой такого богатого историческими и культурными достопримечательностями города, как Нижний Новгород!

 

Как красиво смотрятся они в ночное время

 

А теперь, возвращаясь к нашей основной теме, представим себе, как бы мог сиять электричеством, присоединясь к грандиозной иллюминации Священного Коронования, цельный павильон-звезда на Ходынском поле в ночь на 18/31 мая 1896 года, закрывая собою всю возможную площадь, где мог бы толпиться жаждущий царских подарков народ.

Освещая и освящая своим светом будущее Народное торжество.

Ставшее в его отсутствие катастрофой.

И это вновь возвращает наше внимание к главному инициатору «разборки и переноса» павильона-звезда с Ходынки на Стрелку – «в целях экономии госкопейки», разумеется.

Возвращаем наше внимание к фигуре «достославного» Сергея Юльевич Витте.

 

 

[1] Виноградова Т.П. Стальное кружево на Нижегородской стрелке. //Архитектурный альманах. Выпуск 1 /СПбГАСУ СПб.: «Издательско-полиграфический комплекс «НП-Принт», 2016. - 152 с. ил. С. 32-39.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Плеханов Д. Пакгауз, в прошлом − павильон 1896 года. /archi.ru. 28.12.2015

[5] Краснов В.В. К истории пакгаузов на Нижегородской Стрелке. /Сайт «Открытый текст» (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). //http://www.opentextnn.ru/space/nn/kanavino/?id=6704 Размещено: 12.06.2017

[6] Всероссийская выставка //Нижегородский листок. 1896, 3 окт. №273.

[7] Протокол XII очередного собрания Нижегородской городской думы 26 июня 1897 года.

[8] Местная хроника //Нижегородский листок. 1900, 10 июля. №186.

[9] http://travelblognn.ru/azhurnye-pakgauzy-na-strelke-unikalnyj-obekt-kulturnogo-naslediya-iz-19-veka-plyus-unikalnye-foto-rechnogo-porta/ © TravelBlogNN.ru

[10] Тарабарина Юлия. Изнутри наружу: павильоны вечности. //archi.ru. 11.08.2022

[11] Тарабарина Юлия. Изнутри наружу: павильоны вечности.

[12] За мировой архитектурой теперь можно приезжать на нижегородскую Стрелку. /«Строительство.RU» 23.08.2024.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Глебович Галенин
«Фантом Поросёнкова лога»
ДНК-экспертиза в деле «екатеринбургских останков». Её особенности
13.11.2024
В православии истина не большинством утверждается
О «Екатеринбургских останках» и Василии Бойко-Великом
07.11.2024
Все статьи Борис Глебович Галенин
Последние комментарии
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Калужанин
06.12.2024 18:18
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Константин В.
06.12.2024 17:50
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Валерий
06.12.2024 17:40
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.12.2024 17:21
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
06.12.2024 17:14
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2024 16:53
В России идёт подготовка к реализации «мирных планов» Трампа?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.12.2024 16:32