Сергей Лобанов: «С Богом – всё осилим»

Интервью с поэтом-фронтовиком

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
214
Время на чтение 12 минут
Фото: из открытых источников

«Поэт-фронтовик» – определение сегодня чуть, казалось бы, более конкретное, чем просто «поэт», однако душа каждого протестует против подобного смыслового сужения и настаивает на том, что приставок её не требуется. Именно потому у этого интервью не специфически военное название. На связи с порталом «Правчтение» - поэт, ветеран Специальной военной операции, кавалер Ордена Мужества Сергей Лобанов.

 

- Сергей, с чего началось увлечение поэзией? Случайно запавшие в душу строки, чьё-то восхищение ими, непреодолимое внутреннее настояние?

 

- С любви.

 

В 5-м классе (мне тогда было 11 лет), я влюбился в одноклассницу. О своих чувствах я рассказал, хвастаясь, своим друзьям. Они попросили, чтобы я доказал их. На мой вопрос, как и чем, они ответили предложением посвятить возлюбленной стихотворение. Я нерешительно согласился... На следующий день родились первые поэтические строки. В последующем к этому способу выражения своих чувств я прибегал всё чаще и чаще. А сейчас поэзия – неотъемлемая часть меня и моей жизни. Надеюсь, что так будет и впредь.


- Учитель в поэзии - фигура, могущая быть современником, но не более. Удачно, когда совпадаешь с учителем во времени, но такая возможность есть не у всех. А кто твои учителя, и классики, и современники?

 

- В моём поэтическом развитии (становлении) ключевые роли сыграли несколько людей. Каждый в своё время.

 

Первыми, кто меня заметил и решил помочь в процессе стихосложения, объясняя, что такое размер, ритм, рифма и другие поэтические аксиомы, стали мои школьные учителя по русскому языку и литературе Нина Александровна Можная и Елена Александровна Шапкунова. В теперь уже далёком 2000-м году они были руководителями школьного литературного объединения «Исток». Надеюсь, что оно существует и по сей день.

 

После окончания школы и поступления в Ставропольский филиал Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова, я становлюсь членом литературного объединения «Экспромт» при Северо-Кавказском государственном техническом университете (2006). Эстафету шефства надо мной приняла Елена Михайловна Гончарова. Также мне довелось учиться у таких ставропольских писателей, как Владимир Павлович Бутенко, Екатерина Петровна Полумискова, Валентина Гапуровна Дмитриченко, Любовь Фёдоровна Шубная, Владимир Яковлевич Яковлев, Татьяна Константиновна Третьякова-Суханова и Валентина Ивановна Сляднева.

 

В 2011-м году я заканчиваю университет и ухожу в армию. Подписываю контракт, служу, продолжаю заниматься поэзией. В 2016-м году меня вызывают в Москву на Всеармейское совещание писателей, где я знакомлюсь с большим количеством маститых, признанных писателей Юрий Михайлович Поляков, Владимир Александрович Силкин, Игорь Евгеньевич Витюк, многие из них меня поддерживают и сейчас своими рекомендациями и рецензиями, за что я им искренне благодарен. Игорь Евгеньевич Витюк до сих пор мне даёт советы, наставления и поэтические «подзатыльники», напоминая о литературной дисциплине, об отношении к слову и чистоте образов.

 

Что касается классиков, то моими ориентирами являются Пушкин, Бунин, Есенин, Маяковский, Тютчев, Пастернак, Гудзенко, Друнина, Васильев, Евтушенко, Дементьев, Симонов и многие другие. Всем нам, определённо, есть чему поучиться у них. И слава Богу, что они своим творчеством присутствуют в нашем культурном коде.


- Мне кажется, любой поэт внутренне противится определениям «лирический», «пролетарский» и тем более – «фронтовой». Определения сужают, ограничивают. Согласишься или предпочтёшь ипостась «поэта-фронтовика» как самую главную?

 

- Безусловно, Лобанов до СВО и Лобанов после – это два разных поэта. Но многие ошибаются, считая, что я начал писать стихи, попав на фронт. Это не так. Об этом я уже говорил. Просто, мои военные стихи получили большее внимание и резонанс, нежели ранние.

 

Ипостась «поэта-фронтовика», откровенно говоря, мне нравится, и я не противлюсь этому восприятию со стороны почитателей моего творчества, но это не совсем точно раскрывает меня, как поэта. Как будет дальше, – покажет время. Главная задача – говорить правду, показывать её в деталях, не обманывать самого себя. Поэзия либо есть, либо её нет. Создать её умышленно – невозможно.


- Как там приходят стихи? Чего больше в этом импульсе, заданности, вынужденность, приказа себе самому, попытки усмирить разбушевавшиеся эмоции, показать природе и Богу, что ты, несмотря ни на какие испытания, упрямо жив, а не растоптан? Есть ли в поэзии, рождённой боями, иррациональный вызов сложившемуся положению вещей, постоянному горю, сделавшемуся фоном жизни?

 

- Вдохновение на фронте случается так же, как и в мирной жизни неожиданно, самопроизвольно. Если в домашних условиях его источником часто выступают всем давно знакомые и привычные вещи, любовь, разлука, непредвиденная встреча, противоречия, протест, желание порадовать и удивить, и многое другое, то на фронте этими источниками становятся человеческие пределы, характеры, готовность к самопожертвованию ради спасения товарища, мужество, стойкость, острое ощущение жизни и смерти и грани между ними, окопная самобытность, чудеса, которых случается больше, чем предостаточно, вера, самопознание, простота (хоть это трудно представить), поступки и пр.

 

Является ли поэзия, рождённая боями, иррациональным вызовом? Не думаю.  Поэзия – это отражение происходящей действительности, её оттиск со всеми чертами – положительными и наоборот. Поэзия – это отклик, а не вызов. Акт неравнодушия и сопричастности. И мы, писатели, не имеем право оставаться в стороне и не писать об этом трудном и стратегически важном периоде в нашей отечественной истории. Возможно, то, что мы напишем станет «машиной времени», с помощью которой наши потомки смогут путешествовать по эпохам истории, точно также, как мы сейчас заглядываем в прошлое через строки великих творцов и оказываемся в строю Полка Игорева, на передовых позициях в битве за Москву в 1941-м году, возвращаем Крым.

 

- Как ты относишься к тем, кто прошел теми же тропами, что и ты, и уже входит в историю страны как первые поэтические голоса Специальной военной операции? Кого из множества имён ты бы особенно выделил?

 

- Искренне рад, что это трудное время дало подъём патриотической литературе и являет новые имена. Инна Кучерова, Алексей Шорохов, Дмитрий Филиппов, Игорь Витюк, Татьяна Селезнёва, Оксана Москаленко, Елизавета Хапланова, Нина Попова, Николай Иванов, Геннадий Иванов, Сергей Арутюнов обладают хорошими крепкими голосами и являются примером того, как надо писать. Уверен, что в будущем все они войдут в литературные антологии и будут предметно изучаться и анализироваться.


- Можешь ли ты перечислить строки, повлиявшие на тебя самым неотразимым образом? Я имею в виду поэзию Великой Отечественной. Симонов, Сурков, Долматовский?

 

- Константин Симонов: «Ожиданием своим ты спасла меня»; Сергей Орлов: «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках»; Юлия Друнина: «Кто говорит, что на войне не страшно, – тот ничего не знает о войне»; Семён Гудзенко: «Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки»; Алексей Сурков: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» - первое, что всплыло в памяти. Но этих строк гораздо больше.

 

- Не могу не спросить - в чем тебе видится коренное отличие поэзии двадцатого века от стихотворного наследия первой четверти двадцать первого столетия. Мы - ничем не отличаемся, отличаемся всем, чем-то? Подчеркни, пожалуйста, нужное, и, если сможешь, подтверди свой тезис.

 

- Новое время диктует свои правила. Современный мир стал и лучше, и хуже одновременно, но, опять же, смотря что имеется ввиду. Не хотелось бы особо дискутировать на эту тему – думаю, все всё прекрасно видят и понимают.

 

Коренное отличие поэзии двух упомянутых периодов заключается в отношении к слову, к текстам и смыслу (опять же, это только моё мнение и с ним вправе никто не соглашаться.)

 

В первом периоде оно более серьёзное, требовательное. Возможно, – возведённое в ранг религии. Творящий несёт ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Это видно по качеству и глубине их поэтического наследия (естественно, я говорю о поэтах, которые уже упоминались мной ранее).

 

Однажды в авторском предисловии к поэтической книге Е.А. Евтушенко, я прочёл следующее: «Поэт должен быть беспощадным прокурором собственных стихов». Вот она – истина. А многие выбирают роль адвоката, покрывая свою бесталанность.  Бесспорно, всё гениальное – просто. Но это не означает, что эта простота должна граничить с безумием, веять графоманией, отказываться от чётких канонов и правил стихосложения. Думаю, что за этой современной простотой (литературной простотой) скрывается обычная человеческая лень. Разве можно стать признанным и востребованным писателем, забыв, что процесс написания – это невидимая кропотливая работа над каждым словом? Что литература является средством воспитания и формирования народного мышления? Что слово имеет колоссальную силу? Конечно же, нет! Подлинная поэтическая простота, не лишённая глубины и замысла – удел гениев. Надеюсь, что они уже родились.

 

Также следует подчеркнуть, что всё-таки благодаря СВО (как бы это странно не звучало), происходит переосмысление и отсеивание хорошего от плохого. И это очень важно. Россия всегда была сверхдержавой в интеллектуальном плане, которой, разумеется, без отечественной, признанной всем миром литературы, не могло бы быть.

 

- Что ты ценишь в строке больше всего? Иные армейской чеканки поэты ответили бы, не смущаясь: мускулистость, подтянутость, а эстеты уповали бы на иные добродетели - изысканные силлогизмы, новизну интонации. Что ближе лично тебе?

 

- Покажется банальным, но я ценю незамысловатый и в то же время сильный образ, обрамлённый в строгую форму. А форма должна достигаться выверенным ритмом и, насколько это возможно, – чёткой рифмой. Ничто так не ласкает слух, как благозвучная строка с добавкой аллитерации или ассонансов.


- Когда ты считаешь себя достигшим замысла? Удачная, меткая, неотразимая деталь, броская рифма, психологическая достоверность изображаемого и, главное, живой речи, или у твоего внутреннего совершенства другие признаки?

 

- Прекрасный перечень литературных приёмов. Конечно же, я их всегда держу в голове или лучше сказать – в обойме. Люблю отдавать предпочтение деталям и психологической составляющей. Считаю себя достигшим замысла, когда понимаю, что моё стихотворение работает. Что он выполняет задачу, задуманную мной.

 

- Что чувствуешь ты, собирая пятую (изданы четыре) книгу стихотворений? Что тебе в ней и хочется, и не хочется принимать? Задаешь ли себе вопрос «Господи, я ли это?!»

 

- Чувствую ответственность перед читателями, предшественниками и собой.

 

Один из моих командиров часто повторяет фразу: «Лучше можно, хуже нельзя». Могу ли я позволить себе литературную слабость, когда уже являюсь членом Союза писателей России и лауреатом несколько серьёзных литературных премий? Упаси Бог. Не имею права! Как после такого смотреть в глаза моим учителям и коллегам? Лучше ничего не писать, чем извергать из себя ересь, выдавая её за поэзию, пользуясь ранее заработанным авторитетом.

 

Хочется, чтобы новая книга была лучше предыдущих. Чтобы в ней не было лишних (проходных) стихотворений. Хочется, чтобы у неё появился читатель.

 

Задаю ли я себе вопрос: «Господи, я ли это?!» –  нет, не задаю. Я уповаю на Него. Стараюсь любую литературную работу начинать с молитвы. И точно могу сказать – это помогает. Без веры сложно во всём. С Богом – всё осилим.


- Сложился ли, на твой взгляд, жанр Z-поэзии? Прошло ещё так мало времени, но кажется, что десятки лет. Кажется ли тебе это явление загадочным, или уровень гуманитарной культуры нашего народа сегодня довольно высок и для покорения таких вершин?

 

- Определённо, процесс появления жанра Z-поэзии набирает обороты, обретает инерцию. Это закономерно. Многие начинают ощущать в себе творческие порывы, зиждущиеся на желании выговориться, озвучить свою позицию, дать оценку и прочее. Также и писательское общество не может не откликаться на происходящие военные события. Ничего загадочного в этом нет. Я считаю не случайным, что в период Великой Отечественной войны и в поствоенный период появилось столько ярчайших поэтов и писателей. Их не могло не появиться! Тяжелые времена рождают сильных людей, как в физическом, так и в духовном плане.


- Во время Бородинской битвы стихи писали единицы, а самым известным стало лермонтовское, родившееся спустя множество лет. Где логика?

 

- Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…». В этом Тютчев оказался абсолютно прав. Не думаю, что Михаил Юрьевич знал, что его стихотворение «Бородино» пройдёт через века и станет достоянием нашей литературы. Логика в том, что в истории остаётся – лучшее. А товарищ Лермонтов умел его создавать.

 

- Какое стихотворение о СВО ты бы хотел прочесть (примерно, в тематических чертах - жанр, то есть, песня, поэма), и какое хотел бы написать сам, никому его не доверив?

 

- Меня очень волнуют рассуждения некоторых писателей. Скорее – псевдо-писателей, смеющих говорить, что писать о войне не нужно, что это не модно и отдаёт пропагандой, что есть множество других тем, достойных внимания. Здесь я категорически не согласен. Почему? Ответ в моём стихотворении.

 

     ***

 

Есть ли гений во мне –

Только время покажет.

Я пишу о войне,

Что на лицах под сажей.

 

Что в сырых блиндажах

Надрывается матом,

Что лежит на ежах

Обгоревшим солдатом.

 

Что целует в уста

В дыме первого боя.

Что чертовски проста,

Хоть слывёт непростою.

 

Что крестами стоит

У друзей на могилах.

Что крестами висит

У лжецов на мундирах.

 

Что навечно во мне,

Что всегда будет в теме.

Не писать о войне –

Равносильно измене.

 

Беседовал Сергей Арутюнов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

В целом стихотворение понравилось.
Но некоторые слова, подчеркиваю!, по моему личному ощущению, показались не совсем точными или диссонирующими:
1. Что крестами висит
У лжецов на мундирах.

По-моему "лжецов"в контексте диссонирует и не совсем точно. Так же и в звуковом отношении. Точнее у "подлюг". Но это, понятно, слишком грубо.

2. Не писать о войне –
Равносильно измене

Здесь "не писать" слишком ограниченное личное: "я писатель".
По-моему лучше:
И молчать о войне,
Равносильно измене
.
Здесь "молчать" имеет гражданский, общественный смысл.

Также очень понравились глубокие и образные вопросы писателя Сергея Арутюнова.
Агафон / 31.10.2024, 00:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Арутюнов
Антон Хрулёв: «Культуре нужны люди со стержнем»
Разговор с добровольцем и поэтом
28.08.2024
«Выбор поэта определяется честью и совестью»
Интервью с поэтом-фронтовиком
04.07.2024
«Мой позывной – Вожак»
Беседа с поэтом и воином
02.07.2024
Принципы русского цензора
Выдержки из консервативного конспекта
19.06.2024
Все статьи Сергей Арутюнов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Позывной «Филин»
Рассказ
19.11.2024
Провокация старого Джо
Президент США Байден за 2 месяца до ухода из Белого дома разрешил Украине применять американские ракеты для ударов по территории России
19.11.2024
Политические последствия разрешения ударов
по России: анализ эксперта
19.11.2024
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Что творят «многонационалы»!
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22